Современные мультфильмы вредны?
В нарисованный лес пришел настоящий волк Не надо быть дипломированным психологом, чтобы понимать: маленькие дети готовятся к взрослой жизни, подражая тому, что видят. А что они смотрят охотнее всего? Мультфильмы. По телевизору, который есть в каждом доме. Что же смотрят наши дети? Об этом размышляют участники заочного круглого стола «СН». «Сказочные принцессы и добрые молодцы в дефиците» Протоиерей Леонид Царевский, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в селе Пучково Московской области:
— Я отец четверых детей, и конечно же, вынужден следить за тем, чем потчуют наших детей практически все телеканалы. Я говорю «потчуют», потому что хороших детских передач и хороших мультфильмов очень мало. Гораздо больше таких, которые меня тревожат. Достаточно посмотреть, например, несколько американских или японских мультфильмов подряд, чтобы заметить: безобразное там считается красивым, а зло стало привлекательным, вместо мужества — жестокость и унижение слабых.
Герои похожи друг на друга своей ненормальностью: болезненно огромные глаза, вытянутые или сплющенные головы, примитивная мимика. И чаще всего эта мимика выражает агрессию: брови нахмурены, глаза злые, рот дергается. Ну а если герой улыбается, то его улыбка похожа на оскал. У жертвы почти всегда дебильно-растерянное выражение лица…
Мультфильмы, на которых росло наше поколение, отличаются от современных как небо от земли. Это сегодня озабоченным, встревоженным родителям надо после просмотра импортного мультика срочно объяснять детям, кто на экране плохой, а кто хороший, обсудить сюжет и прокомментировать его с точки зрения здравомыслящего человека… В наших же старых мультфильмах все ясно, понятно. Если герой положительный, у него обязательно светлая одежда, если перед нами невеста, то она всегда красива и непорочна… Кстати, современные мультфильмы в этом смысле сплошь и рядом скатываются к обыкновенному эротизму, хотя ребенку нужна не суперледи с соблазнительными формами, а сказочная принцесса. Я давно убедился, что моим детям не хватает на экране именно целомудрия и романтики, что они испытывают настоящий голод по прекрасному.
Особенно опасна, на мой взгляд, безответственность создателей мультфильмов в жанре «прикола». Я знаю случай, когда ребенок сначала помыл своего хомячка, затем хорошенько отжал, а после просушил над горящей конфоркой. При этом он искренне считал, что все сделал правильно. Ребенок же не всегда понимает, что в мультфильме в шутку, а что всерьез. Посидев часок перед экраном, насмотревшись того же «Тома и Джерри», он теряет чувство реальности, утрачивает способность к сопереживанию. Стоит ли волноваться за Тома, у которого совершенно отсутствует болевой порог? К тому же издеваться над своим врагом, оказывается, так весело…
Эти искажения жизненных норм, как минимум, небезобидны, а как максимум вредны и опасны. У ребенка, который через импортный «мульт продукт» познает мир, на подсознательном уровне переворачивается система ценностей и установок.
Зачем такие мультфильмы делают? Что это — скрытая диверсия против самых незащищенных членов общества? Едва ли. Не думаю, что все создатели современных западных мультфильмов действуют злонамеренно. Но в таком случае они не ведают, что творят.
Я не очень надеюсь на то, что в ближайшее время ситуация с мультфильмами на ТВ изменится к лучшему. Значит, родители сами должны защитить своих детей. И прежде всего, понять: не все, что нравится детям, пойдет им на пользу. Может, им нравится играть в мячик на проезжей части. Там гладкий асфальт и места много. Но разве нормальный отец им это разрешит? Опасно, могут и покалечить. То же и с мультфильмами. Ведь душевное и психическое здоровье не менее важно, чем физическое.
Цена дешевого мультика Лидия Семенова, телекритик:
— Наше телевидение берет самую дешевую мультпродукцию по цене примерно 20 долларов за минуту (мультфильмы продаются по минутам). Между тем минута качественного мультфильма в производстве обходится в 6-8 тысяч долларов. Это значит, что чаще всего маленькие телезрители потребляют настоящий мусор, постепенно загаживающий их психику. Но выбор есть всегда.
Отключайте телевизор, ставьте в DVD-проигрыватель диск с умными, добрыми мультиками. Найти их можно. И российские, и зарубежные. На студии «Анимос», например, вышла серия мультфильмов «Русская классика детям». Один из них, «Капитанская дочка», удостоен престижной награды «Золотой орел». Дать детям верные ориентиры — это в ваших силах.
