Сегодня:  
Мы в соцсетях
СелНовости
Архив статейКультура Самобытная культура Севера исчезает

Самобытная культура Севера исчезает

Кто сошьет кухлянку

Самобытная культура северных народов россии на грани исчезновения?

эвенкиМного лет провела в тундре эвенка Лилия Щербакова. Здесь, на стойбище оленеводов, родилась и выросла. Лилия никогда не видела, чтобы руки матери отдыхали. Особенно удивляло, с какой сноровкой выбирались лучшие для раскроя шкуры молодого оленя, разрезались по размерам и быстро сшивались с помощью оленьих жил, заменяющих нити. Но больше всего завораживало, как разукрашивалась уже готовая кухлянка, как словно оживали древние, с тайным значением орнаменты.

У каждого круга, линии здесь свой смысл. Земля, небо, солнце, огонь — все отображается в объемных и цветных красках. Работы рукодельницы хороши своей самобытностью. К примеру, использование бисера на торбасах (оленьих сапогах), праздничной верхней одежде (кухлянке), головном уборе (малахае) придает национальным нарядам особую яркость.

К сожалению, традиционные промыслы малых народов Крайнего Севера переживают сейчас не лучшие времена. Изделия местных мастеров, ранее щедро представлявшиеся на всевозможных выставках, словно лихими ветрами вымело из торговых рядов. Между тем рынок этнографических сувениров малых северных народов скандинавских стран, США и Канады процветает.

Каждый раз, приобретая этнографические сувениры за рубежом, где они продаются в аэропортах, музеях, специальных магазинах, сожалею о том, что не могу так же легко приобрести не подделки, а настоящие изделия народов Севера у себя на Родине. Более того, их уже не найдешь и в отдаленных поселках аборигенов Якутии, Магадана, Хабаровского края. В каждом населенном пункте еще лет двадцать назад процветал Дом быта или сувенирный цех.

Выпускались торбаса (теплые меховые сапоги, так нужные на Севере), меховые шапки, рукавицы и сумочки, изделия косторезов и резчиков по дереву. Они были неповторимы по узорам, яркие, специфичные для каждого народа, каждого поселения. Мастера и их мастерство еще живы, но цеха, где они работали, закрылись, поменяли хозяев, разрушились. Кто за это в ответе? В музеях и магазинах столиц северных регионов, где раньше продавались самобытные поделки — в Воркуте, Ухте, Анадыре, Магадане, Петропавловске-Камчатском, их заменили уродливыми безделушками.

У этой проблемы есть и другой аспект, социальный — безработица. Она возникла в связи с ликвидацией на Севере колхозов, совхозов, госпромхозов. В прошлом эти организации обеспечивали почти стопроцентную занятость удивительного по своему историческому наследию населения. Теперь же оленеводы, охотники, рыболовы лишены чуть ли не всех традиционных природных ресурсов — оленьих пастбищ, охотничьих и рыболовных участков. Тем или иным способом, зачастую противоправным, земли перешли к новым хозяевам. Северные народы отброшены на обочину жизни, хотя талантливых людей меньше не стало.

Современная российская власть любит ссылаться на опыт стран американского континента. Но там как раз существует много программ по поддержке и развитию производства этнографических сувениров! Представители коренных народов могут работать в специальных мастерских, а если захотят, то и на дому. Продают изделия в магазинах и на сезонных ярмарках.

Популярностью, кстати, в странах «образцовой демократии» пользуются и так называемые этнографические деревни, или музеи под открытым небом. В национальных постройках живут представители коренных народов, производят на глазах у изумленных посетителей различные изделия, угощают блюдами национальной кухни. Это хорошо и давно известные в мире культурные программы.

эвенкиНароды Русского Севера интуитивно стремятся сохранить свою культуру. Увы, не находят поддержки. Традиционные народные художественные промыслы тем и ценны, что уникальны, малотиражны. Но уникальность и малотиражность делают их уязвимыми. Существующая законодательная база, практика современного хозяйствования способны задушить даже такие знаменитые на весь мир, ставшие российскими национальными символами производства, как «Гжель», «Жостово», мытищинский «Русский батик», а что уж говорить о этнографических сувенирах народов Севера.

Нередко в качестве примера, где худо-бедно, но сохраняют и развивают традиционные народные художественные промыслы и ремесла, приводят Республику Саха (Якутия). Но и там все подходит к краю: возраст мастеров прикладного искусства превышает 70 лет. Тяжелые условия (грязь и пыль), трудоемкость ручной работы, долговременное физическое напряжение требуют элементарной выносливости и беззаветной любви к своему делу. Между тем сегодня каждый мастер предоставлен сам себе, специализированных производств нет...

И постепенно уникальное наследие традиционного декоративно-прикладного искусства исчезает.

Исправить положение могут только срочные и безотлагательные меры на государственном уровне. Ведь нет культуры — нет народа. Только кто у нас в высших властных структурах задумывается об этом?..

Автор: Анатолий Кондрашов. Фото автора

Поделиться

Отзывы

Комментариев к статье нет!

Другие публикации

Кто «рисует» круги на полях?
Подарок на 8 марта
Половой вопрос в школе
Реставрация - особый вид искусства
Электроника для школьников