Новое в законе о здоровье
Здоровье в законе Медицину "подгонят" под стандарты В декабре Госдума может проголосовать за новый федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Сейчас наше здоровье охраняют и сберегают в соответствии с законом, принятым аж в 1993 году. Воды с тех пор много утекло, в медицине тоже появилось много нового, потому новый закон призван все новшества не только узаконить, но и ввести в определенные рамки.
Впервые в проекте нового федерального закона вполне официально вводятся такие понятия, как "платная медицинская помощь", "стандарт медицинской помощи", "партнерские роды", "высокотехнологичная медицинская помощь". Кроме того, впервые в законе прописано, что федеральный бюджет должен на охрану здоровья граждан тратить не менее 3% своей расходной части, а минимальный уровень финансирования определен в 5% от ВВП (это минимум, установленный Всемирной организацией здравоохранения).
А вот следующее новшество, увы, энтузиазма у граждан не вызовет. Если сейчас лист нетрудоспособности выдают на срок до 30 дней, то в законопроекте максимум для нахождения на бюллетене определен в 15 дней. И это еще далеко не все нововведения, которые ожитдают нас после принятия законопроекта Госдумой.
За деньги или бесплатно? Вполне может статься, что придя после Нового года на прием к кардиологу в муниципальную поликлинику, пациент обнаружит, что его номер в очереди даже не шестнадцатый, а 654-й. Не хотите так долго ждать? Платите деньги!
Вы удивлены? Тогда внимательно читайте статью "Платные медицинские услуги", в которой определен порядок оказания этих самых услуг. Авторы законопроекта уверены, что это позволит раз и навсегда отделить платную медицину от бесплатной.
Вроде бы причин для особого беспокойства нет: все основные виды медицинской помощи должны предоставляться бесплатно. Вопрос только в том, что считать "основными видами". Законопроект к таковым относит скорую медпомощь; судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизы; услуги патологоанатомов по вскрытию трупов пациентов больниц. При наличии показаний размещать пациентов в отдельном боксе или маломестной палате тоже должны бесплатно. Опять же при наличии показаний нельзя брать деньги за пребывание в больнице с ребенком одного из родителей.
Что это за показания, законопроект не расшифровывает. Так что поле деятельности для предприимчивых медработников остается довольно широким. Тем более, что по новому законопроекту право на оказание платных медицинских услуг получают и государственные (муниципальные) медицинские учреждения. Статья 54 законопроекта гласит, что при неполном финансировании своей деятельности та же районная поликлиника может попросить пациентов оплатить услуги, которые не входят в систему обязательного медицинского страхования. Правда, в таком случае с вами обязаны заключить соответствующий договор. В переводе на обывательский язык это означает: не хотите по полгода ждать приема у узкого специалиста — платите деньги.
Юристы по этому поводу уже бьют тревогу. Во-первых, их не устраивает само усложнение процедуры получения специализированной медпомощи: закон предусматривает, что в поликлинике должен быть реестр очередников, контроль за соблюдением очередности и т.д. Вывод напрашивается сам собой: узких специалистов станет намного меньше, по крайней мере, в районных и городских поликлиниках. Да и число самих муниципальных поликлиник может заметно уменьшиться. А во-вторых, эта норма противоречит статье 41 Конституции РФ, в соответствии с которой медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно. Поэтому платить деньги за прием у врача по идее можно лишь в частных и ведомственных медицинских организациях.
Есть стандарт!
Еще одно важное новшество — введение понятия "стандарт медицинской помощи". Речь об этом шла давно. Сейчас готовы 500 стандартов лечения и диагностики различных заболеваний, но этого мало. По идее каждая наша болячка должна быть обсчитана — государство должно определить, сколько оно готово потратить на лечение инфаркта миокарда и сколько — на банальную ангину. Более того — медицинское сообщество должно разработать схему лечения каждой болезни — какие обследования надо назначать при подозрениях на тот или иной диагноз, какие лекарства прописывать и при каких показаниях какие оперативные вмешательства проводить. Дело трудоемкое, займет это не один и не два года. Разработанные стандарты должны быть едиными и обязательными для всей страны. Ведь по ним будет финансироваться система обязательного медицинского страхования.
