Зачем нам иностранные праздники?
Больше праздников — хороших и разных! Тыквы и «валентинки»: это наше все? Когда дело касается праздников, почему-то вспоминается старый анекдот. Встретились два пьянчужки. Выпить охота, а повода нет. Так они поймали муху, привязали к лапке катушку с ниткой и… Катушку отпустили — выпили за отъезд, намотали нитку на катушку — выпили за приезд. В современной России даже поводов искать не надо. Открой календарь — на любом листке наткнешься на официальный или неформальный праздник. В День святого Патрика в Москве пиво льется рекой и по улице шествуют ряженые, в День святого Валентина молодые люди вдруг бросаются объясняться друг другу в любви и верности, дарить милые сувениры, а в Хэллоуин затевается вечеринка в духе шабаша ведьм на Лысой горе.
Честно говоря, праздники эти новомодные какие-то «не наши», с ароматом Запада и «забугорных» обычаев. Потому вот уже который год ломаются копья по поводу того, что надо бы западным традициям противопоставить свои, исконно отечественные. Больше всего по этому поводу почему-то выступает православная церковь, представители остальных религий (Россия — страна многоконфессиональная) хранят молчание. Их западные веяния не волнуют. Что ж, давайте разбираться, откуда у новых праздников «ноги растут» и что в них плохого, если плохое вообще есть.
Ведьма просто супер Сразу скажу: я не поклонница разной чертовщины. К чертям, водяным, лешим, ведьмам и кикиморам отношусь как к сказочным персонажам. Но гоголевский черт из «Ночи перед Рождеством» мне глубоко симпатичен. И у Пушкина в сказке «О попе и работнике его Балде» чертенок вышел классный. Вы догадались, что празднование Хэллоуина лично меня никак не задевает.
Вспоминаю, как я узнала, что у нас на работу приняли новенькую. Компания большая, работаем на нескольких этажах, поэтому многих работников даже в лицо не знаем. А тут 31 октября в столовой увидела ну просто классную ведьмочку. Туфли на огромнейшей платформе, черное очень модное платье, черные тени, на руках черные митенки. Да, еще огненно рыжие волосы. Как оказалось — не парик, свои, родные. Не догадаться, что перед ним ведьма, мог разве что только слепой. Конечно, все головы непременно поворачивались в ту сторону, где сидела новоиспеченная «ведьмочка». И как с такой не познакомиться? Алиса (так звали новенькую) тут же, в обеденный перерыв, продемонстрировала и симпатичный хвостик, который, как она сказала, вечером аккуратно прикрепит к платью и отправится на вечеринку. Мы еще посмеялись:
— И охота же кому-то такими вещами заниматься: деньги тратить на карнавал, хвосты закупать, туфли, макияж выдумывать!
Знаете, сколько с той поры времени прошло? Лет семь, наверное. Но помню до сих пор в мельчайших подробностях и Алису, и ее наряд. Алиса у нас уже не работает, но, когда ее вспоминают, тут же добавляют: «Ну, та самая, что ведьмой наряжалась». Считайте, она вошла в историю, хоть чем-то, но запомнилась.
В общем-то, среди опрошенных мной подростков и взрослых никто к Хэллоуину не относится серьезно. Истории и подоплеки этого праздника большинство не знают и знать не хотят, а сам праздник используют как прекрасный повод нарядиться в смешные костюмы и приятно провести время.
Но есть и те, кто считает, что праздник «чужой» и нужно запретить его празднование в общественных местах. Так, например, в 2007 году Минобразования Московской области разослало во все подмосковные школы письмо, в котором рекомендовало директорам школ воздержаться от празднования Хэллоуина. Но, господа, почему вы всегда наступаете на одни и те же грабли? Почему забываете, что запретный плод сладок? Запрети что-то подростку, он обязательно назло всем это сделает!
Поэтому не запрещать надо, а сквозь пальцы смотреть на детские шалости. Пусть молодежь выплеснет накопившуюся энергию, пусть наденет карнавальные костюмы! Кому от этого будет плохо? А учителя, между прочим, могли бы использовать этот праздник, чтобы познакомить учеников с культурой и обычаями других стран. Рассказать о кельтах, о том, что Хэллоуин объединяет два праздника — конец лета, который кельты отмечали тысячелетиями, и собственно христианский День всех святых. Конец лета символизировал переход к зиме. А, как известно, переходное состояние всегда благоприятствует проявлениям нечистой силы. На английском название этого праздника All Hallows‘ Eve понемногу сократилось до Halloween. А заодно можно было бы рассказать и о том, кого признает святыми наша церковь. В общем, даже «бесовщину» можно использовать во благо, была бы на то воля и такт.
Владельцы ночных клубов, между прочим, на этом празднике делают неплохую выручку. Ведь для них это прекрасный повод привлечь новых клиентов. А для молодых людей — еще один повод повеселиться. И можно как угодно относиться к этому празднику, но в любом случае запрещать его глупо: кто захочет, тот всегда отпразднует.
Влюблены по собственному желанию
Немало копий ломается и по поводу Дня святого Валентина. Христианские церкви не считают этот день событием в церковной жизни, а что до самого святого, то церковь не связывает его имя с покровительством семейным ценностям. Хотя бы потому, что в те времена, когда святой Валентин жил, еще не было обряда церковного венчания брачующихся. Да и вообще об этом человеке больше известны легенды, а не строгие научные факты.