Чебурашка и Человек-паук: кто кого? Наталия Дабижа, режиссер, художник анимационного кино, заслуженный деятель искусств России, лауреат премии «Ника», «мама» Чебурашки и старухи Шапокляк:
— Беда в том, что мутному потоку зарубежной мультпродукции очень трудно противостоять. Отечественная школа мультипликации, которая несла нашему зрителю доброе и вечное, снимала неспешное, вдумчивое кино, сейчас дышит на ладан. Можно, конечно, смотреть и пересматривать старые советские мультфильмы, но жизнь меняется, дети ждут новых фильмов с новыми героями в новых реалиях …
Энтузиасты еще снимают высокохудожественные картины. Но кто их видит? Среди прокатчиков они считаются неликвидными. Самый ходовой товар на рынке — жесткий «экшн» с его бесконечными драками, энергетикой зла и насилия. На экране все происходит в таком бешеном темпе, что даже взрослому человеку порой трудно уследить за сюжетом. Поиск новых форм нередко становится для создателей мультфильмов самоцелью, при этом культивируется эстетика уродства. Человек-паук, по-моему, это просто плод больной фантазии.
А начиналось все так невинно… Первые мультяшные уродцы были созданы югославскими художниками лет тридцать назад, но они были безобидными и вызывали скорее умиление. Мой Чебурашка с его огромной ушастой головой и маленькими ножками тоже не вписывается в натуралистическую картину мира, но его ненормальность, согласитесь, очень трогательна, она вызывает желание заботиться о нем, опекать.
В своих фильмах я всегда хотела говорить — и говорю только о любви и доброте. Мой совет вам, дорогие родители: ориентируйтесь при выборе фильмов для своих детей именно на эти качества. Доверяйте себе, своим чувствам, а не сладкоголосым аннотациям. Если вы не находите в новом фильме ни доброты, ни любви, ни красоты, решительно ограждайте детей от таких поделок.
Мультфильм стал товаром, но сохранил великую силу искусства Тамара Болли-Боллесон, культуролог:
— Производство мультфильмов теперь очень выгодный бизнес. В эту индустрию пришло новое поколение мультипликаторов, скорее дельцов от искусства, поскольку в первую очередь их привлекают большие деньги, которые раньше давало только художественное кино. Тот же, кто идет сюда ради высокого искусства и самореализации таланта, теряется в мутном потоке.
Россия стала одним из крупнейших рынков сбыта зарубежной мультпродукции (преимущественно дешевой) и сопутствующих товаров: игрушек, футболок, компьютерных игр, школьных ранцев, пеналов и т.п. — огромного множества ширпотреба, использующего образы и символику мультфильмов.
Привычными и общедоступными для россиян стали телеканалы, на которых показывают только мультфильмы. Выбор дисков с мультиками тоже безграничен. А высокое качество изображения многократно усилило их притягательность. Мировые премьеры полнометражных мультфильмов стали значимым культурным событием и в России: их широко и умело рекламируют, их показывают в лучших кинотеатрах, их самозабвенно обсуждают на работе, в школе и дома, в средствах массовой информации…
То есть делается все, чтобы этот бизнес процветал, чтобы захватывал в сферу своего влияния как можно больше людей и как можно дольше их удерживал.
Культурологи уже отметили такой феномен начала ХХI века: зрительская аудитория мультфильмов сильно повзрослела. С начала 90-х годов ее постоянно пополняют выросшие дети: оказалось, что от мультиков отвыкнуть труднее, чем от памперсов. Для нового поколения мультики как развлечение вне конкуренции. В свою очередь, их дети, видимо, уже с молоком матери всосут это некритичное отношение, эту потребность глядеть на мелькающие яркие картинки.
Я прихлопнула всю нечисть разом Лариса Петушкова, мать двоих детей (пос. Игра, Удмуртская Республика): — До поры до времени к зарубежным мультикам я относилась спокойно. Сын-первоклассник вечерами сидел перед телевизором, не приставал, не бегал по дому — и ладно. А потом начались кошмары: что ни ночь — крик, слезы. Ему снился Человек-паук. Именно этот мультик мой ребенок смотрел чаще всего.
