Логопедические проблемы. Дисграфия.
Общение и труд все перетрут. А логопеды вам помогут.
Ну
почему так получается: один карапуз уже в два года простыми предложениями разговаривает,
а другой – и в три года два слова друг с другом связать не может? Нет родителя,
который не задавал бы себе этот вопрос и не пытался бы объяснить отставание в
речи своего малыша наследственностью. Она, конечно, играет роль. Но далеко не
определяющую. Да, Эйнштейн, как гласят семейные хроники, заговорил чуть ли не
пять лет.
Анекдот тоже можно к случаю вспомнить.
Ребенку уже пять лет, а он – ни гу-гу. Семья в панике. И вдруг за обедом малыш
произносит: «Суп несоленый».
- Господи, что же ты раньше молчал, ничего не говорил? – всплескивает руками мама.
- А что говорить? Все нормально было, - отвечает малыш.
Но все-таки существуют некие усредненные нормы, на которые нужно ориентироваться. И если вы видите, что ребенок очень сильно от них отстает, не ленитесь обратиться за консультацией к специалисту.
Норма норме рознь
Развитие детей индивидуально. Нормы потому и называются усредненными, что чаще
всего развитие детей идет с отклонениями в ту или иную сторону. Например, считается,
что
мальчики начинают разговаривать позже девочек. Но это не значит, что
ваш сын заговорит непременно после двух лет, а дочка уже в год будет чуть ли Льва
Толстого пересказывать. Тем не менее обычно годовалый малыш уже понимает отдельные
слова и соотносит их с предметами, выполняет несложные просьбы: «Дай ручку, принеси
чашку». В его активном словаре два-три слова, больше, правда, похожих на лепет,
чем на осознанную речь. В два года появляются двух-трехсловные предложения, а
в активном словаре уже около полусотни слов. К этому времени малыш правильно произносит
некоторые звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г.
Трехлетний карапуз пытается связать отдельные слова в предложения, начинает
склонять существительные, употреблять множественное и единственное число, простые
предлоги и союзы. К четырем годам он разговаривает сложноподчиненными и сложносочиненными
предложениями. Усложняются предлоги и союзы. Постепенно ребенок осваивает свистящие
звуки и гласные ы, э. Чуть позже появляются шипящие. Р, л обычно появляются ближе
к 5 годам.
В пять лет перед вами уже нормально говорящий и ни на минуту не закрывающий рот человек. Он использует такие понятия, как овощи, фрукты, одежда, не переставляет звуки и слоги. Одним словом, ребенок говорит ясно, четко и, что самое главное, правильно.
Может, стоит подождать?
Если речь ребенка значительно отстает от норм,
стоит показать его специалистам.
Родители обычно обращаются за консультацией к невропатологу, психоневрологу, педиатру,
а вот к логопеду идти не спешат. Мнение, что первый раз наведаться к нему надо
в пять лет, прочно засело в головах взрослых, и никак их не переубедить.
В детской поликлинике наблюдала как-то такую сценку. Дед с внуком объясняется с регистратурой. Понять, что он хочет, невозможно. Ну никак не удается деду связать все слова в предложения. Разговор дается ему с таким трудом, что он аж взмок. И говорит ведь совершенно без акцента. Падежи употребляет правильно, но так долго и трудно подбирает слова, что девушка в окошке не выдерживает:
- Вам, наверное, логопед нужен.
- Ага. А как догадались?
- Да послушала, как вы разговариваете.
Внук, как оказалось, осенью должен в школу идти. И мама решила на всякий случай
показать его логопеду. Лично ее молчание сына до поры до времени не беспокоило.
Дед объяснил, что у них в семье все молчуны. Так зачем же беспокоиться?
Поздновато мама спохватилась. Самое благоприятное время для развития речи
– возраст 2-3 года. И чем раньше логопед обнаружит нарушения, тем легче будет
все исправить. Ждать, когда ребенок заговорит сам и все звуки будет произносить
правильно, можно долго. А желанное событие так и не произойдет. Поэтому лучше
уж перестраховаться.
