Учим ребенка пользоваться деньгами
Копейка рубль бережет. Как научить ребенка не пускать деньги на ветер? Деньги любят счет — это мы, взрослые, знаем твердо. Но как внушить эту мысль подрастающему чаду? Причем сделать так, чтобы не только запомнил, но и усвоил на всю оставшуюся жизнь и научился тратить деньги с умом и пользой для себя и окружающих? Честно говоря, приучать потомство к рациональному подходу к деньгам нелегко. Но начинать все равно надо. И чем раньше, тем лучше. Пусть обучение растянется на долгие годы, зато не придется потом ломать голову, почему же это у моего сорванца деньги в кармане подолгу не задерживаются. Первые шаги
Психологи считают, что уже двух-трехлетнего кроху можно со спокойным сердцем приобщать к домашней бухгалтерии. Не беспокойтесь: сквалыгой не вырастет, если, конечно, организовать все с умом. Для затравки можно рассказать о копейках и рублях. Показать монеты и купюры. А потом поиграть с малышом в магазин. И попутно, ненавязчиво заронить в его голову мысль, что для правильного обращения с деньгами хорошо бы научиться считать. Интерес к математике возрастет неимоверно — проверено на личном опыте общения с двухлетним сыном.
А играя в магазин, можно использовать мелкие монетки. Когда карапузу исполнится лет этак 5-6, настанет пора научить его обращаться и с бумажными деньгами. Объясните, чем купюры отличаются от монет. Что суммы здесь солиднее. Можно отксерить или найти картинки с купюрами разных стран — заодно проведете начальный курс географии. Потом на карте можно эти страны отыскать и поговорить о том, что на их территории растет, бегает и ползает. То есть заодно и биологию затронете — растительный и животный мир.
В пять лет чаду можно потихоньку доверять рассчитываться в магазине. Научите его подсчитывать сдачу и складывать ее в кошелек. Сначала деньги надо выдавать тютелька в тютельку, потом — совместными усилиями заранее подсчитывать сдачу, а потом дойдет дело и до самостоятельных подсчетов. Дальше — больше. Постепенно можно будет перейти и к самостоятельному шопингу. Посылайте малыша купить что-нибудь в ближайшем ларьке — организуйте все так, чтобы вы могли контролировать ход действия. При этом постарайтесь, чтобы юный покупатель платил деньги не столько за сок-мороженое, сколько за безусловно необходимые семье покупки. Например, хлеб, молоко, кефир.
Очень скоро ребенок поймет, что любой товар продается и покупается за деньги. И начнет задавать себе вопрос: «Так почему бы не отхватить этих денежек побольше?» Вот тут-то и нужен ненавязчивый родительский контроль и совет, чтобы из всех своих желаний чадо выбрало самые разумные. Научить ребенка выбирать из двух-трех возможностей самую оптимальную — такая задача встанет перед вами на этом этапе. Для этого, как вы понимаете, у ребенка должна быть возможность выбора. Потому настоятельно рекомендуются… Правильно, совместные походы в магазины.
Не мешает также рассказать подрастающему поколению, что деньги с неба не падают и берутся отнюдь не из тумбочки. Ну да, папа и мама ходят на работу. Эта работа им нравится, но она нужна еще и потому, что за нее платят деньги. А на деньги мы покупаем не только сладости и игрушки, но и продукты, расплачиваемся ими за квартиру, проезд в городском транспорте и т.д. Для наглядности возьмите лист бумаги и напишите на нем сумму, которую зарабатываете. После чего вычтите из нее затраты на оплату квартиры, мобильного телефона, покупку проездного. Останется то, что можно потратить. Вычитаем расходы на еду — если еще что-то остается, на это можно купить одежду, игрушку и прочее. Вот такой наглядный урок семейной арифметики.
Возможно, подобные беседы придется вести с ребенком не раз и не два. Наберитесь терпения: первые уроки бережного отношения к деньгам малыш должен получить до того, как у него появятся первые карманные деньги.
«Карманные» друзья Сейчас, пожалуй, не найдешь родителей, которые не давали бы своим детям деньги на «карманные» расходы. Правда, мнения, в каком возрасте должны у ребенка появиться карманные деньги, существуют разные. В любом случае самостоятельно распоряжаться деньгами дети начинают в школе. Уже в 6-7 лет ребенок понимает, что деньги можно с пользой потратить и лучше их не терять.
