Электроника для школьников
Я учусь по интернету Куда электроника заводит школьника?
До сих пор помню, как наша математичка в самом начале урока устраивала «разминку», заставляя нас считать в уме. У моей племянницы такого уже нет, и в уме она считает с трудом. Да она просто не понимает, зачем это нужно, если под рукой всегда калькулятор, а в магазине сдачу автоматически подсчитает кассовый аппарат. Такие они, современные школьники: с электроникой на «ты» и, сколько будет «два плюс два», подсчитывают на компьютере.
Кстати, о компьютерах. У подруги дочка учится в московской школе будущего. Так у нее вообще нет тетрадей. Все задания — сочинения, примеры, упражнения — делаются в интернете. У ученика есть на школьном сайте личная страничка, учитель заходит на нее и выставляет оценки. Так-то оно так, но…
— Дети сейчас умные пошли, — говорит подруга. — Они прекрасно знают, что в интернете не только примеры и задачки есть, но и ответы. Так что правильные решения они «на раз» скачивают.
Да что задачки — в интернете сейчас можно найти более 60 тысяч образовательных интернет ресурсов. Многие учителя уже пользуются специальными учебными программами, записанными на дисках. Устанавливают диск на уроке — и объясняют тему. И как бы ни жаловались родители на «ушлость» своих «электронно» подкованных деток, прогресс не остановить. Хотим мы того или нет, но электронные учебники наступают, а помощником учителя на уроке все чаще становится интернет.
Более того — в Москве грозились провести эксперимент по оснащению школьников букридерами, но в последний момент его отменили. Зато устройствами для скачивания книг из интернета оснастили учеников одной из казанских гимназий. Конечно, споры о пользе и вреде букридеров тут же разгорелись с новой силой.
Что ж, давайте разбираться и подсчитывать плюсы и минусы новшества. Главный плюс — это, конечно же, вес электронного устройства. Букридер удобный, легкий. Школьнику уже не надо каждый день тащить на себе килограммовые бумажные учебники. Ведь с помощью букридера можно изучать буквально все предметы школьной программы, надо лишь закачать в него соответствующий учебный материал: одно устройство вмещает в себя все учебники с 1 по 11 класс. Облегчение огромное, и польза для осанки тоже. Если говорить об экологии, то один букридер заменяет десятки бумажных книг, а значит и спасает леса от вырубки.
Кроме того, школяр в любое время может посмотреть и вспомнить пройденный материал. Да и современные устройства практически не вредят зрению: в них используется технология электронных чернил, и специальной подсветки не требуется. Батареи же хватает на 3-4 недели работы.
И — самое главное — дети от подобных «наворотов» без ума. Художественную литературу с букридера читают запоем, хотя раньше за обычную бумажную книжку их было не усадить.
Но… Интернет есть интернет. Не зря ведь его называют «помойкой». Где гарантия, что иной школяр по ошибке или, дурачась, не зайдет на порносайт или сайт самоубийц? Букридер букридером, но нужны разумные ограничения, чтобы оградить неокрепшую детскую психику от вредного влияния.
Кроме того, где гарантия, что хитрый школяр не скачает из интернета вместе с учебником и все ответы на поставленные вопросы? Шпаргалка получится хоть куда. Между прочим, списать с карманного электронного устройства намного проще, чем с бумажной шпаргалки. А что помешает ребенку скачать из интернета интересную игру и играть в нее на уроке? Так что букридер может стать и отвлекающим от занятий фактором.
Еще один недостаток — устройство стоит приличных денег, и ремонт обходится недешево. А где вы видели учеников, ходящих по струнке? Кто-то кого-то толкнул, споткнулся, портфель ногой пнул — и конец электронике. Букридер идет в ремонт. За чей счет? Нет ответа на этот вопрос. Ведь далеко не каждая семья в состоянии купить своему чаду дорогостоящую электронику. И тем более разориться на ремонт. Школы у нас тоже миллионами не ворочают. Так что сломанные букридеры станут для семейного или школьного бюджета тяжелой ношей.
И, наконец, пресловутые стандарты. Врачи в один голос говорят, что к электронным учебникам надо предъявлять те же требования, что и к бумажным: размер шрифта, контрастность изображения, расстояние между строками текста, длина строк, размер и контрастность иллюстраций и т.д. Стоит этими требованиями пренебречь — зрение ребенка резко ухудшится.
Одним словом, влияние новых технологий на здоровье детей нужно еще изучать и изучать. Чем скорее начнутся подобные исследования, тем для нас же будет лучше. А пока далеко не все учителя готовы к нашествию электроники, и далеко не всем родителям эта самая электроника по карману…
Дочка моей подруги добралась-таки до правильных ответов на никак не поддающиеся ей задачки по геометрии. Подруга доченьку разоблачила, заставив решить задачку заново на бумаге. Но таких дотошных мам еще поискать! Так что, уважаемые учителя, родители и чиновники от образования, делайте выводы. Хочется верить, что они будут правильными.
Автор: Светлана Любошиц