Сегодня:  
Мы в соцсетях
СелНовости
Архив статейЗдоровье и отдых Логопедические проблемы. Дисграфия.

Логопедические проблемы. Дисграфия.

Общение и труд все перетрут. А логопеды вам помогут.

Логопедические проблемы. Дисграфия.Ну почему так получается: один карапуз уже в два года простыми предложениями разговаривает, а другой – и в три года два слова друг с другом связать не может? Нет родителя, который не задавал бы себе этот вопрос и не пытался бы объяснить отставание в речи своего малыша наследственностью. Она, конечно, играет роль. Но далеко не определяющую. Да, Эйнштейн, как гласят семейные хроники, заговорил чуть ли не пять лет.
Анекдот тоже можно к случаю вспомнить.
Ребенку уже пять лет, а он – ни гу-гу. Семья в панике. И вдруг за обедом малыш произносит: «Суп несоленый».
- Господи, что же ты раньше молчал, ничего не говорил? – всплескивает руками мама.
- А что говорить? Все нормально было, - отвечает малыш.


Но все-таки существуют некие усредненные нормы, на которые нужно ориентироваться. И если вы видите, что ребенок очень сильно от них отстает, не ленитесь обратиться за консультацией к специалисту.

Норма норме рознь

Развитие детей индивидуально. Нормы потому и называются усредненными, что чаще всего развитие детей идет с отклонениями в ту или иную сторону. Например, считается, что мальчики начинают разговаривать позже девочек. Но это не значит, что ваш сын заговорит непременно после двух лет, а дочка уже в год будет чуть ли Льва Толстого пересказывать. Тем не менее обычно годовалый малыш уже понимает отдельные слова и соотносит их с предметами, выполняет несложные просьбы: «Дай ручку, принеси чашку». В его активном словаре два-три слова, больше, правда, похожих на лепет, чем на осознанную речь. В два года появляются двух-трехсловные предложения, а в активном словаре уже около полусотни слов. К этому времени малыш правильно произносит некоторые звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г.

Трехлетний карапуз пытается связать отдельные слова в предложения, начинает склонять существительные, употреблять множественное и единственное число, простые предлоги и союзы. К четырем годам он разговаривает сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Усложняются предлоги и союзы. Постепенно ребенок осваивает свистящие звуки и гласные ы, э. Чуть позже появляются шипящие. Р, л обычно появляются ближе к 5 годам.

В пять лет перед вами уже нормально говорящий и ни на минуту не закрывающий рот человек. Он использует такие понятия, как овощи, фрукты, одежда, не переставляет звуки и слоги. Одним словом, ребенок говорит ясно, четко и, что самое главное, правильно.

Может, стоит подождать?

Логопедические проблемы. Дисграфия. Если речь ребенка значительно отстает от норм, стоит показать его специалистам. Родители обычно обращаются за консультацией к невропатологу, психоневрологу, педиатру, а вот к логопеду идти не спешат. Мнение, что первый раз наведаться к нему надо в пять лет, прочно засело в головах взрослых, и никак их не переубедить.

В детской поликлинике наблюдала как-то такую сценку. Дед с внуком объясняется с регистратурой. Понять, что он хочет, невозможно. Ну никак не удается деду связать все слова в предложения. Разговор дается ему с таким трудом, что он аж взмок. И говорит ведь совершенно без акцента. Падежи употребляет правильно, но так долго и трудно подбирает слова, что девушка в окошке не выдерживает:
- Вам, наверное, логопед нужен.
- Ага. А как догадались?
- Да послушала, как вы разговариваете.


Внук, как оказалось, осенью должен в школу идти. И мама решила на всякий случай показать его логопеду. Лично ее молчание сына до поры до времени не беспокоило. Дед объяснил, что у них в семье все молчуны. Так зачем же беспокоиться?

Поздновато мама спохватилась. Самое благоприятное время для развития речи – возраст 2-3 года. И чем раньше логопед обнаружит нарушения, тем легче будет все исправить. Ждать, когда ребенок заговорит сам и все звуки будет произносить правильно, можно долго. А желанное событие так и не произойдет. Поэтому лучше уж перестраховаться.