Помните: вы даете деньги не на мороженое и прочие удовольствия, а для того, чтобы малыш научился ими пользоваться. Сумма должна быть постоянной и выдаваться в строго определенные дни. Скажем, раз в неделю по вторникам. Сначала лучше выдавать меньше, но чаще. Ведь для ребенка неделя — это целая вечность. А уж рассчитать свои траты на месяц вперед ученику младшей и средней школы совершенно не под силу. Но тут надо стоять, что называется, насмерть. Во вторник тебе деньги выдали? Ах, уже на следующий день ты все до копеечки потратил? Что ж, ничего не поделаешь: ходи без денег, жди очередного вторника. Стоит хоть раз сделать поблажку — усилия по воспитанию разумного отношения к деньгам пойдут прахом. Что касается суммы, то ее размер определяется вашими возможностями. Чадо просит дать больше? Просто скажите: «Извини, но это все, что я могу тебе дать сейчас». Продолжает канючить? Так возьмите лист бумаги и… Повторение — мать учения. Очередной урок семейной бухгалтерии пойдет только на пользу.
Кстати, американские психологи размер суммы выдаваемых ребенку денег увязывают с его возрастом. Чем ребенок старше, тем больше карманных денег ему можно выдавать. В Германии же вообще размер выдаваемой родителями суммы детям закреплен законом. Пока малышу не исполнилось шести лет, он получает 50 центов в неделю, после семи лет — 1,5–2 евро, 10-летний — 10–12 евро, а с 13 лет — уже 20 евро, 15-летний подросток — 25–30 евро в неделю. За невыплату этой суммы родителей могут оштрафовать.
Примите во внимание еще кое-какие нюансы. Деньги на школьные завтраки и проезд лучше выдавать, не включая их в счет карманных трат. Школьные завтраки ведь можно оплатить сразу за месяц вперед и заодно уж купить проездной билет на транспорт. Вы должны знать, на что чадо тратит ваши кровные, но контролировать траты надо незаметно. Достаточно просто между делом спросить, что нового ребенок купил и что кроме завтрака съел в школе.
Некоторые папы и мамы уверены, что домашняя работа, хорошая учеба и поведение должны оплачиваться. И выплачивают своим детям за уборку квартиры, четверки и пятерки определенные суммы. Но, граждане, такие деньги развращают. Ребенок начинает учиться не потому, что ему интересно и необходимо что-то знать, а для того, чтобы получить деньги. К тому же дети должны усвоить, что мыть после себя посуду, протирать пыль — самая обычная домашняя обязанность и правило хорошего тона. Им вступать во взрослую жизнь, обзаводиться семьей. И что же, прикажете супругу или супруге своего ребенка платить деньги, за то, что любимый сходил в магазин или вымыл после себя чашку? В общем, мамы и папы, думайте о будущем своих детей — это убережет вас от многих ошибок.
Учтите, что ребенок должен тратить карманные деньги самостоятельно. Вы не должны за него определять, что купить. И раз уж выдаете чаду карманные деньги, пусть потомок разные жвачки, машинки, шоколадки покупает себе именно на них. Это не ваши траты! Иначе подрастающее поколение так и не научится увязывать свои желания со своими финансовыми возможностями.
Чем меньше возраст ребенка, тем чаще надо ему выдавать деньги. Но подросткам целесообразно выдавать финансовую помощь раз в месяц.
Крупные покупки всегда лучше планировать с участием детей. Привлекайте ребенка к обсуждению финансовых вопросов.
Нельзя за провинность лишать ребенка карманных денег. А вот оштрафовать, то есть уменьшить сумму, можно.
С подростками, конечно, сложнее. Им уже подавай деньги на поход в дискотеки да на подарки девочкам. Что ж, это вполне нормально. Можно попробовать выдавать некие суммы на покупку одежды. Выдайте чаду сумму, которая, по вашему мнению, покроет его расходы на мелкие нужды, транспорт и на какую-нибудь шмотку, которую отрок давно уже выпрашивает у родителей. И предложите ему в течение месяца спланировать свои расходы. Пусть для начала записывает их в специальную тетрадку. А вы слегка за ним приглядывайте. И не ругайте строго за неудачу. Первый блин всегда комом. Но это не значит, что приглянувшуюся шмотку чаду надо тут же купить. Раз он деньги растратил впустую, пусть научится их копить или зарабатывать.