И вот тут опять возникают большие "закавыки". Стандарты оказания медпомощи, говорится в законопроекте, составляются на основе перечня жизненно важных лекарственных средств. Увы, это неизбежно скажется на нас с вами. Лечебные учреждения, дабы их не обвинили в нецелевом расходовании средств, не смогут закупать лекарства сверх спущенного сверху списка, а пациенты не смогут получить препарат, в котором действительно нуждаются, если он в этот список не входит. Врач просто не сможет прописать вам эффективный препарат, если он не включен в пресловутый список жизненно важных и необходимых лекарственных средств.
У кого больше прав? К достоинствам нового законопроекта надо отнести то, что наконец-то четко зафиксированы права и обязанности не только пациентов, но и врачей. Но+ Опять возникает пресловутое "но". В новом законопроекте права пациентов под копирку списаны со старого закона, принятого аж в 1993 году. Так что ничего нового здесь не появилось.
Право на выбор лечащего врача и медицинской организации у нас было давно. Другое дело, что теперь более четко прописан механизм реализации этого права. Выбирать врача и лечебное учреждение мы сможем раз в год. Оно и понятно: разреши это делать чаще, обычные районные и городские поликлиники быстро недосчитаются пациентов. В то же время в престижные заведения народ повалит валом, образуются очереди, что тут же скажется и на качестве работы врачей, и на репутации заведения. Но если человек нуждается в незамедлительном лечении, его обязаны будут лечить там, где он желает, бесплатно и без очереди. Более того — находясь в критическом состоянии, мы сможем диктовать "скорой", в какую больницу нас везти.
Что касается обязанности врачей при любом медицинском вмешательстве брать с пациента письменное согласие, то это чистая формальность. Во всех больницах и сейчас обязательно берут письменное согласие на госпитализацию или письменный отказ от оной, не говоря уж о письменном согласии на операцию. Только пациента при этом ни о чем не информируют. Врачи говорят: "Сначала подпишите бумагу, потом вам обо всем расскажут". Так что подпись пациента означает, что он заранее на все согласен, а с врача взятки гладки. Поди потом докажи, что доктор умолчал о побочных явлениях и осложнениях после лечения.
Одно лишь радует: после принятия закона врача обяжут зачитывать пациенту его права. Кстати, что касается наших прав, то в законе нет права родственников на посещение пациента. О том, что пациент имеет право на защиту, в том числе и юридическую, тоже не говорится. А заглянуть в недавно принятую декларацию о правах пациентов удосужатся единицы. Да и где эту декларацию взять?
И опять юристы, мягко говоря, недоумевают. Письменное согласие на все медицинские манипуляции — хорошо, но это из области фантастики. Ведь тогда придется подписывать кучу бумаг — согласие на взятие анализа крови и мочи, на рентген и флюорографию, да даже на то, чтобы тебя просто послушали фонендоскопом. Так что благое намерение превращается в чистую формальность, которая нужна, чтобы освободить врача от ответственности. Пациент априори должен согласиться на все — иначе его просто не смогут лечить.
Если в области прав пациентов практически ничего не изменилось, то врачей и работников фармацевтических компаний ожидает немало нововведений. Например, с 2015 года врачам потребуется не только диплом о медицинском образовании, но и свидетельство об аккредитации. Проходить аккредитацию придется не реже чем раз в пять лет. После принятия этого закона "частники" не смогут заниматься заготовкой донорской крови и ее компонентов, пересадкой органов и тканей человека, проведением биомедицинских исследований на людях, санитарно-эпидемиологической деятельностью, искусственным прерыванием беременности в сроки более 12 недель.
