ГАИ вводит новую систему оплаты штрафов
Не прячьте свои денежки В прошлом году в Москве доходы от штрафов за нарушение правил дорожного движения возросли более, чем в семь раз. Но не потому, что граждане стали вдруг сознательными и начали вовремя оплачивать квитанции, а потому, что сами увеличилась сумма штрафов. В отношении некоторых правонарушений штрафы возросли в десять раз.
Кто готов раскошелиться?
По словам правозащитников, в условиях кризиса водители стали чаще использовать несовершенство российского законодательства и уклоняться от уплаты штрафов. Многие поняли, что постановление можно оспорить, если штамп с реквизитами ГИБДД не читается. Кроме того, применить административный арест к нарушителю можно только в течение ста дней с момента вынесения постановления. И, наконец, водители поняли, что неоплаченные квитанции совершенно не влияют на регистрационные действия и оформление техосмотра. Так что по-прежнему штрафы вовремя оплачивают только ну очень сознательные водители. И это несмотря на то, что должникам грозят серьезные неприятности: если дело дойдет до суда, сумма штрафа увеличивается вдвое
Без вины виноватые Но — парадокс: под суд может попасть и тот, кто вовремя оплатил штраф. Ведь каковы сегодня правила? Инспектор оформляет постановление-квитанцию за нарушение ПДД, и в течение 10 дней водитель может это постановление обжаловать. Уплатить штраф он обязан в течение 30 дней со дня вынесения постановления о нарушении.
Проконтролировать, уплачен ли штраф, должны гаишники. Но информация об уплате штрафов первым делом поступает в федеральное казначейство России, потом спускается в его региональное отделение, после чего передается в ГАИ. Где тоже нужно время, чтобы обновить базу данных. Более того — по полученной информации не всегда можно установить, что это за штраф, кто его оплатил и за какое нарушение он был выписан. Поэтому и возбуждаются дела о взыскании уже уплаченных штрафов, которые направляются судебным приставам. И автомобилисты, вовремя все оплатившие, рискуют столкнуться с серьезными неприятностями на дороге. Ведь судебные приставы по закону при проведении дорожных рейдов в счет погашения долга, если водителю нечем расплатиться прямо на дороге, могут забрать у него запасное колесо, магнитолу, сотовый телефон и даже автомобиль. Поэтому на всякий случай ГАИ рекомендует всегда иметь при себе оплаченные квитанции.
Размер имеет значение Между тем, судебные приставы уже начали жаловаться, что штрафы меньше 300 рублей взыскивать невыгодно, и предлагают вместо "дешевых" штрафов использовать административные предупреждения. Что абсолютно не нравится ГАИ.
Ведь сотрудники автоинспекции обязательно отчитываются о количестве возбужденных дел. Чем больше заполненных протоколов, тем лучше — есть, о чем написать в отчете. Хороший отчет открывает неплохие перспективы повышения по служебной лестнице. Получается, чем хуже ситуация на дорогах, тем лучше для автоинспекторов. Кроме того, ГАИ отчитывается об объеме принесенных в казну средств. При таком раскладе для нее главное не безопасность дорожного движения, а сбор денег в казну. ГАИ давно уже превратилась в налоговую инспекцию, только налоги здесь называют штрафами. Так неужели ГАИ когда-нибудь согласится заменить штрафы предупреждениями?
Кстати, горячие головы уже предлагают повысить размер минимального штраф до его себестоимости. Представляете? Сейчас себестоимость сбора штрафа 300 рублей, значит и минимум должен быть в 300 рублей, а если завтра себестоимость сбора увеличится до 500 или 1000 рублей?
К счастью, в верхах эту инициативу пока не поддерживают. Наказание должно быть справедливым, соответствовать характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения. И носить предупреждающий характер. И ориентироваться только на состоятельных людей в этом вопросе никак нельзя.
