Сегодня:  
Мы в соцсетях
СелНовости
Архив статейОбщество Мошенники наживаются на стариках

Мошенники наживаются на стариках

Стариковское дело

Пожилые люди все чаще попадаются на "удочку" мошенников Как-то подруга вспоминала свою работу кассиром в продовольственном магазине еще в советские времена. Ну, сколько получал в те годы обычный кассир? Копейки. А у нее дом был всегда полная чаша. И видеомагнитофоном, и крутым японским телевизором она обзавелась еще в те времена, когда мы, не работающие в советской торговле, об этих чудесах техники только-только узнавали по слухам. "Спасибо" за это и многое другое надо сказать наставнице моей подруги.

— Десять-пятнадцать копеек с каждой сдачи не додашь — вот на хлеб с маслом и заработала, — учила она молодую и неопытную девчонку. — Но монетки на всякий случай держи под подставкой. Если кто заметит, тут же извинись: "А вот монетка, закатилась". И учти: старики и дети — это святое. Их обманешь — грех на душу возьмешь.

Эх, современным бы мошенникам эти слова услышать. Старики для них самый лакомый контингент. Не зря ведь говорят: "Старый что малый". Пожилого человека обмануть совсем нетрудно, тем более, что он и сам обмануться рад.

Их обмануть совсем нетрудно

Историям, когда пожилые люди оказывались легкой добычей мошенников не счесть. Счет обманутых идет на многие тысячи.

В Москве несколько лет назад появились ушлые молодые люди, взахлеб рекламирующие чудо-препараты, избавляющие чуть ли не от всех болячек сразу. Доверчивые старики, клюнувшие на рекламу, расставались с суммами от 37 до 600 тысяч рублей.

Механизм обмана прост: для начала через проводное радио, где расценки на рекламу довольно доступны по цене и которое слушают как раз пенисонеры, запускается соответствующая реклама. Потом арендуется телефонный номер для бесплатных звонков 8-800-... Позвонившим на него пенсионерам говорят, что это особый номер, который выдается только государственным организациям. Услышав слово "государство", пенсионер уже верит всему, какую бы галиматью ему ни говорили.

Но этого еще мало. На телефонные звонки должны отвечать люди, хоть немного разбирающиеся в психологии стариков. Операторы представляются не просто врачами, а профессорами, академиками ведущих медицинских учреждений столицы и страны, самым подробным образом расспрашивают потенциальных клиентов обо всех болячках и тут же заочно выдают готовый диагноз. Лечиться, конечно же, настоятельно рекомендуют чудо-препаратами, на деле оказывающимися самыми обыкновенными биологически активными добавками, цена которым пятак в базарный день.
И ту
т начинается торговля. Сначала за копеечный БАД заламывают просто-таки несусветную цену — где-то в районе 50 тысяч рублей. А что делать? Средство-то уникальное, нигде его не купишь. Но ветерану труда или инвалиду, или другому льготнику тут же делают солидную скидку — 10-15 тысяч рублей. Пожилому человеку это как бальзам на раны — наконец-то государство оценило его заслуги.

А дальше все идет по набившей оскомину схеме: к ветерану на дом приезжает курьер (опять-таки приятно, что на старости лет не надо тащиться невесть куда, все на дом приносят) и приносит БАД по дикой цене. Если же человек живет не в столице, то товар присылают по почте. Естественно, за баснословные деньги.

И, пока человек только-только начинает принимать препарат и еще не понял, что к чему, ему быстренько, уже без всяких звонков с его стороны, впаривают еще две-три упаковки. А старику и приятно! Надо же! О нем помнят и заботятся! Лекарства предлагают без всяких напоминаний с его стороны.

Более того — к доверчивому старику прикрепляют "лечащего врача", который постоянно звонит, интересуется состоянием здоровья и заодно втюхивает другие препараты, вытягивая у ветерана все больше и больше денег.

А когда все старики уже более-менее обработаны, мошенники звонят по уже знакомым телефонным номерам и радостно сообщают, что за потраченные на лекарства деньги государство выплачивает компенсацию — сто тысяч рублей. Только вот незадача — надо с этой суммы платить налог — 18 тысяч. Через некоторое время доверчивому гражданину на дом приходит уже заполненная на означенную сумму квитанция. И ветеран покорно идет в Сбербанк и переводит деньги на указанный в ней расчетный счет. Надо ли говорить, что обещанных компенсаций никто из обманутых ветеранов так и не дождался?