И — внимание: на нашей улице обещан праздник. Взаимовыгодному сотрудничеству фармацевтических компаний и врачей положен конец. После принятия закона врач, рекомендуя пациенту лекарство, или детскую молочную смесь, или другое медицинское изделие, будет обязан сказать, сколько это стоит и можно ли то же самое получить бесплатно. И что важнее всего, закон запрещает медицинским работникам и руководителям принимать подарки, деньги, оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств фармпроизводителей, организаций оптовой торговли лекарственными препаратами и аптечных организаций. Одним словом, агитировать за покупку очередного дорогостоящего чудо-средства врач уже не сможет. Ведь производитель будет лишен возможности своего добровольного помощника "отблагодарить".
Жизнь и смерть
Еще одно новшество — законодательное регулирование вопросов рождения и смерти человека. Момент рождения в законопроекте определен как "момент отделения продукта зачатия от организма матери посредством родов". Впервые законодательно за нами закреплено право "на криоконсервацию и хранение половых клеток и эмбрионов в случаях риска потери способности к воспроизводству в связи с заболеванием и (или) профессиональной деятельностью". Правда, в законопроекте о том, платное этот удовольствие или бесплатное, не говорится. Зато будущие папаши смогут совершенно бесплатно присутствовать на родах (сейчас это обходится в очень круглую сумму).
Очень подробно законопроект регулирует и вопросы вспомогательных репродуктивных технологий — таких, как экстракорпоральное оплодотворение, искусственное осеменение и т.п. Сделана попытка и урегулировать взаимоотношения между биологическими родителями и суррогатными матерями (вокруг этого много споров, в том числе и судебных разбирательств).
Определен в проекте закона и момент смерти. Как и сейчас, смерть будет фиксироваться на основании смерти мозга. Но диагноз "смерть мозга" имеет право устанавливать только консилиум врачей. И обязательно в присутствии анестезиолога-реаниматолога и невролога, имеющих хотя бы пятилетний опыт работы в отделении интенсивной терапии и реанимации.
Впервые законодательно регулируются и вопросы донорства органов. Если до сих пор считалось, что отсутствие письменного отказа на использование органов после смерти равносильно согласию, то по законопроекту органы и ткани умершего человека можно будет использовать в медицинских, научных и учебных целях только при наличии нотариально удостоверенного его письменного согласия, сделанного при жизни. Что касается донорства органов умерших людей, принимать решение смогут близкие родственники или законные представители.
Расширяется список показаний для патологоанатомического вскрытия. Кроме подозрения на насильственную смерть в него включены выяснение и постановка заключительного диагноза болезни, приведшей к смерти, подозрение на передозировку или непереносимость лекарства.
Законопроект категорически запрещает эвтаназию и клонирование человека.
Застрахуйте свою ошибку Еще одно немаловажное новшество: впервые за всю историю своего существования наши больницы, поликлиники и прочие учреждения здравоохранения будут обязаны застраховать гражданскую ответственность перед пациентами. Убытки от причиненного пациенту вреда будут возмещать страховые компании. Правда, громко бить в ладоши по этому поводу рановато. В проекте закона о страховании гражданской ответственности медиков прописано столько ограничений, что потерпевшим от врачебной ошибки рассчитывать на многое не приходится. Чтобы получить компенсацию, человек должен стать по меньшей мере инвалидом.
Зато опять-таки впервые в законопроекте дается четкое определение понятия "врачебная ошибка". До сих пор в судах из-за этого ломалось немало копий и доказать эту самую ошибку было практически невозможно. Теперь определено, что врачебная ошибка — это "добросовестное заблуждение медицинского работника при отсутствии прямого или косвенного (халатности, небрежности) умысла, направленного на причинение вреда жизни и здоровью пациента". Решать же, что ошибка действительно имела место, будут специальные комиссии по расследованию случаев причинения вреда жизни и здоровью пациентов.
Автор: Светлана Любошиц