Аэрофобия и как с ней бороться
Эх, полетим! Что за зверь — аэрофобия и как с ней бороться Когда дело касается полетов на самолетах, в самый раз вспомнить риторический вопрос Катерины из «Грозы» Островского. Действительно — отчего люди не летают так, как птицы? Летали бы — не боялись бы полетов. Взмахнул крылом, полетел, приземлился — и никаких тебе страхов, опасений. Ведь все, что естественно, совсем не страшно. Может, потому боязнь полета — одна из самых распространенных фобий. Людмиле было достаточно всего одного авиарейса, чтобы летать она отказалась раз и навсегда. Причем причислить ее к трусихам и слабонервным дамочкам язык не повернется: женщина увлекается дайвингом, прекрасно водит машину, но самолетами категорически не летает.
Надо признаться, что и и памятный рейс вышел сказочным. Рассказывая нам о своих самолетных приключениях, Людмила разве что валерьянку не пила. Представляете? Примерно через полчаса после взлета стюардессы объявили, что самолет возвращается, и, чтобы не садиться с полным баком горючего, лайнер накручивал круги над аэропортом.
— Приземлились. Нас высадили. А часа через два опять пригласили на посадку. В тот же самый самолет. Взлетели второй раз. Но до места назначения не долетели — самолет запросил аварийную посадку. Приземлились благополучно. До места назначения добирались уже на другом самолете. В общем, я всем богам, какие есть всю дорогу молилась, просила о благополучном исходе, — вспоминала Людмила.
После этого происшествия на свадьбу к дочери во Францию (дочь выходила замуж за француза) моя знакомая добиралась поездом. Если учесть, что дело происходило еще в дошенгенские времена, то ей пришлось вместе с французской визой оформлять еще несколько транзитных. А в Ниццу отдыхать из Москвы она ездила на автобусе, считай, через пол-Европы. И на все наши дружеские подначки отвечала:
— Нет уж, спасибо. я лучше в поезде-автобусе помучаюсь. На земле как-то надежнее.
Впрочем, она все-таки сделала исключение из правила, когда в составе официальной делегации пришлось лететь в США.
— Как только после взлета тележку с напитками выкатили, я раза три приняла на грудь то ли виски, то ли коньяку и все. Уснула. А проснулась — опять приняла на грудь. Так и долетела. Что из Москвы, что в Москву.
Но после этого, как ни странно, бояться авиаперелетов Людмила не перестала. Лет пять или шесть с той поры прошло. Она до сих пор самолетами не летает. И исключение из правил так и осталось единственным.
Откуда что берется За год самолеты всех авиакомпаний мира перевозят более пяти миллиардов пассажиров. При этом удовольствия от полета не испытывает каждый четвертый пассажир. Каждый шестой — испытывает страх еще до посадки в авиалайнер. А примерно 10% землян именно из-за пресловутого страха полета вообще не пользуются услугами авиакомпаний. Вот это настоящие аэрофобы, испытывающие иррациональный страх полета. Кстати, само понятие «аэрофобия» появилось всего лет тридцать назад, когда самолеты перестали быть диковиной и авиарейсы стали регулярными.
Страх у людей вызывает уже само ощущение полета, неестественное для человека. Добавьте к этому еще «болтанку», отсутствие твердой почвы под ногами, изменения высоты, скорости и артериального давления, шум в ушах. Как тут не появиться настороженности и напряженности? Если же учесть, что любой взрослый пассажир прекрасно сознает, что от него в данной ситуации ровным счетом ничего не зависит, а зависит все от профессионализма экипажа и диспетчеров и случись что — вероятность уцелеть в авиакатастрофе неизмеримо меньше, чем при аварии на суше… Потому и, как пелось в одной советской песне, как ни крути, волнений больше — ведь ты уже не на земле.
