Матрешки, музей матрешки
Матрешки, музей матрешки: как матрешка село кормит(из журнала Сельская новь № 9, сентябрь 2004 г.)
Мастерские здесь почти в каждом дворе, и на улицах редко встретишь праздного человека. Только слышно над селом монотонное гудение: будто гигантский рой пчел тревожно витает в небесах. Это полховские столярки рождают мириады
матрешек, а вкупе с ними — яйца, грибы, солонки, ступы, копилки и прочие липовые чудеса.
Если и есть на улицах мужики, то они увлечены единственным открытым для посторонних глаз занятием: обдирают липовые бревна. Липа для Полх-Майдана — дерево судьбоносное. Она везде: свалена в ободранном и «одетом» виде вдоль улиц, стоит «зенитными батареями» во дворах, распиленными «стульчиками» грудится у столярок. Только раз в неделю, по вторникам, улицы оживляются:
майданцы вытаскивают баулы, грузятся в автобусы и отправляются сбывать произведенное.
Всего в селе 700 дворов, и столярок нет только у старух и одиноких женщин. Но и те, которые без мужей, покупают «белье» у знакомых, красят и тоже везут в Москву продавать. А с чего все начиналось?
Однажды (было это после войны 1812 года) местный крестьянин Никита Авдюков привез в Полх-Майдан токарный станок. Вещь редкая, чудная (в движение станок приводился при помощи громадного колеса, которое должен был непрерывно вращать подручный), но и благородная: свежи были предания о том, что сам император Петр Великий искусно точил многие вещи.
Очень скоро токарные станки и мастерские расплодились по всему Полховскому Майдану. Местные умельцы делали из липы всевозможную посуду — от солонок до тарелок.
Промысел с самого начала и навсегда оформился как «полный цикл семейного производства». То есть члены одной семьи вместе заготавливали древесину, точили посуду и возили ее продавать по всему миру. Вы не ослышались: именно по всему миру. Даже тогда, когда работали при лучине, а возили товар в телегах и санях.
Иван Грачев, полховский
мастер, помнит прошлые времена. Нет, он вовсе не старый человек; дело в том, что электричество здесь провели лишь в начале 60-х годов прошлого века, асфальт к селу подошел лет десять назад (а улицы в Полх-Майдане до сих пор представляют собой сплошное месиво из песка и глины). Это отражение войны, которую долгие столетия сменяющие друг друга власти ведут с
майданцами, но об этом позже. Иван сам успел поработать на станке, который изобрел еще Леонардо да Винчи, поездить на телегах, а уж «прелести» купеческих путешествий они с женой Татьяной познали очень даже хорошо. С удовольствием Иван рассказывает про Татьяниного прадеда:
- Его звали Федор. Он бывал и в Турции, и в Германии, и в Швеции, с женой своей даже два раза посетил Святую землю. А ведь был простой мужик! И так почти все наши майданцы: до Норвегии, Испании, даже до Америки их доносило.
Матрешки в Полх-Майдан пришли в начале прошлого века.
Мастера ездили по миру и подсмотрели, как в городе Сергиевом Посаде тамошние умельцы осваивают привезенную из Японии одним из купцов буддийскую куклу Даруму, изображающую великого проповедника Бодхидхарму во множестве обличий. Когда русскую «Даруму» назвали «
матрешкой», вряд ли задумывались, что название это связано с индуистской богиней-матери Матри (хотя ничего случайного в этом мире не бывает). Разборные «барышни» прижились на здешней скудной земле и со временем стали главным товаром, вывозимым из села.
Мужчины в Полх-Майдане точат, женщины красят. Татьяна Грачева никогда в жизни не работала официально, с трудовой книжкой, хотя красить
матрешек-таратушек посадили ее с десяти лет. После прихода капитализма оформила частное предпринимательство. Вообще, Полх-Майдан из всех русских сел, в которых процветает хоть какой-то
промысел, выделяется: здесь все работают легально, причем мастера платили налоги даже при советской власти. Но тогда, для того чтобы получить разрешение на кустарничество, нужно было отработать положенные трудодни в колхозе. Еще в относительно недавние времена
майданцев с товаром вообще не выпускали из села — устраивали засады (я не шучу!). Умельцы находили выход: со своими громадными корзинами, набитыми игрушками, выбирались из села по ночам.
- Эти корзины погубили одного из моих дедов, Василия Васильевича, — рассказывает Иван. — Весят они по 100-120 килограммов, а с собой обычно везли по десять корзин. Он надорвался под Москвой, когда их выгружал из вагона, и умер. А другого моего деда, Василия Севастьяновича, до войны посадили на десять лет за спекуляцию (а на самом деле за то, что игрушки точил). Оттуда он не вернулся… И Таниного деда Василия Ефремовича тоже раскулачили за то, что не пил, не курил, только точил день и ночь. А сколько мы с Таней всякого такого пережили… И тунеядцами нас называли, и спекулянтами, и к суду грозились привлечь. Мы ведь столько городов с корзинами объехали, и на Украине, и на Кубани бывали, ездили, даже когда Таня беременная была!..
Ныне липы в округе не осталось,
майданцы ее покупают в Мордовии. Неободранная липа стоит 800 рублей за куб, ободранная — 1500. Станки, слава Господу, электрические, вручную их крутить не надо, но в общем-то, технология не меняется два столетия.