Кстати, если вы считаете, что логопед только ставит правильное произношение звуков, то вы отстали от жизни. Лет тридцать назад, возможно, так оно и было. Сейчас же этот специалист развивает у ребенка внимание, зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику, память и мышление. Он старается обогатить и расширить словарный запас ребенка, ставит ему звуки, исправляет грамматические ошибки, развивает речевое дыхание. Все эти усилия в конечном итоге должны помочь малышу овладеть правильной речью, научиться четко формулировать свои мысли и в конце концов научиться читать и писать без ошибок.
Советы специалиста
Нарушений,
которые исправляет логопед, масса. Перечислять их здесь смысла не имеет. Куда
важнее для родителей понять, как помочь малышу сформировать правильную речь. Совет
наиглавнейший: с первых дней общайтесь со своим ребенком, комментируйте каждое
свое движение, во время прогулки рассказывайте, что происходит вокруг вас. И ни
в коем случае не сюсюкайте. Все слова надо произносить правильно, по-взрослому.
Не надо машину называть «бибикой», а голубя – «гулей». Помните: ваша речь – образец
для подражания. Разговаривать с малышом надо, четко произнося каждое слово, в
среднем темпе. Фразы должны быть достаточно короткими и простыми.
Перед чтением книжки, объясните все новые, труднопроизносимые слова. Еще
лучше, если слово можно не только объяснить, но и показать предмет, который оно
обозначает. Задавайте ребенку вопросы, но не торопите его с ответом. Почаще читайте
стихи и тренируйте пальчики.
Упражнения на развитие мелкой моторики несложные, книжек на эту тему – масса. Достаточно позаниматься с малышом пять-десять минут в день. На собственном опыте убедилась: упражнения идут на ура, а уж когда что-то прочно осваивается, малыш начинает это делать самостоятельно, его даже просить не надо. А самая лучшая зарядка для пальчиков и кистей рук – лепка. Катайте колбаски, шарики, раскатывайте блины – все в конце концов пойдет на пользу речевому развитию.
Что такое дисграфия
Об одном нарушении все-таки стоит рассказать поподробнее. У учеников начальной
школы часто обнаруживаются
трудности с чтением и письмом. Ребенок отлично
успевает по математике, а пишет – ужас! Буквы пропускает, да и сами буквы зачастую
у него «повернуты» не в ту сторону, у одной – палочки не хватает, у другой
– крючок лишний, заглавных букв нет, ошибок масса, почерк вообще не читается.
Знакомая картина? Значит, вы имеете дело с дисграфиком. То есть с человеком, у
которого частично нарушена функция письма. Чаще всего таких детей посылают к психологу.
Что не совсем правильно. С дисграфиками все-таки должен работать логопед.
Почему ребенок сталкивается с подобными проблемами? Возможно,
у него неразвит
речевой слух, который позволяет понимать речь, улавливать оттенки сказанного,
отличать звонкий звук от глухого, свистящий – от шипящего и т.д. Если этот слух
плохо развит, ребенок не различает похожие звуки и буквы, потому и обращенную
к нему речь воспринимает искаженно.
Писать без ошибок он тоже не может,
потому что не знает, какой звук обозначает та или иная буква. К нарушениям речевого
слуха у дисграфиков добавляется еще и путаница с буквами. Ребенок не может запомнить
и правильно воспроизвести их очертания. Но учиться писать и говорить правильно
надо.
Ведь в русском языке стоит один звук заменить другим, как получается
совершенно другое слово, смысл меняется. Например, угол-уголь, балка-палка, гриб-грипп.
Как помочь?
Вообще-то
заниматься
с дисграфиком надо еще до школы, больше того – задолго до того,
как он начнет читать и писать и обнаружатся специфические ошибки. Дисграфию легче
предупредить, чем устранить.