Кстати, работа — отличный выход. Подростку найти работу по силам не так уж сложно. Пусть поработает в выходные, в каникулы. Только не надо брать подрастающего сына или дочь за руку и лично отводить на будущее место работы. Пусть сами обзванивают потенциальных работодателей. А вы поприсутствуйте при переговорах, ненавязчиво подскажите, какие из предложений, по вашему мнению, самые стоящие.
Конечно, родители должны сохранять контроль даже за самостоятельно заработанными детьми деньгами. Но не требуйте от подросших дочек и сыночков полных отчетов. Если же подросток требует дополнительную сумму, но не говорит, на что, то лучше сначала дать, а потом уж разбираться, на что деньги потрачены. Так, во всяком случае, говорят психологи. Насторожить же взрослых должны непонятные расходы, которые ни во что материальное не воплощаются: отговорки, что деньги потрачены на дискотеки (но сколько раз чадо их посещало и сколько стоит входной билет? И что ребенок там ел-пил? Вот главные вопросы, на которые надо найти ответы), на сладости (но не ест же ребенок шоколадки сотнями и десятками?) и т.п. Учимся копить
Рано или поздно вы придете к выводу: надо бы научить свое чадо деньги экономить и откладывать про запас на что-нибудь действительно стоящее. А чтобы дело продвигалось «с огоньком», купите ему копилку. Пусть набирается терпения, учится соотносить расходы с доходами и считать.
К выбору копилки надо подойти основательно. Хрюшки, бочонки и прочие копилки с щелочками для просовывания денег — это, честно говоря, даже не вчерашний, а позавчерашний день. В Европе детям давно уже дарят шкатулки, чтобы деньги лежали на виду, а не внутри копилки, которую и разбить жалко, и деньги вытащить хочется. Не хотите шкатулку? Купите сундучок. Лучше всего — с замочком и ключиком. Пусть дитя само откроет замок и положит очередной взнос. Накопление станет наглядным — ребенок всегда сможет открыть заветный сундучок и проверить, сколько там у него денег накопилось. И при случае убедится, что сумма растет. По ходу процесса накопления, глядишь, и считать научится, и складывать-вычитать начнет. Кстати, с этих позиций идеальным вариантом копилки может стать прозрачная банка. Поощрить же усилия ребенка по экономии денег можно, в определенный момент добавив энную сумму — «процент за терпение». Скажем, накопил малыш 100 рублей — получил десятку «сверху».
А чтобы малыш не устал от непрерывного процесса накопления, нужно правильно выбрать цель. Она обязательно должна быть достижимой, причем в ближайшем будущем. Скажем, предложите ребенку накопить денег на игрушку, которую он давно просит, а вы никак не можете ее купить по каким-то своим соображениям. Желание стать ее обладателем станет хорошим стимулом не транжирить выданные родителями деньги на абы что. Психологи, кстати, не советуют растягивать процесс накопления дольше, чем на три месяца.
Обязательно используйте копилку в педагогических целях. Когда школьник в очередной раз станет просить купить ему какую-нибудь, по вашему мнению, ерунду, предложите ему выбор — купить то, что он просит, или вместо этого получить деньги и положить их в копилку. Не давите: выбор должен быть самостоятельным. Только так ребенок научится выбирать и принимать решения. А этот навык никому еще не мешал. Между прочим, чтобы поощрить усилия школьника, можно незаметно для него, когда остается копить совсем чуть-чуть, подложить недостающую сумму в копилку.
Увы, если вы думаете, что к окончанию школы ребенок научится разумно относиться к деньгам, то ошибаетесь. Впрочем, здесь многое зависит от характера человека. Мой муж, например, научился не транжирить деньги на пустяки только тогда, когда полгода просидел без работы с грудным ребенком (нашим сыном) на руках.
Автор: Светлана Любошиц
Cruel | 11.05.2011, 17:01
Интересная статья, спасибо. Никак брата не научим не транжирить. Весь в долгах, несколько лет не работал, сидел без денег, но ничему не научился. Сейчас вот начал работать снова и опять тратит деньги моментально, неделя-две и нету ничего. Дальше сидит впроголодь, живет в долг. Следующая зарплата - долги раздает, ерунду покупает и вот опять только половина месяца прошла, а денег нет уже.