Есть такая шутка: страшнее Человека-паука может быть только Человек-тапочек. Вот я и стала этим «тапочком» по отношению ко всей иностранной мультпродукции разом. Пока — ко всей. Пока — без исключения. Спрятала пульт. И договорилась с сыном, что теперь он будет включать телевизор только с моего разрешения. Конечно, пришлось пойти на компромисс, купить дорогущий конструктор «Лего», о котором ребенок давно мечтал.
Одновременно начала воевать с рекламной атрибутикой вредных мультфильмов. Выяснилось, что все одноклассники сына собирают карточки и наклейки с изображением черепах-мутантов и прочей ерундой. Я убедила сына, что собирать карточки с машинами разных марок куда интереснее и круче. Теперь он в классе — эксперт по автомобилям. И конечно, я не покупаю ему одежду с агрессивной мультяшной символикой.
А еще предложила сыну игру. Если игрушка в киндерсюрпризе попадается из серии «мультуродов», то сын отдает ее мне, а вместо нее получает новое шоколадное яйцо.
И главное. Я теперь всегда нахожу 10-15 минут перед сном, чтобы рассказать сыну сказку — обязательно добрую.
Цитата в тему Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино», социолог, член Совета по культуре при президенте РФ:
— «Министерство обороны, секретные службы, милиция, ФСБ — все это детский сад по сравнению с телевидением, которое сегодня является основным ведомством по работе с населением, с внешним миром. По данным на 1 января 2010 года, наши люди тратят на просмотр телевизора в 24 раза больше времени, чем просиживают в Интернете… В 57 случаях из 100 люди нажимают кнопку телевизора, как только входят в комнату. Это потребность первой необходимости. «Главнее» телевизора только свет! Вода, еда, беседа с женой, сексуальные отношения — все это на втором, третьем, пятом месте… Люди не в состоянии выключить телевизор!
Сегодня им кажется, что тем самым они отключаются от самой жизни, лишаются света и кислорода… Это можно сравнить только с потемками. Без телевизора ты в яме канализационной» («Комсомольская правда» от 17.11.2010).
Не узнает кроха, что такое хорошо, что такое плохо
Подсказка родителям: некоторые признаки «вредных» мультиков.
- В фильме много агрессивных, жестоких персонажей. Они сеют зло направо и налево, все крушат, ломают, портят, иногда даже калечат или убивают.
- Даже положительные герои выглядят как отрицательные — внешне несимпатичны, почти уродливы. И это сбивает ребенка с толку, лишает его ориентиров при оценке их поступков.
- Плохое поведение не получает внутри фильма оценки, за него не наказывают.
- Сюжет нередко представляет собой увлекательную череду остроумных действий (проделок, выдумок, приключений), которые на самом деле никак не могут служить примером для подражания. В реальной жизни они расценивались бы как глупые или бестактные.
СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТА Детей должны воспитывать родители, а не телевизор
1. Выбирайте мультфильмы по возрасту, развитию, натуре и состоянию ребенка. Детям до двух лет вообще нельзя смотреть телевизор. После трех лет осторожно начните с безопасных, проверенных мультиков. В любом случае, ребенок не должен сидеть перед экраном больше полутора часов в день. Если он у вас чересчур нервный, впечатлительный, внушаемый или только что тяжело болел, дозировать и фильтровать мультфильмы для него придется еще тщательнее.
2. Не перекармливайте ребенка мультфильмами. Новый мультфильм должен быть праздником, наградой, поощрением.
3. Не позволяйте ребенку смотреть новый, незнакомый ему и вам мультфильм в одиночку или со сверстниками. Только в присутствии взрослых, которые потом помогут ребенку разобраться в его впечатлениях и оценках.
4. Просмотр мультфильмов не должен заменять живого общения с родителями. Абсолютно и безоговорочно плохо, если роль воспитателя передоверена телевизору.
5. Если вы запрещаете ребенку смотреть какие-то передачи и мультфильмы, одновременно предлагайте хорошую альтернативу. Игрушки, игры, книги, походы, путешествия, поездки, занятия, хобби… Тогда ваши ограничения не будут восприниматься как нечестные.
Альбина Лепко, детский психолог
Автор: Марина Нефедова, Людмила Дианова, Татьяна Филимонова
notka | 06.05.2012, 10:03
Согласна с вами,родители должны воспитывать детей в первую очередь. Недавно на просмотре спектакля "Кошкин дом", была удивлена реакцией детей,где должны были быть сочувствие, жалость, соучастие, сопереживание, стоял радостный смех.