Матрешек в таких громадных количествах стали точить лет пятнадцать назад, когда в мире появилась мода на русское, а в стране повеяло свободой. Горбачевские времена — «золотой век» Полх-Майдана: за два года здесь построили множество каменных домов (именно «
на матрешках»), но все быстро кончилось. Сейчас
мастер в лучшем случае купит «жигули», а уж о новостройке задумываться нет смысла.
Тем не менее, можно сказать,
майданцы смогли вписаться в рынок, да им это было и не сложно: дух свободы и предпринимательства у них в крови.
- У нас давным-давно рыночная экономика, — говорил Грачев. — А еще
майданцы — дипломаты, ведь приходится встречаться с разными людьми: и с хулиганьем, и с пьяными, и с бандюгами… Сколь веков торгуем! Ко всему притерлись…
Мастера (а к станку здесь встают с 12 лет) могут точить даже вслепую — настолько приучаются чувствовать материал и инструмент. Труд этот не из легких. От пыли, лаковых паров и стояния на ногах «подарок»
мастеру — букет хворей, самые массовые из которых — тромбофлебит и сердечно-сосудистые заболевания. Здесь редко доживают до преклонного возраста.
Нынче в Полх-Майдане точат и красят и «пятнашки», и «двадцатки», и «пятидесятки» (по количеству «посадочных мест»). Двое
мастеров освоили даже 75-местных
матрешек! Делаются также пасхальные яйца, солонки, разные точеные зверушки, балясины. Но общий объем всего этого значительно уступает
матрешкам. Последний писк моды, который неплохо идет на рынке, — деревянные люстры и гардины.
Если говорить о ценах на товар, то они — страшная тайна. Ни один
мастер не признается даже близкому родственнику, почем он продал. Но, в общем-то, после неглубокого проникновения в «цеховые тайны» выясняется, что средняя цена, например, на
матрешку-"десятку" — 140 рублей. Если
матрешка нераскрашенная, цена падает в два раза. Короче говоря, чтобы заработать на достойную жизнь, в день надо вытачивать и красить штуки четыре таких «десяток».
- Всякий раз мы подстраиваемся под рынок, под то, что он просит, — рассказывает Иван Грачев. — Да и конкуренция в последнее время развилась. Есть такая деревня Варнаево, там издавна из лубка, который мы обдираем, делали мочалки (
промысел у них такой был), так теперь тоже взялись
матрешку делать. Точит уже весь район, даже одно село в Мордовии
промысел наш освоило. А чем еще заниматься, если сельское хозяйство развалено, завод в райцентре стоит? Нас,
майданцев, всегда «в скобках» оставляли. Захотели создать фабрику полх-майданской росписи — построили ее в райцентре. Теперь на этой фабрике никакой росписи уже нет, одна только пилорама работает. И кричат: «Вот, пропала
майданская роспись!..» А роспись не пропала. Она даже обогатилась.
Матрешку теперь как первую модницу снаряжают. Мы ездим на вернисаж в Москву, так как, у каждого своя клиентура. И во главу угла ставится качество — ведь каждый
мастер отвечает за свое творение. И кстати, с одними
матрешками ехать — пустое дело; надо их разбавить как можно большим ассортиментом: и свистками, и пистолетами, и яйцами, а для того, чтобы все это выточить да раскрасить, надо фантазию применить…
Кстати, «каста» купцов (тех, кто только перепродает) в Майдане так и не сложилась. Возможно, в том, что маленькие семейные «цеха» справляются со всей работой, начиная с обдирания липы и заканчивая прилавком на Измайловском Вернисаже в Москве, и кроется успех такой активной жизни полх-майдановского
промысла.
Мастер Грачев так объясняет преимущество семейного дела:
- Моя Таня для меня и ОТК, и партком, и профком… в общем, все. Строже ее нет для меня начальника. Сейчас даже пьют у нас в селе не особо: работы слишком много. Кормит
матрешка-то…
Недавно в райцентре открыли
Музей матрешки. Расположился он в типовом здании детского сада и не может похвастаться «колоритом», тем не менее, власти надеются, что туристы и, соответственно, деньги туда потянутся. Полховский Майдан вновь обойден, и вот почему.
Музей матрешки уже давно есть в местной школе, но беда в том, что она не ремонтировалась капитально со дня постройки, к тому же примитивный туалет распространяет «ароматы» по всему зданию. И газопровод в Полх-Майдан не проводят: считают, что местные «спекулянты» сами способны профинансировать работы. Политика властей не меняется…
Автор: Геннадий Михеев, Нижегородская область
Наталия | 22.03.2012, 15:23
Здравствуйте, муж занимается заготовками матрешек, вас какой размер интересует? Пишите на майлndrokosha@mail.ru
Алексей | 06.03.2012, 22:30
Мира какая матрешка и в каких количествах.Постараюсь помочь.Тел.89271860120 Своя токарная мастерская.
Мирослав | 07.02.2012, 08:20
Меня зовут. Мира. Меня интересует матрешка в оптовых количествах. Вы мне можете помочь. С уважением Мира. Буду благодарна за ответ