Впрочем, аэрофобия может заявить о себе еще на земле. Бывает, только от одной мысли о полете человека охватывает страх, начинают дрожать руки, трястись колени, он готов бежать без оглядки в кассу и сдавать билет. Это самая что ни на есть классическая аэрофобия, или по-другому — паническая атака. Возникший на пустом месте страх, кстати, у мужчин и женщин имеет свои отличия. Женщины обычно боятся аварии, падения, захвата самолета, своей непредсказуемой реакции на подобные события, у мужчин же страх вызывает сам полет на большой высоте, когда от них ровным счетом ничего не зависит.
Если возникает паника, в кровь выбрасывается огромное количество адреналина. Тут же возникает желание бежать, драться, но в самолете пространство ограничено, нельзя делать ни того, ни другого. И тогда наступает парадоксальная реакция — человек впадает в ступор. Неровное дыхание, учащение сердцебиения и пульса, дрожь конечностей и сжатие мышц — вот первые признаки того, что адреналин уже действует. Человек постоянно озирается, внимательно следит за стюардами, вслушивается в звук работающего двигателя. Стоит самолету чуть накрениться, попасть в болтанку или в воздушную яму — у аэрофоба может начаться истерика. Впрочем, у классических аэрофобов страхи начинаются задолго до посадки в самолет. За несколько дней до полета начинаются ночные кошмары, нервозность, чем ближе отлет, тем нервознее человек. Во время рейса страх достигает пика.
Как с этим справиться Если у вас налицо все выше перечисленные признаки, значит, вам нужна помощь специалиста. Стесняться и опасаться здесь нечего. Не вы один такой на белом свете. Загонять свои страхи внутрь тоже не стоит. Лучше честно признаться: да, я аэрофоб, помогите мне с этим справиться.
Можно, кончено, уповать на силу транквилизаторов и успокоительных таблеток. Но это лишь временное решение проблемы. От страха полета как такового медикаменты не избавляют и помогают лишь на время. Чтобы избавиться от фобии, ее надо научиться контролировать. На это и направлены все способы преодоления этой болезни.
Первое, что приходит на ум, это консультация психолога. Причем не одна и не две. Главное — найти хорошего специалиста и приготовиться к долгому и упорному труду. В один присест такие проблемы не решаются. Можно пойти и к бабкам-знахаркам. Наговоры, заговоры, талисманы, амулеты — если вы во все это верите, то флаг вам в руки. Вполне вероятно, что поможет.
Но самый современный способ борьбы с аэрофобией —
специальные тренинги, во время которых имитируются все стадии полета и все возможные происшествия. Этакий тренажер для летчиков и пассажиров. Человек садится в кресло, напоминающее самолетное. Надевает шлем виртуальной реальности и… Вот он уже в аэропорту, у выхода на посадку. А вот уже в салоне самолета, пристегивает ремни. В наушниках слышится обычный шум, сопровождающий любой полет — разговоры пассажиров, стюардесс, звук работающих моторов. Самолет «разбегается», взлетает, набирает высоту… Сидящий в кресле испытывает те же ощущения, что и во время настоящего полета. И все это время рядом с ним находится психолог, который контролирует ситуацию. «Пассажир» опутан датчиками, измеряющими частоту пульса, дыхания, давление. Психолог следит за этими показателями и вмешивается, не давая пассажиру впасть в панику. Причем каждый раз пассажир оказывается в новых условиях — переживает и зону турбулентности, и жесткую посадку, и взлет, и приземление. За час обычно совершается 30-40 различных взлетов и посадок. Человек постепенно привыкает к повторяющимся условиям, узнает об устройстве самолета и успокаивается.
Кстати, боязнь полета исчезнет и в том случае, если подробно узнать об устройстве самолета. Интернет в этом деле ваш надежный друг и учитель. К тому же авиакатастрофы случаются гораздо реже, чем столкновения машин и поездов. Да и системы безопасности самолетов продублированы не единожды. Двигатели, узлы и соединения каждого самолета проверяются сначала до посадки пассажиров, потом на холостом ходу, и, наконец, уже во время разгона. В общем, на людей рациональных, уважающих статистические выкладки, знание подобных нюансов действует успокаивающе.