Скажем, в год фиксируется 12 тысяч нарушений за управление без документов, предусмотренных правилами дорожного движения. Этот штраф для забывчивых водителей: надел другой пиджак и забыл переложить в него документы. Но проверить, есть ли у человека права и документы на машину, за кем числится автомобиль на учете, сейчас не проблема. Поэтому повышать штрафы за такое нарушение смысла нет. Или возьмем штрафы за управление транспортным средством с неисправностями, при которых запрещена эксплуатация. За 2008 год — почти пять миллионов нарушений! Но здесь надо разбираться, какие именно неисправности обнаружены у машины. Сейчас под неисправности попадают и тонированные стекла, и отсутствие аптечки, и просроченные лекарства в аптечке, и неисправные фары.
Просроченные лекарства в аптечке или отсутствие брызговика не влияют на безопасность движения, поэтому увеличивать за это штрафы нецелесообразно. А вот если не горят фары или не работают дворники, может, и стоит поднять меру ответственности.
И опять-таки дураку ясно, что увеличение штрафов никак не повлияет на их собираемость. Наоборот, у недобросовестных автоинспекторов появится лишний шанс договориться с водителем, не желающим платить высокий штраф.
Собирайся, денежка, большая и маленькая
Чтобы нормально собирать штрафы, нужно сделать так, чтобы автомобилисту было удобно его заплатить, а ГАИ — проследить за его уплатой.
В ряде европейских стран установлен определенный срок, в течение которого гражданин должен оплатить штраф. Если он сделает это раньше, ему делают скидку, если позже — начисляется пеня. У нас такой системы нет, но есть предложения по ее введению.
Пока же наше государство больше уповает на введение электронной системы приема платежей и контроля за ними. Новая система внедряется уже в Москве и Московской области. Подразделения ГАИ сами составляют электронный реестр назначенных штрафов, в котором указывается номер постановления, сумма штрафа, к реестру прилагаются реквизиты, куда деньги должны поступить. В течение суток реестр пересылается в банки. И когда плательщик приходит в банк, операционисту нужно лишь набрать номер постановления. Тут же высвечиваются все реквизиты и данные нарушителя с суммой штрафа. Остается лишь принять деньги. Информация об оплате тут же поступает в подразделение ГАИ. Если штраф не оплачен, на 41-й день на мониторе в ГИБДД высвечивается информация о должнике. Как только эта технология будет обкатана, Сбербанк распространит ее на всю территорию России. Намечается, что это произойдет уже в этом году.
ГАИ также рекомендует заполнять квитанции на интернет-сайте ГИБДД, а штрафы оплачивать через электронные терминалы. "Конструктор" заполнения квитанции для оплаты появился и на сайте ГАИ Московской области. Электронная квитанция уже четыре года работает на Сайте ГИБДД Северного административного округа столицы. Что до электронных терминалов, то банки в Москве устанавливают мобильные терминалы в своих отделениях и отделениях МРЭО и ГАИ. За свои услуги банки берут 5% от суммы штрафа. Специальные электронные устройства встречают деньги за административные штрафы, плату за регистрацию машин, выдачу прав и ежегодный техосмотр.
Система "Платежи ГИБДД on-line" подключена к милицейской базе штрафников. Кроме того, ГАИ налаживает систему информирования населения о долгах по штрафам в электронном виде. Скажем, с 1 июля 2008 года в Краснодарском крае человек может отправить СМС на определенный номер, указав номер машины. В ответ получит сообщение, числится ли за ним должок по штрафам или нет. Но этого явно недостаточно. У штрафников должно быть больше возможностей оплатить штрафы — и с помощью списания со счета телефона по SMS, с зарплаты в бухгалтерии, на сдачу при покупке продуктов в магазине, при оплате мобильной связи+ Недавно лидер "Движения автомобилистов России" Валерий Похмелкин заявил, что "необходима электронная система, которая мгновенно будет уведомлять ГИБДД об оплате штрафа. Для создания подобной организации необходимо государственное решение", иначе продолжаться неприятности из-за того, что в ГАИ не вовремя получают информацию. И с этим согласны все, даже чиновники.
Автор: Светлана Любошиц