Бабуля, я попал в ДТП

Еще Остап Бендер говорил, что знает тысячу и один способ сравнительно честного отъема денег. Так что торговлей БАДами мошенники не ограничиваются. Вам никогда не звонили от имени якобы близкого родственника, попавшего в неприятную историю, которую можно уладить, заплатив деньги милиции? Пожилым людям такие предложения приходят довольно часто. То внук якобы попал в ДТП, то зять или невестка растратили казенные деньги — фантазия у преступников работает в полную силу.

Расчет прост. Пожилой человек, пытаясь угадать, кто звонит, сам назовет имя родственника. А дальше страх за близкого человека затмевает разум, и вот уже дед или бабка согласны буквально на все. Тут же в телефонной трубке раздается голос милиционера, патрульного, следователя (нужное подчеркнуть), который спрашивает адрес и назначает сумму взятки. Растерявшийся ветеран даже не спросит себя: а что же родственничек адрес не сказал? Вместо этого он судорожно достает заветные "гробовые" тыщи, занимает у соседей, снимает со сберкнижки и покорно отдает последнее мошенникам.

Часто мошенники даже не знают, куда звонить. Просто набирают номера наугад — авось повезет услышать старческий голос. А бывает, что действуют по наводке. Обычно так поступают те, кто оказывается в колонии или тюрьме. От своих знакомых с воли узнают, где живет пенсионер. Узнать по адресу номер телефона — плевое дело. И вот уже "сиделец" доводит "клиента" до нужной кондиции, а по адресу уже направляется посланник. Пенсионер в панике легко отдает ему деньги. И только после этого догадывается перезвонить родственнику и узнать, чем дело кончилось. Естественно, выясняется, что ничего подобного ни с кем не случалось. Но денежки-то уже все, пропали. Дело сделано — ищи-свищи ветра в поле.

На что расчет?

Кстати, поймать жуликов и в первом, и во втором случае сложно. Звонят они только на городские телефоны — чтобы не высветился номер мобильного и чтобы потенциальный клиент оказался обязательно дома, а не в санатории. Когда дело касается БАДов, расчет прост: старому человеку просто ласковое слово приятно. А уж если о нем кто-то начинает проявлять заботу — он не только душу, но и двери квартиры распахнет настежь. Любой человек хочет как можно меньше хлопот доставлять своим близким, жить долго и не болеть. К тому же приятно, что страна наконец-то по достоинству оценила заслуги пожилого ветерана и предоставила мифическую скидку, да и по радио сказали — а газетам, радио и телевидению пенсионеры не в пример молодежи еще ой как верят. В том, что объявление рекламное и за его содержание СМИ по закону ответственности не несет, не пенсионер еще разберется.

Если дело касается денег якобы на взятку милиции, то за деньгами приходит курьер, который, что называется, ни слухом, ни духом ни о чем не знает и не ведает. Его будто бы просто попросили долг забрать. И опять расчет прост. В стрессовой ситуации пожилые люди теряются, голос постороннего легко принимают за голос близкого родственника. В таком состоянии они не могут даже внешность курьера запомнить, а так как курьер все делает молча, то и по голосу его опознать невозможно.

Я лично знаю только один-единственный случай, когда потенциальная жертва сорвалась с крючка. 76-летняя пенсионерка врачей ненавидела всеми фибрами души, а мошенники возьми да и поинтересуйся, как работает районная поликлиника.

— Я не лечусь! — сердито ответила пожилая женщина.
— Мы работаем по государственной программе, давайте подъедем к вам, пообщаемся. Мы сделаем вам полис страховой, будете лечиться не в районной поликлинике, а в другом месте.
— Денег у меня нет!
— Так ведь мы бесплатно вас лечить будем!

Звонили восемь раз! В конце концов так надоели, что интеллигентная пожилая женщина послала набивающихся в благодетели по известному всей России адресу.

А другие пенсионеры попались на удочку. И чтобы лечиться в якобы престижной частной клинике, которая будто бы работает по госпрограмме и лечит стариков бесплатно, выложили не одну тысячу рублей. Опять-таки расчет мошенников оказался прост, как пять копеек. Пожилые люди отзывчивы на заботу. И готовы верить в любые сказки, были бы они рассказаны располагающими к доверию и обаятельными молодыми людьми. То, что за бесплатное лечение надо сначала выложить деньги и лишь потом дождаться компенсации, почему-то никого не насторожило. Какое же это бесплатное лечение, если за него надо платить? И что за странная система оплаты — сначала заплати, а потом мы тебе эти деньги вернем? Зачем вообще платить, если затем эту же сумму возвращают? Увы, такие вопросы наивным старикам даже в голову не приходят.