Если вы уже взлетели Но все выше перечисленное — это только подготовка к полету. Сюда входит и плотная еда, чтобы при попадании в воздушную яму ваш желудок поменьше напоминал о себе. Регистрируясь на полет, помните: если вы боитесь высоты, не надо садиться рядом с иллюминатором. Так и скажите девушке, выдающей посадочный талон: «Только не рядом с иллюминатором». Если боитесь турбулентности, не садитесь в хвост, там сильнее всего трясет. К тому же там располагаются места для курящих. Ну, а если боитесь замкнутого пространства, ваше место — рядом с аварийным выходом.
Но вот вы уже в салоне самолета. Помните: главная задача — хорошенько
расслабиться. Йога, медитация, дыхание «животом» — глубокий вдох и выдох в несколько приемов.
Думайте о приятном. О том, как будете отдыхать, с какими людьми встретитесь, как вернетесь домой и как вам все обрадуются. Помогает так называемая визуализация. Составьте заранее список из пяти вещей, которые вам очень приятны, и представляйте их во всех деталях. Скажем, любимое блюдо. Как вы его готовите, накрываете на стол, едите. Или, скажем, выберите приятное событие и представьте его себе во всех деталях. Между прочим, благополучно пережить полет женщинам помогает вязание, а мужчинам — легкий словесный флирт с рядом сидящей симпатично особой. Впрочем, не факт, что рядом с вами окажется симпатичная особа. Может статься, вашим соседом будет угрюмый индивид или бабуля лет 70, внешность которой страшней войны.
Разговоры разговаривать хорошо за чашечкой кофе, но в полете от кофе лучше отказаться. Если хочется занять чем-нибудь зубы и челюсти, то пожуйте жвачку и не отказывайтесь от еды, которую предлагают на борту. Повышающийся в крови уровень сахара снижает тревожность — намотайте это себе на ус.
Конечно, наладить контакт с собеседником помогает чашечка кофе, но это на земле. В воздухе аэрофобикам кофе противопоказан, уж лучше алкогольные напитки, но в дозах, способствующих развязыванию языка, а не его одеревенению. А вот жвачку пожевать и хорошо покушать — самое милое дело. Уровень сахара в крови повышается, а это тоже снижает тревожность.
Можно заняться и текущими делами: читать книгу, планировать работу на неделю, месяц и т.д., проверять отчет, писать статью, решать задачки, отгадывать кроссворды, слушать приятную музыку..
Что до успокоительных лекарств, то без совета с врачом принимать их не стоит. Алкоголь же если и нужен, то в очень умеренных количествах, лишь для того, чтобы расслабиться. Если же, начав пить, вы уже не можете остановиться, к алкоголю лучше вообще не прикасаться.
Чтобы успокоиться, можно смочить носовой платок несколькими каплями масла лаванды и взять его с собой. Можно побаловать себя каким-нибудь сувениром, шоколадкой, посмотреть фильм и т.д.
У каждого пассажира существует свой способ борьбы с аэрофобией. Кто-то покупает билеты исключительно на утренние рейсы, чтобы, лететь, еще как следует не проснувшись и не успев испугаться. Кто-то предпочитает отправляться в полет после напряженного трудового дня, чтобы волей-неволей сразу же уснуть. Сон вообще вещь хорошая и полезная во всех отношениях. Но, увы, стюардессы то и дело будят сонь, предлагая сувениры, напитки и прочее.
А еще нелишне знать, что пилоты тоже люди и жить хотят не меньше вашего.
И под занавес можно посоветовать летать проверенными авиакомпаниями. Этак можно и бонусы накопить, и воспользоваться скидками. И станьте фаталистами. Чему быть — того не миновать. Большинство авиарейсов заканчивается благополучно, так что и у вас все будет хорошо.
Читайте также: страхи и фобии. Что это, в чем отличия и что с ними делать?
Автор: Светлана Любошиц