Лояльность или профессионализм?
Мечта шефа: лояльный профессионал
Увы, в жизни так не бывает. Лично преданный шефу и компании настоящий профессионал своего дела — это скорее из области фантастики, а не из серых будней. Скажите, где такие водятся, и главы компаний и корпораций вас буквально озолотят.
Алексей чуть что — клал на стол шефа заявление об уходе по собственному желанию. Премию дали небольшую, попросили в отпуск уйти попозже, кто-то на него косо посмотрел, на планерке не похвалили — поводов находилось предостаточно. И каждый раз руководство компании его улещивало и так, и этак, и каждый раз Лешка выходил победителем: ему повышали оклад, премиальные, шли навстречу и отодвигали отпуска других сотрудников, предлагали новый большой кабинет и прочие блага. А мы — мы втихаря возмущались, но прекрасно понимали: таких специалистов, как наш Алексей, днем с огнем не сыщешь. Золотые руки, светлая голова, любое самое заковыристое задание выполнит с блеском и в кратчайший срок. Да и предложений у него от других компаний пруд пруди. Чуть что не так — поднялся и пошел в сторону конкурентов, где его примут с распростертыми объятиями.
А куда деваться, например, матери с двумя маленькими детьми, которая то и дело берет больничный? Или женщине предпенсионного возраста? Тут поневоле все капризы и придирки шефа будешь сносить и, повышают тебе зарплату или не повышают, все равно заявление об уходе не напишешь. Так что мы возмущались, но, что называется, про себя.
И вдруг в один прекрасный день Лешка опять написал заявление об уходе. А шеф… его подписал.
— Уходишь? Уходи! — заявил шеф. — Надоели твои капризы. Думаешь, незаменимый? Да я завтра приму на твое место другого и натаскаю его. Сначала он, конечно, напортачит, а потом не хуже тебя будет разбираться. В общем, рано или поздно специалиста найдем или сами вырастим. Незаменимых людей нет. Сам понимаешь.
Лешка ушел. Об этом мы, конечно, довольно долго жалели. Но сейчас на его месте отличный парень работает, голова светлая, руки, правда, не сказать, что золотые. Зато никаких капризов, что ни скажешь — делает и права не качает. Жалеет ли шеф о Лешкином уходе? Это надо у него спросить. Что до рядовых сотрудников, то им даже комфортней стало работать. Лешка был мощным раздражителем, теперь его нет, и всем понятно, кого и за что премируют, кому когда в отпуск идти и т.д.
Лояльность не роскошь, но дорого стоит При устройстве на работу далеко не каждый кандидат на ту или иную должность укажет такое качество, как лояльность. Но именно это качество ценят работодатели, именно на него обращают внимание специалисты по персоналу при личной встрече с кандидатом. На собеседовании кадровик обязательно ненароком поинтересуется, почему кандидат ушел с прежнего места работы. И впадет в глубокую задумчивость, если ему скажут, что не устраивала зарплата или отношения с начальством не сложились.
И если в былые времена иной работодатель мог закрыть глаза на многие недостатки и принять на работу человека, лишь бы было кому работать, то после кризиса ситуация в корне изменилась. Сейчас работодатели могут позволить себе быть избирательными. Теперь работодатель обращает пристальное внимание на то, какие цели ставит перед собой соискатель, сможет ли он вписаться в коллектив, работать в определенной должности, и не сбежит ли при первой же возможности. Другими словами, работодатель сейчас смотрит, на что мотивирован будущий работник, конкурентоспособен ли он на рынке труда и благонадежен ли.
Лояльный сотрудник, по мнению руководства, будет соизмерять свои запросы с возможностями компании, трезво оценивать свои успехи, с пониманием отнесется к трудностям, которые может испытывать компания, и будет трудиться с большой отдачей, а не от сих до сих — с 9 до 18 с часовым перерывом на обед. И еще один немаловажный момент: лояльный работник никогда не поставит во главу угла своих отношений с работодателем материальный вопрос. Зарплата и премия, конечно, важны, но куда важнее осознание того, что и ты внес вклад в общее дело.
Чтобы отыскать такого сотрудника, менеджеры по персоналу пристально изучают предыдущие места работы кандидата и обращают внимание на то, как он рассказывает о них, чем объясняет свои переходы из одной компании в другую, как отзывается о бывших коллегах. И именно несоответствие кандидата и его ожиданий требованиям компании, его нежелание мириться с ее правилами влекут за собой отказ даже тогда, когда человек вполне подходит по чисто профессиональным качествам.