Кстати, если вы считаете, что логопед только ставит правильное произношение звуков, то вы отстали от жизни. Лет тридцать назад, возможно, так оно и было. Сейчас же этот специалист развивает у ребенка внимание, зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику, память и мышление. Он старается обогатить и расширить словарный запас ребенка, ставит ему звуки, исправляет грамматические ошибки, развивает речевое дыхание. Все эти усилия в конечном итоге должны помочь малышу овладеть правильной речью, научиться четко формулировать свои мысли и в конце концов научиться читать и писать без ошибок.

Советы специалиста

Логопедические проблемы. Дисграфия.Нарушений, которые исправляет логопед, масса. Перечислять их здесь смысла не имеет. Куда важнее для родителей понять, как помочь малышу сформировать правильную речь. Совет наиглавнейший: с первых дней общайтесь со своим ребенком, комментируйте каждое свое движение, во время прогулки рассказывайте, что происходит вокруг вас. И ни в коем случае не сюсюкайте. Все слова надо произносить правильно, по-взрослому. Не надо машину называть «бибикой», а голубя – «гулей». Помните: ваша речь – образец для подражания. Разговаривать с малышом надо, четко произнося каждое слово, в среднем темпе. Фразы должны быть достаточно короткими и простыми.
Перед чтением книжки, объясните все новые, труднопроизносимые слова. Еще лучше, если слово можно не только объяснить, но и показать предмет, который оно обозначает. Задавайте ребенку вопросы, но не торопите его с ответом. Почаще читайте стихи и тренируйте пальчики.

Упражнения на развитие мелкой моторики несложные, книжек на эту тему – масса. Достаточно позаниматься с малышом пять-десять минут в день. На собственном опыте убедилась: упражнения идут на ура, а уж когда что-то прочно осваивается, малыш начинает это делать самостоятельно, его даже просить не надо. А самая лучшая зарядка для пальчиков и кистей рук – лепка. Катайте колбаски, шарики, раскатывайте блины – все в конце концов пойдет на пользу речевому развитию.

Что такое дисграфия

Об одном нарушении все-таки стоит рассказать поподробнее. У учеников начальной школы часто обнаруживаются трудности с чтением и письмом. Ребенок отлично успевает по математике, а пишет – ужас! Буквы пропускает, да и сами буквы зачастую у него «повернуты» не в ту сторону, у одной – палочки не хватает, у другой – крючок лишний, заглавных букв нет, ошибок масса, почерк вообще не читается. Знакомая картина? Значит, вы имеете дело с дисграфиком. То есть с человеком, у которого частично нарушена функция письма. Чаще всего таких детей посылают к психологу. Что не совсем правильно. С дисграфиками все-таки должен работать логопед.

Почему ребенок сталкивается с подобными проблемами? Возможно, у него неразвит речевой слух, который позволяет понимать речь, улавливать оттенки сказанного, отличать звонкий звук от глухого, свистящий – от шипящего и т.д. Если этот слух плохо развит, ребенок не различает похожие звуки и буквы, потому и обращенную к нему речь воспринимает искаженно. Писать без ошибок он тоже не может, потому что не знает, какой звук обозначает та или иная буква. К нарушениям речевого слуха у дисграфиков добавляется еще и путаница с буквами. Ребенок не может запомнить и правильно воспроизвести их очертания. Но учиться писать и говорить правильно надо. Ведь в русском языке стоит один звук заменить другим, как получается совершенно другое слово, смысл меняется. Например, угол-уголь, балка-палка, гриб-грипп.

Как помочь?

Логопедические проблемы. Дисграфия.Вообще-то заниматься с дисграфиком надо еще до школы, больше того – задолго до того, как он начнет читать и писать и обнаружатся специфические ошибки. Дисграфию легче предупредить, чем устранить.

Суть занятий – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Прежде всего ребенок должен усвоить, как произносятся звуки и какая буква на письме какой звук обозначает. Обращайте внимание ребенка на то, что мягкий звук отличается от твердого, звонкий – от глухого.

