Новый закон «Об образовании»
Да будет свет! В России скоро появится новый закон «Об образовании»
Нам предстоят серьезные реформы — такой вывод напрашивается сам собой, когда читаешь проекты новых законов, которыми осчастливили Государственную Думу за несколько последних месяцев. Вслед за реформой системы здравоохранения и милиции россиянам придется пережить и серьезную реформу системы образования.
Принятый аж в 1992 году закон «Об образовании» за последние несколько лет так оброс поправками, что даже в министерстве образования и науки с трудом понимают, где базовый закон, а где — изменения и поправки. К тому же деятельность системы образования регулируют так много инструкций, законодательных актов и прочих документов, что давно просится на белый свет единый законодательный акт, который все сведет воедино и устранит накопившиеся противоречия. К тому же в системе образования появилось много нового. И это тоже надо было отразить в проекте нового закона. Поэтому новый закон об образовании, по словам министра Андрея Фурсенко, направлен «не на фиксацию того, что сегодня есть, а на то, что должно быть в образовании через пять или десять лет». Одним словом, законопроект сделан «на вырост».
Что примечательно — прочитать и внести свои предложения и поправки в готовящийся закон может по идее любой россиянин: до внесения документа в Госдуму законопроект будет опубликован на специальном сайте.
В то же время уже сейчас учителя и эксперты отмечают, что прочесть новый законопроект от корки до корки обычному человеку невозможно — в нем 400 с лишним страниц. Где время-то найти на подробное изучение? Так что внимательно читать его будут, видимо, только министерские работники и особо заинтересованные преподаватели.
Что изменилось?
Новшеств в законе немало. Прежде всего меняется сама система образования. Впервые за всю российскую историю детский сад отнесен к образовательным учреждениям. То есть в современную систему образования авторы закона встроили дошкольное образование. В прежние времена считалось, что образование начинается со школы. Заканчивается же образование вузом (в былые годы конечным пунктом была аспирантура). Кроме того, из системы образования исчезло начальное профессиональное. В итоге получается такая цепочка: дошкольное образование — общее — среднее профессиональное — высшее.
Из других новшеств стоит отметить, что академиям теперь отводится совсем другая роль. Поэтому из системы высшего образования их исключают, остаются лишь университеты, институты и колледжи. Более того — вводится кредитно-модульная система организации образовательного процесса (то есть экзамены и зачеты будут сдаваться по мере того, как заканчивается изучение дисциплины или предмета. Наши студенты окажутся в процессе непрерывной сессии). Узакониваются образовательные кредиты, инвестиции в образование и такое понятие, как целевой капитал (эндаумент).
Но, увы, как отмечают все, кто прочитал законопроект, закон пока что декларативен. В нем слишком много деклараций и слишком мало четких определений, кто на что имеет право, у кого какие обязанности и какая ответственность предусмотрена за нарушение закона.
Детский сад вроде института Раз образование начинается у нас теперь с детского сада, то с дошкольного образования и начнем. Что хорошо — по закону дошкольные учреждения получают бессрочные лицензии, но контролировать детские сады будут очень строго.
Наконец-то замолвили слово и о частных детских садах. В законопроекте четко сказано, что частные детские сады смогут выполнять госзаказ и получать на ведение своей деятельности деньги из бюджета. Бюджетные дотации будут получать и родители — по проекту закона родителям государство по-прежнему будет частично возмещать плату за содержание ребенка в детском саду.
Но раз уж мы ввели дошкольное образование, надо как-то определить и его содержание. А с этим в новом законе много непонятного. Сказано, что ребенок должен быть подготовлен к школе в течение года перед началом обучения. Но что значит подготовить ребенка к школе? Научить его читать и писать? Или приучить к школьным порядкам? Кто и как должен малыша готовить к школе? И что делать с детьми, которые в сад не ходят? Сделать посещение детского сада за год до поступления в школу обязательным? И если уж мы заговорили о подготовке к школе, то как родителям подтвердить, что ребенок к ней готов? По окончании сада никаких аттестатов не дают, да и школе запрещено устраивать вступительные испытания для первоклассников.
Минобрнауки, правда, успокаивает: не волнуйтесь, мы узаконили лишь то, что давно уже стало нормой жизни. Нынче вовсю готовят к школе не только в детских садах, но и в многочисленных образовательных центрах и тому подобных учреждениях. И никаких дипломов будущим первоклассникам не потребуется.
Среднее обычно не последнее
Среднее образование тоже претерпело значительные изменения. В него включена подготовка высококвалифицированных рабочих (преемник всем знакомых ПТУ) и подготовка специалистов среднего звена. Первое возлагается на плечи профессиональных лицеев, за второе будут отвечать техникумы. Обучаться в группах будет не более 30 человек. Причем это образование можно будет получить, имея как основное общее 9 классов), так и среднее общее образование (11 классов). Так что теперешним ПТУ придется видоизмениться — стать лицеями или слиться со своими собратьями и коллегами. Улучшится после этого ли качество образования — вот в чем вопрос, ответ на который пока неизвестен.
Преподаватели отмечают, что эти меры только внесут путаницу. Работодатель еще не привык к бакалаврам, а что за птица такая выпускник профессионального лицея, он вообще не понимает. Нет в законе и четкого регулирования отношений между учебными заведениями и работодателями.
