«Может ли в современных условиях обыкновенный деревенский парень или девушка выбиться в люди (получить хорошее образование, сделать карьеру)? Что для этого нужно?»
Эти вопросы наши корреспонденты задавали молодым людям, их родителям и педагогам в разных регионах страны
Курская область
Александр Сотников, д. Егорьевка:
- В школе я неплохо учился, даже помогал по математике и физике ребятам, которые сейчас вузы заканчивают. Но так сложилось, что теперь я в семье кормилец, помогаю матери управляться с хозяйством, растить сестренок. Да в нашем колхозе сейчас специалисты с высшим образованием и не нужны. Для механизаторов еще есть работа, и то на сезон. А остальным что делать? Денег не платят, зерном, скотиной рассчитываются, за счет этого держим свое хозяйство.
Дмитрий Шевардин, студент Курской сельскохозяйственной академии:
- Образование у нас можно получить, а вот насчет карьеры… До четвертого курса я был уверен, что вернусь в деревню, смогу там чего-то добиться. Но после то-го, как съездил на каникулах в Германию, поработал там у фермеров, понял, что у нас такого никогда не будет. Не потому, что мы ленивые или неумелые. Главная проблема нашего сельхозпроизводства - в отсутствии государственной поддержки. Немцы свое село поддерживают мощно, потому и с урожаем, и с подготовкой кадров все у них в порядке.
Геннадий Д., пос. Солнцево:
- В прошлом году Славик Лагур из нашей школы поступил в МВТУ. Говорят, за всю историю Солнцевского района в «Бауманку» никто не поступал. Родители у него не начальники и не богачи. Но он сам парень способный, и факт, как говорится, налицо: элитное образование получит паренек из сельской местности.
На мой взгляд, сейчас деревенскому парню или девушке получить образование даже легче, чем прежде. С одной стороны, все кричат, что денег нет, а с другой - чтобы парня в армию не забрали и в Чечне не убили, достают «бабки» из-под матраса и платят за учебу. У нас половина класса училась на тройки, а к сентябрю - кто в колледже, кто в институте. Откуда деньги? Да быки и поросята на каждом подворье.
Я сам так учусь: для оплаты за первый семестр родители сдают быков, за второй - поросят. Было бы только желание учиться. А то, к примеру, одному пацану дед скопил на учебу со своей пенсии инвалида войны, а он на те деньги купил машину. А другому родители дали деньги на уплату первого семестра, а он их на игральных автоматах спустил. Тут, как говорится, каждый сам себе хозяин.
Волгоградская область
Надежда Попцова, пос. Старая Полтавка:
- Я уже давно работаю в сельской школе и знаю: даже самые лучшие наши выпуск-ники идут только в пед- или сельхозинституты. Учатся они трудно, сказываются школьные пробелы. Попадаются одаренные сельские ребята, которым учеба дается играючи, но серьезную карьеру они делают редко. То ли робеют, то ли родители и педагоги не воспитали в них такую потребность. Во всяком случае, на моей памяти были выпускники, что по своим способностям годились работать и в науке. Но и пытаться не стали.
За годы работы в сельской школе я пришла к выводу: для того чтобы получить хорошее образование и сделать карьеру, деревенским ребятам упорства и целеустремленности нужно на порядок больше, чем городским. И еще материальная и серьезная организаторская поддержка со стороны родни.
Ставропольский край
Николай Чубенко, с. Новая Деревня:
- Сейчас мой сын служит в армии, а до этого он закончил Ставропольское художественное училище. Думает остаться жить в селе. Я постарался сделать все, что от меня зависит, чтобы парень смог самореализоваться: построил ему мастер-скую, помогу и с заказчиками - я сам художник, имею в селе собственную картинную галерею, недостатка в покупателях и заказчиках нет. Так что сын впишется в отлаженный механизм, а я тем самым исполню свой отцовский долг.