У работников подход к лояльности совсем другой. Если руководство ищет работников, которые будут преданно относиться к делу не за деньги, а за идею, то работники за свою преданность требуют энное количество дензнаков. Они готовы честно и добросовестно трудиться, тратить силы и способности, реализуя общие планы, но на определенных условиях. Причем число тех, кто готов честно трудиться за одну лишь зарплату, с каждым годом уменьшается. А перечень действий, которые должна совершать компания для того, чтобы персонал был к ней лоялен, удлиняется. Все больше народу требует карьерных перспектив, возможности повышать свой профессиональный уровень и учиться за счет компании, оплату добровольного медицинского страхования, дополнительный отпуск, возможность поощрения и т.д. и т.п. Стоит компании нарушить хоть один пункт договоренностей — лояльность работника как рукой снимает. Так что, господа работодатели, лояльность — это товар, и за него надо соответствующим образом платить.
Что важнее?
Посочувствуем работодателям. Каждый раз им приходится решать нелегкую задачу: кого предпочесть — профессионала, который готов в любой момент «свинтить», или не очень компетентного, но зато преданного работника. Если персонал предан общему делу — есть доверительные отношения, если персонал профессионален — будут успехи и отличные результаты.
Но два этих качества «в одном флаконе», то бишь специалисте, встречаются довольно редко. Как правило, чем выше профессионализм сотрудника, тем меньше оснований рассчитывать на его преданность. Основное преимущество лояльных, но не очень профессиональных сотрудников — сильное желание работать. Такие специалисты воспринимают работу как большую удачу и держатся за нее изо всех сил. Потому никогда не качают права и довольствуются малым — как зарплатой, так и минимумом социальных благ. И обычно именно такие специалисты оказываются самыми надежными, идущими за родную компанию в огонь и воду, близко к сердцу принимающими ее трудности. Их не надо уговаривать поработать сверхурочно, перенести отпуск и не брать отгул. Выгодно это руководству? Еще как! К тому же такие работники стремятся всячески повышать свою квалификацию, но не для того, чтобы при первой возможности уйти, а для того, чтобы принести больше пользы именно на своем рабочем месте.
Кстати, именно на таких специалистов делает ставку «Макдональдс». Невысокую зарплату компенсирует возможность карьерного продвижения. Человек, прошедший все ступени карьерной лестницы, поднявшийся с самых, что называется низов, будет благодарен за это компании и вряд ли покинет ее. Но в таком случае придется много внимания уделять профессиональному обучению на рабочих местах, придется много трудиться, чтобы создать у работников ощущение единства целей и равных возможностей. Одним словом, сделать ставку на сплочение коллектива и выращивание собственных квалифицированных кадров.
От востребованных же и одновременно высококвалифицированных специалистов лояльности, как правило, ждать не приходится. Они самолюбивы, обидчивы, трудно уживаются в коллективе, амбициозны. Они не очень ладят с коллегами, придерживаясь мнения, что работают в окружении посредственностей и бездарностей. Звезда есть звезда, и рядом с собой еще одну звезду она не потерпит. Руководство компании, конечно, с издержками «звездного» характера мирится, но только до поры до времени. Со временем или специалист поймет и оценит усилия компании по его «удержанию» и станет лояльным, или ему придется искать другую компанию и другую работу.
Впрочем, можно сделать упор на привлечение именно высококвалифицированного персонала. Но в этом случае придется позаботиться о соответствующей плате за лояльность. И всячески поддерживать и поднимать в глазах работников престиж компании. Тут уже минимальным соцпакетом не обойтись. Да еще придется каждый раз ломать голову над тем, как превратить клубок единомышленников в сплоченный коллектив.
Каждый руководитель решает проблему выбора между лояльностью и профессионализмом по-своему. Самые хитрые умеют находить золотую середину — парочку «звезд» «разбавляют» крепкими «середняками» и дальше уже куют своих «звезд», домашнего разлива. Они прекрасно понимают, что как не бывает театра, состоящего только лишь из «звезд», так и в любой компании требуются не только профессионалы, но и рядовые сотрудники, целиком и полностью преданные делу и компании.
Так посочувствуем же нашим работодателям. Перед ними действительно стоит нелегкая задача. И сделаем для себя соответствующие выводы. Если вы настоящий профессионал, тогда бог с ней, с лояльностью, требуйте компенсации за свой труд по полной программе. Если же в своих профессиональных качествах стопроцентной уверенности нет, то, может, стоит снизить планку требований и удержать в руках то, что уже есть. В конце концов доверие руководства и уважение коллектива тоже дорогого стоят.
Автор: Светлана Любошиц