ВЦИОМ провел исследование того, как изменилось отношение россиян к предпринимательству за четверть века.
В далеком 1991 году россияне еще относились к предпринимательству как к диковинке, понимание того, что ждет начинающего бизнесмена у них не было. Четверть века назад на вопрос «Желаете ли открыть собственное дело?» половина (49%) отвечала отрицательно, сегодня тех, кто уже знаком с реалиями капитализма стало больше, отсюда – 60%.
Впрочем, тех, кто все-таки готов рискнуть и стать бизнесменом, сегодня 34%, ранее их было только 29%. Что примечательно, среди молодежи (60%) тяга к предпринимательству в десять раз выше, чем у пенсионеров (6%). Сомневающихся стало гораздо меньше – 3% против 20% четверть века назад.
Выросла доля тех, кто желая открыть свое дело, уже делает для этого некие шаги – 17% (ранее 8%), каждый третий из потенциальных предпринимателей (33%) собирается начать действовать в скором времени.
Почти половина изъявивших желание заняться бизнесом (47%) не знают с какого конца взяться за это дело, поэтому не могут назвать конкретные сроки своих действий в этом направлении.
Оптимизм и вера в свои силы за 25 лет сильно выросли – сегодня 71% из желающих открыть свое дело и начавших уже действовать, уверены в своем успехе, в 1991 году таковых было 35%. Среди того, что необходимо для успеха бизнеса 34% россиян назвали деньги, 27% – личные качества, 23% – нужные связи.
Действующие предприниматели распределили эти же понятия иначе: на первое место поставили личные качества (45%), знакомства и связи (27%) и только потом деньги – 12%.