А вот большинству сверстников Александра будет куда труднее. Например, его девушка заканчивает вуз по хорошей вроде бы специальности - работник налоговой сферы. Но очень переживает, что после учебы не сможет никуда устроиться. В городах и райцентрах своих экономистов пруд пруди. Товарищ сына имеет диплом юриста, но ему предложили зарплату 300 рублей, и он предпочел уйти в охранники. В селе какое было производство - разрушено, а в городе своих молодых и неустроенных хватает…
Александр Красников, пос. имени Кирова:
- Я недавно окончил Ставропольский аграрный университет, проблем с устройством и самореализацией у меня нет, так как я сын фермера. Пока учился в школе и вузе, помогал отцу, навыки в работе есть. Считаю, что фермерство - это нормальный образ жизни, который обеспечивает человеку и моральное удовлетворение, и материальный достаток.
Но многие мои товарищи не рады свое-му высшему образованию. Знаю нескольких ребят, которые, имея дипломы, работают слесарями в ЗАО имени Кирова. Зарплаты там мизерные, а больше им податься некуда. Невольно подумаешь: и зачем учился? Фермеров, которые могли бы составить конкуренцию этому ЗАО и предоставить молодежи рабочие места и перспективы, местная власть не поддерживает. И куда, спрашивается, податься моим образованным сверстникам?
Ульяновская область
Ольга Власова, пос. Николаевка:
- Я выпускник средней школы и сразу скажу: сельский парень или девушка могут выбиться в люди, если еще в детстве уедут из села. Дело даже не в том, что материальные условия семьи не позволяют поступить в институт - хотя и это тоже сплошь и рядом встречается. Важнее то, что качество обучения в сельской и городской школе разнится как небо и земля. Взять нашу среднюю школу в Николаевке. Мало того что она давно уже в аварийном состоянии, зимой температура в классах не поднимается выше 15 градусов, ученики сидят в верхней одежде. Но главное - с преподавателями проблема. Те, кто помоложе, а значит и знания у них посвежее, стремятся удрать из поселка в города. Зарплата-то у них какая? А условия жизни? Нам достаются пенсионеры. Отсюда и качество образования. Попробуй-ка сунься с таким в вуз.
Вологодская область
Вера Ботина, директор средней школы, пос. Огарково:
- Мой 25-летний стаж директора сельской школы подсказывает: деревенские дети больше городских настроены на успех, а дело педагогов - помочь им. Пять лет назад мы разработали концепцию саморазвития наших учеников. Учим ребят определять свои жизненные цели и брать на собственные плечи ответственность за свой выбор. На это настраивает их работа в детской общественной организации «Рост» - название говорит само за себя. И мы уже видим результаты. Большинство наших выпускников хотят получить высшее образование, многие юноши и девушки поступают в технические и гуманитарные вузы Вологды и в военные училища.
Но нам, педагогам, и нашим ученикам проще: мы находимся в пригороде, сесть на автобус, доехать до города, где театр, картинные галереи, хорошие библиотеки, - не проблема. А в глубинке? Там не то что компьютеров нет, там и учителей-то не хватает.
Хабаровский край
Саша Таврова, пос. Эльбан:
- Выбиться в люди, по представлениям молодых эльбанцев (и по моим тоже), - значит уехать из поселка. У нас в Эльбане один завод, который делает патроны, и мужская колония. И что здесь ловить? Я после школы уехала поступать в Хабаровск.
В бюджетную группу я не попала. Расстроилась, думала забрать документы, но мама сказала: «Не сходи с ума, как-нибудь выкрутимся». У нее такой ма-а-лень-кий бизнес…
Самая большая проблема - жилье. Мне места в общаге не досталось. Я то на вокзале ночевала, то у подружек. Но, как говорит мама, я настырная, пошла в деканат, даже кричала там, и мне место дали. Еще на питание большие расходы. Но если взять в столовке рожки с подливкой и хлеб, обед будет стоить 5 рублей.
Теперь - ради чего я терплю все эти трудности. Очень просто: я люблю учиться. Люблю сидеть в читалке и параллельно читать несколько книг. К примеру, сейчас я читаю Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия» и Ницше.
Когда мы встречаемся с одноклассниками и обсуждаем - кто, где, на что, то приходим к выводу: без поддержки родителей никто из нас не смог бы прожить в городе, учиться, даже если подрабатывать. И еще думаем: а после учебы - куда? Нигде нас особо не ждут.
Автор: Ф.Р. Калинин