Потренируйтесь находить слова, начинающиеся на определенный звук или содержащие определенный звук. Попробуйте по заданным звукам подобрать слово. Развивайте воображение ребенка, подскажите ему, что напоминает та или иная буква. Скажем, «О» - это обруч, «с» - полумесяц, «у» - заячьи уши или рожки улитки и т.д.

Кстати, логопеды приветствуют размашистый, крупный почерк. Только так ребенок сможет во всех подробностях рассмотреть буквы.

Как научить дисграфика писать правильно и не путать буквы? Возьмите тетрадь в клетку, и каждый день пусть ребенок переписывает абзац любого текста не очень большого по размеру. Переписывать надо по принципу «каждой букве – по клетке». Буква должна занимать клетку целиком.

Мы уже говорили о мелкой моторике. Хотите совместить сразу два занятия – массаж подушечек пальцев и письмо? Купите трехгранную ручку с пупырышками в том месте, где пальцы держат ручку. Карандаши тоже должны быть трехгранными. Так как найти пишущую принадлежность, где совмещены оба удобства, трудно, купите «пупырчатую» ручку и трехгранный карандаш. Пусть корпус ручки будет цветной, яркий, необычной формы. Это станет предметом гордости. Для дисграфиков больше всего подходят гелевые ручки: чувствуется нажим. Но у них есть существенные недостатки: они часто текут, замерзают, портятся. Потому логопеды советуют вспомнить, чем писали наши родители, бабушки и дедушки. Угу, перьевыми ручками. Вот и пишите ими дома. Купите чернила, перья и – вперед. Увлекательнейшее занятие, да еще и каллиграфический почерк помогает вырабатывать.

Поговорим о скучном

Логопедические проблемы. Дисграфия.И, наконец, специальные ну очень скучные упражнения. Но без них – никуда. Берете жутко нудную книжку с крупным шрифтом. И предлагаете ребенку в тексте зачеркнуть определенные буквы. Начинаете с одной буквы, гласной. Потом переходите к согласным. Причем выбираете те, в которых школьник путается. Работаете минут пять – не больше.

Через неделю задание усложняем. Одну букву подчеркиваем или обводим в кружок, другую – зачеркиваем. Буквы опять-таки выбираем такие, которые ваш ученик путает. Скажем «д» и «б» (обычно путают, куда направлен хвостик от кружка – вверх или вниз), «м» и «л» (пишут лишнюю палочку или не дописывают букву) и т.д. А чтобы понять, какие именно буквы ребенок путает, надо внимательно просмотреть написанный им текст.

При этом лучше текст не читать. Внимание надо сконцентрировать на начертании «проблемных» букв. Еще одно упражнение – все, что пишется, должно проговариваться вслух именно так, как оно пишется. Отчетливо должен произноситься конец слова. Ведь дисграфики очень часто идут на хитрость: им трудно дописать слово до конца, поэтому в конце слова ставятся любые палочки-загогулины, напоминающие буквы. Но это не буквы! Важно определить, появилась ли у школьника такая привычка, и провести соответствующую профилактику, заставляя тщательно и отчетливо проговаривать каждое записываемое слово.

Чтобы поправить пунктуацию, возьмите сборники диктантов с уже проставленными знаками препинания. Проверьте, чтобы не было опечаток. И пусть ребенок, внимательно проговаривая каждое слово, объясняет вслух постановку каждого знака препинания.

Полезно также вставлять в слова пропущенные буквы. Внимание: ни в коем случае нельзя показывать детям текст, написанный с нарочно допущенными ошибками, и предлагать эти ошибки исправлять. Суть исправления дисграфии в том, чтобы даже мысль о том, что можно писать с ошибками, не приходила в голову. Текст же с ошибками поневоле демонстрирует детям, что такое возможно.

Автор: Светлана Любошиц.

Поделиться

Отзывы

Комментариев к статье нет!

Другие публикации

Монодиеты - за и против
Ген пьянства. Алкоголизм в наследство
Витамины: польза или вред?
Почему болит голова и что делать?
Протезирование на имплантах