В истории русского искусства XVII столетия преимущественное внимание обычно уделяется второй половине века. В этот период художественная жизнь наиболее многогранна, на эти годы приходится активная деятельность Иконного цеха Оружейной палаты и школы царских изографов во главе с Симоном Ушаковым. Провинция выдвигает крупнейших мастеров фрески: Гурия Никитина, Дмитрия Григорьева, Фёдора Игнатьева и других замечательных живописцев.
Расцвет искусства XVII века был подготовлен художественной деятельностью мастеров первой половины столетия – московских и иногородних («городовых») – Прокопия Чирина, Назария Истомина, Любима Агеева, Василия Ильина, Ивана Паисеина, Севастьяна Дмитриева. Пользуясь опекой двора, работая по заказу меценатов нового типа из купеческого сословия и промышленников – Строгановых, Светешниковых, Никитниковых, Гурьевых, – иконописцы старшего поколения оставили немало памятников стенного и иконного письма на обширной территории Московского государства: в Москве, в Троице-Сергиевом и Кирилловом монастырях, во Владимире, Суздале, Боровске и других городах. Эти мастера восприняли опыт иконописного дела предшествующего периода и передали его молодому поколению. Годы смутного времени первых двух десятилетий XV века не смогли прервать прочно сложившуюся на Руси национальную традицию творческого отношения к иконописному делу как к высокому мастерству, духовно содержательному искусству.
Истоки живописи XVII века в значительной степени уходят в художественную жизнь России предшествующего столетия. В эпоху царствования Ивана Грозного оказались нарушенными некоторые из установившихся в русском искусстве связей и созданы новые. Централизация художественных сил вокруг Москвы привела к ослаблению древних культурных очагов – Ростова, Суздаля, Новгорода, Пскова – и появлению новых. Иконопись всегда была подконтрольной, и для непосредственного руководства иконописными мастерскими на Стоглавом соборе 1551 года были даны соответствующие указания общероссийского масштаба.
На соборе среди актуальных тем политической и идеологической жизни впервые рассматривались вопросы иконописного дела – его организации, уровня мастерства, иконографии. Подобного рода опека – обычное условие развития средневекового искусства, целиком зависимого от заказов феодального класса и церкви; она имела место с момента христианизации Руси.
О значении постановлений Стоглавого собора по вопросам иконописания свидетельствует активное использование этих текстов в трактатах об иконописании, широкая распространённость их в списках иконописных подлинников в XVII-XVIII веках.
Тщательно разработанная система видов и жанров искусства, отвечавшая многообразию общественных, культурных и эстетических потребностей, являлась важнейшим стилеобразующим фактором. Рассматривая художественные явления и стили эпохи вне этой системы, невозможно дать им верную характеристику. Как правило, ведущие иконописцы конца XVI – начала XVII столетия были прежде всего мастерами стенного письма. В годы царствования Бориса Годунова было создано немало ансамблей стенописи: фрески Грановитой, Золотой и Патриаршей палат (частью возобновившие ранее существовавшую живопись), стенопись Троицкого собора в Больших Вязёмах, церкви Благовещения в Сольвычегодске. В Ипатьевском монастыре – родовой вотчине Годуновых – стенным письмом были украшены Троицкий собор и частично другие храмы. Возобновлены фрески Смоленского собора Новодевичьего монастыря, расписана паперть Успенского собора в Свияжске.
Автор: Симонова Анастасия, искуствовед