Суть занятий – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Прежде всего
ребенок должен усвоить, как произносятся звуки и какая буква на письме какой звук
обозначает. Обращайте внимание ребенка на то, что мягкий звук отличается от твердого,
звонкий – от глухого.
Потренируйтесь находить слова, начинающиеся на определенный звук или содержащие определенный звук. Попробуйте по заданным звукам подобрать слово. Развивайте воображение ребенка, подскажите ему, что напоминает та или иная буква. Скажем, «О» - это обруч, «с» - полумесяц, «у» - заячьи уши или рожки улитки и т.д.
Кстати, логопеды
приветствуют размашистый, крупный почерк. Только так ребенок
сможет во всех подробностях рассмотреть буквы.
Как научить дисграфика писать правильно и не путать буквы? Возьмите тетрадь в клетку, и каждый день пусть ребенок переписывает абзац любого текста не очень большого по размеру. Переписывать надо по принципу «каждой букве – по клетке». Буква должна занимать клетку целиком.
Мы уже говорили о мелкой моторике. Хотите совместить сразу два занятия
– массаж подушечек пальцев и письмо? Купите трехгранную ручку с пупырышками в
том месте, где пальцы держат ручку. Карандаши тоже должны быть трехгранными. Так
как найти пишущую принадлежность, где совмещены оба удобства, трудно, купите «пупырчатую»
ручку и трехгранный карандаш. Пусть корпус ручки будет цветной, яркий, необычной
формы. Это станет предметом гордости. Для дисграфиков больше всего подходят гелевые
ручки: чувствуется нажим. Но у них есть существенные недостатки: они часто текут,
замерзают, портятся. Потому логопеды советуют вспомнить, чем писали наши родители,
бабушки и дедушки. Угу, перьевыми ручками. Вот и пишите ими дома. Купите чернила,
перья и – вперед. Увлекательнейшее занятие, да еще и каллиграфический почерк помогает
вырабатывать.
Поговорим о скучном
И,
наконец, специальные
ну очень скучные упражнения. Но без них – никуда.
Берете жутко нудную книжку с крупным шрифтом. И предлагаете ребенку в тексте зачеркнуть
определенные буквы. Начинаете с одной буквы, гласной. Потом переходите к согласным.
Причем выбираете те, в которых школьник путается. Работаете минут пять – не больше.
Через неделю задание усложняем. Одну букву подчеркиваем или обводим в кружок,
другую – зачеркиваем. Буквы опять-таки выбираем такие, которые ваш ученик путает.
Скажем «д» и «б» (обычно путают, куда направлен хвостик от кружка – вверх или
вниз), «м» и «л» (пишут лишнюю палочку или не дописывают букву) и т.д. А чтобы
понять, какие именно буквы ребенок путает, надо внимательно просмотреть написанный
им текст.
При этом лучше текст не читать. Внимание надо сконцентрировать на начертании
«проблемных» букв. Еще одно упражнение – все, что пишется, должно проговариваться
вслух именно так, как оно пишется. Отчетливо должен произноситься конец слова.
Ведь дисграфики очень часто идут на хитрость: им трудно дописать слово до конца,
поэтому в конце слова ставятся любые палочки-загогулины, напоминающие буквы. Но
это не буквы! Важно определить, появилась ли у школьника такая привычка, и провести
соответствующую профилактику, заставляя тщательно и отчетливо проговаривать каждое
записываемое слово.
Чтобы поправить пунктуацию, возьмите сборники диктантов с уже проставленными
знаками препинания. Проверьте, чтобы не было опечаток. И пусть ребенок, внимательно
проговаривая каждое слово, объясняет вслух постановку каждого знака препинания.
Полезно также вставлять в слова пропущенные буквы. Внимание: ни в коем
случае нельзя показывать детям текст, написанный с нарочно допущенными ошибками,
и предлагать эти ошибки исправлять. Суть исправления дисграфии в том, чтобы даже
мысль о том, что можно писать с ошибками, не приходила в голову. Текст же с ошибками
поневоле демонстрирует детям, что такое возможно.
Автор: Светлана Любошиц.