С влюбленными же его имя связывают потому, что в те дни, когда его обезглавили, в Риме отдавали дань богине Юноне — покровительнице влюбленных. Во время торжеств обычно дарили друг другу записки с именами возлюбленных. А христиане, которые костерили язычников на чем свет стоит, в пику им стали передавать друг другу записки с именем Валентина, казенного в этот день, или записки с именами других святых. Получается, праздник чисто языческий.
Светские противники праздника указывают на то, что отмечать его некорректно. Этот праздник заставляет страдать тех, кого не поздравили или у кого пока еще нет пары. Да и вообще нельзя сугубо личные и интимные чувства выставлять напоказ.
Отношение к Дню святого Валентина православной церкви странно. Во-первых, у праздника церковное название. Во-вторых, святой жил до 1054 года, то есть в то время, когда не было разделения на католическую и православную церковь. То есть по идее его должны чтить и католики, и православные. К тому же и к лику святых Валентин был причислен задолго до официального разделения церквей. И пусть святым его провозгласил не православный иерарх, а папа будущих католиков, это ничего не меняет. Ведь празднует же русская православная церковь «вешнего Николу», который установлен в честь переноса мощей святого Николая из города Миры Ликийские в город Бари. Этот день, кстати, отмечают католики и не знают православные греки.
Ну, а то, что праздник по сути своей языческий… Вспомните Рождество и связанные с ним обычаи. Кстати, День святого Валентина в свое время установили тоже для того, чтобы перебить инициативу у язычников. В эти дни в Риме, как мы уже говорили, вспоминали покровительницу влюбленных Юнону и устраивали луперкалии (от lupus — волк). В святилище закалывали козу, а жрецы закалывали козу и собаку (приятное для волка животное и его врага). Потом заколотых животных свежевали и из их шкур нарезали узкие ремни, называемые "фебруа". Нагие жрецы, обвязывались ремнем, а остальные ремни зажимали в руках и пускались в ритуальный бег вокруг святилища, стегая всех попадавшихся у них на пути ремнями. И никто от их ударов не уклонялся. Считалось, что это приносит удачу в любви, гарантирует прочный брак и обильное потомство. От названия священных ремней — "фебруа" — произошло название месяца «февраль», в середине которого все это происходило и в середине которого позже начали отмечать Валентинов день. Одним словом, в Дне святого Валентина языческое смешалось с христианским, потому и праздник получился народным.
Кстати, когда в пику Дню святого Валентина говорят о православном празднике святых — покровителей всех влюбленных, то имеют в виду святых Петра и Февронию Муромских. Но их официальное житие не рассказывает историю любви. Там только общие слова, этакая церковная формула любви и верности. Зато в «Повести о Петре и Февронии» начала XVI века все расписано самым подробным образом и персонажи приобретают истинно человеческие черты. Но повесть считается апокрифом и в церкви ее не читают. Чем вам не история святого Валентина? В основе праздника — память о реальных персонажах, которых церковь почитают как святых. Но память эта не столько церковная, сколько народная, основанная не на житии святого, а на легендах, сказаниях и прочих преданиях. И если святой Валентин нашим молодым людям известен больше, чем «родные» Петр и Феврония Муромские — кого за это винить? И что плохого в том, что 14 февраля люди признаются друг другу в любви?
Может, не запрещать и не осуждать надо это праздник, а использовать его в сугубо пропагандистских целях? Что мешает 14 февраля напомнить о том, что уж если почитаете святого, то будьте любезны и свечку ему в церкви поставить. Да и «валентинки» можно в храме освятить или даже там же приобрести. Только вот православные храмы «валентинки» не изготавливают, а зря. Молодежь пошла бы за ними в храмы — думаете нет? Зря. И на молебен святому мученику Валентину об умножении любви та же самая молодежь заглянула бы. Так можно было бы постепенно привлечь на свою сторону молодежь.
Так что не надо противопоставлять Валентину наших Петра и Февронию. Если сумеете день памяти Петра и Февронии сделать таким же популярным, как день святого Валентина — честь вам и хвала. Только для этого надо чисто церковный праздник наполнить новым, светским, содержанием. За год-два и даже за десять лет этого не произойдет. У Дня святого Валентина уже сформировалась традиция празднования, есть свои ритуалы. Чтобы их «затмить», надо очень постараться.
А пока, что бы там ни говорили, россиянам святой Валентин известен куда больше. Именно 14 февраля они дарят валентинки, покупают милые сувениры. И, между прочим, судя по результатам опросов, наши люди воспринимают 14 февраля просто как лишний повод сказать о своих чувствах своей второй половинке. Почти 70% опрошенных в этот день получают или валентинку, или конфеты, или цветы. Активнее всех Валентинов день отмечают молодые люди в возрастном интервале от 19 до 29 лет.
А если это так, то пусть таких поводов будет как можно больше. И пусть наша безбашенная молодежь празднует Валентинов день, а православные — отмечают день святых Петра и Февронии, вреда от этого никому нет и не будет. Главное — жить дружно и находить поводы радоваться жизни, говорить своим любимым приятные слова и хранить верность своей любви не только по праздникам и напоказ всему честному люду. По-моему, именно за это ратовали и святой Валентин, и святые Петр и Феврония.
Автор: Светлана Любошиц