Но больше всего критики вызывает ответ на «школьный вопрос». Регионы просят передать все школы в ведение субъектов Федерации (сейчас ими ведают муниципалитеты). Ведь муниципальный бюджет сегодня полон, а завтра в нем ветер свистит. Кроме того, нужно уравнять в правах городские и сельские школы — дети-то чем провинились? Они должны получать качественное образование независимо от того, где живут.
Еще одна «закавыка»: в законопроекте нет указаний на то, что при ликвидации сельской школы надо провести сход жителей. Сейчас эта норма действует, а что будет после принятия нового закона? В новом законе говорится, что решение о закрытии школы принимает местная власть. Этак мы дойдем до того, что все малокомплектные сельские школы прикажут долго жить. Чиновникам ведь только дай возможность — сэкономят на нас с вами так, что мало не покажется.
Стоит задуматься и читая положения об отчислении прогульщиков из школы. По законопроекту отчислить их можно после того, как ребенок отсутствовал без0 уважительной причины более 30 дней подряд. Какой вывод сделает прогульщик? Правильно дней 28 прогуляет, потом два-три денька посидит на уроках и опять недели на три-четыре уйдет в загул.
Обратили учителя внимание и на то, что о воспитательной функции образования в новом законе говорится как-то вскользь и впопыхах. Определения, в чем она должна выражаться, нет. Не получится ли так, что воспитательную работу, которой сейчас в школе уделяется большое внимание, начнут финансировать по остаточному принципу и от образования мы плавно перейдем только к обучению и натаскиванию детей на определенные умения и навыки?
Но новый закон в то же время проливает бальзам на наши души: общее образование по-прежнему остается бесплатным, общедоступным и гарантированным Конституцией.
Вузы просят их пощадить
Высшее образование можно будет получить в колледжах, институтах и университетах. И вот тут главное не запутаться. Итак, выпускники колледжей станут бакалаврами, в институте можно получить звание бакалавра и специалиста, в университете — бакалавра и магистра, кроме того, в университете можно будет закончить аспирантуру и докторантуру, которые отныне не входят в систему высшего образования.
Во множестве расплодившиеся сейчас академии смогут предоставлять или только дополнительное образование, или готовить аспирантов и докторантов. Так что в скором времени многих академий мы просто недосчитаемся — им придется менять статус.
А вот еще одно новшество, касающееся финансирования вузов, вызвало у ректоров ожесточенную критику. Финансирование вуза в зависимости от результатов ЕГЭ его студентов ставит много вопросов. Интересно, за кого государство больше заплатит — за великолепно подготовленного отличника или за середняка? И как быть техническим вузам, в которые конкурс ниже и, соответственно, ниже и баллы, полученные за ЕГЭ? Между тем, подготовить «технаря» намного дороже, чем гуманитария: нужны ведь лаборатории, а современное оборудование дорого стоит. Наверное, проще ввести нормативы по финансированию не вузов, а определенных специальностей, исходя из сложности подготовки студентов.
Но больше всего новой системой финансирования обеспокоены руководители региональных вузов. Они уже во весь голос говорят о «геноциде региональной системы образования». Выпускники школ с высокими баллами по ЕГЭ стремятся получить образование в столичных и просто известных вузах. Получается, известные вузы снимут все пенки, а на долю региональных вузов останутся сущие копейки. О каких равных возможностях и качественном образовании в этом случае можно говорить?
Но больше всего ректоры недоумевают по поводу того, что новый закон обязывает вуз заключать с поступившим студентом договор. Что должно быть в этом договоре прописано, закон умалчивает. Кроме того, говорят ректоры вузов, если мы заключаем договор, значит мы оказываем услуги. А расторгнуть договор об оказании услуг в одностороннем порядке по Гражданскому кодексу можно только через суд. Получается, что отчислить двоечника можно… Ну да, подав на него гражданский иск в суд. Представляете, что будет твориться в коридорах вуза после очередной сессии? А как возрадуются двоечники! Суды у нас длятся порой годами — в общем, головная боль вузу обеспечена.
Но одно несомненно: какие бы поправки ни приняли депутаты, нам придется привыкать к европейским образовательным стандартам. Иначе наша аттестаты о среднем и дипломы о высшем образовании так и останутся для Европы ничего не значащими бумажками.
Автор: Светлана Любошиц
Елена | 20.04.2012, 22:57
Уважаемые депутаты от КПРФ, ЛДПР, "Справедливой России"! Мы отдавали за вас свои голоса на выборах в декабре 2011 г. Почему же вы допускаете принятие этого "грабительско-анархистского закона "Об образовании"? Люди уже наметили протестные меры, это "попахивает" началом всех начал ... В реальности же, легализуется плата за дополнительные образовательные услуги - и ни один руководитель не определит - за какие именно услуги. Возможно, это будет легальное взимание платы за обычные предметы. Или такая ситуация - на отведенном ФЗ уроке - минимум знаний, а за дополнительную плату - реальное обучение. Напоминает ситуацию с утопающими - утопающему (т.е. образованию) государство бросает спасательный круг и удаляется с чувством выполненного долга. Из нашего окружения каждый 9-й (из 10 родителей) готовы поддержать митингующих в пользу отметы проекта ФЗ "Об образовании" 2012 г. Пора это прекращать, иначе, как говорил В.В.Жириновский: "будет хуже".