Точно так же недавно в Москве наивным старикам "впаривали" путевки в престижные санатории. То есть делали предложение, от которого редкий пенсионер сможет отказаться. Все делалось молниеносно. Буквально в тот же день на дом к ветерану заявлялся курьер и снова убеждал его в нужности лечения. Причем показывал фальшивые медицинские справки с данными этого ветерана и заключением врача. А под занавес опять-таки предлагал купить чудодейственные препараты. Получив деньги, курьер уходил. А пенсионер в назначенный день приезжал в указанный санаторий. Тут-то и выяснялось, что путевка фальшивая и никто его не ждет.

Как не стать жертвой обмана?

Жулики всех мастей изобретательны и, как правило, они хорошие психологи. Им достаточно беглого взгляда на человека, чтобы определить, одинок он или нет, находится в депрессии или доволен всем и вся. Они всегда быстро определят, на каких чувствах лучше сыграть: на испуге, на жадности, доброте, страхе перед старческой немощью... Обычно это мужчины, а чаще всего — женщины старше 25 лет. То есть у них есть определенный жизненный опыт, а помимо всего прочего они очень обаятельные и артистичные, с первого же раза располагают к себе, вызывают доверие. И, кстати, масштабы мошенничества и обмана именно от таланта мошенника и зависят.

Мошенник может и новым врачом из районной поликлиники представиться, и соцработником, и работником ДЕЗа, ЖЭКа и прочих коммунальных служб, и даже судебным приставом. Подыскивая жертв для своих афер, жулики могут воспользоваться услугами жаждущих подзаработать сотрудников социальных служб или работников муниципальных поликлиник. Чтобы им доверяли, они запасаются выписками из медицинских карт с диагнозами, узнают о материальном положении, о наличии родственников и друзей.

Но спросите себя: а с какой это стати к вам на дом пожаловал врач, которого вы не вызывали? И что это за странный работник коммунальной службы, который по собственной инициативе обходит пожилых людей? И почему соцработник, прежде чем наведаться к вам, не позвонил по телефону? А у судебного пристава должно быть как минимум решение суда с подписями и печатями. И об этом решении вас должны были обязательно проинформировать задолго до того, как в вашу квартиру позвонил судебный пристав.

Психологи настоятельно советуют: прежде чем открыть дверь постороннему человеку, подумайте хорошенько. Расспросите его подробно — спросите имя, фамилию, отчество, полное название организации, его приславшей, и ее адрес, телефоны, имена и фамилии начальства, номер лицензии. И попросите перезвонить или зайти минут этак через тридцать. Если собеседник ответил на все ваши вопросы, перезвоните по указанным им телефонам и спросите, что это за организация, присылала ли она по вашему адресу человечка, и сверьте все данные.

Если незнакомец ссылается на поликлинику, перезвоните и спросите, действительно ли новый врач пошел на обход больных, как этого врача зовут и есть ли вообще в поликлинике новый врач.

И даже если все сходится, не торопитесь. Задайте побольше вопросов, а если чувствуете, что собеседник слишком напорист и перехватил инициативу, тут же кладите телефонную трубку или выпроваживайте гостя за дверь. Слишком большой напор (собеседник не дает вам даже слово вставить) должен вызвать обоснованные опасения и подозрения.

Уважаемые родственники! Предупреждайте об опасности стать жертвой жуликов своих пожилых родных! Объясните: если им звонят от вашего имени, то надо сначала перезвонить по вашему телефону и уточнить, действительно ли беда приключилась. И даже если что-то случилось, деньги давать ни в коем случае нельзя — это расценивается как взятка должностному лицу, за это полагается приличный срок.

И самое главное. Уважаемые родственники! Не оставляйте своих стариков без внимания и заботы. Остановитесь на минутку и выслушайте своих старших членов семьи. Послушайте их жалобы, прислушайтесь к стариковскому ворчанию. Вы, такие сейчас энергичные и здоровые, пусть и нескоро, но тоже станете стариками. И тогда так захочется перекинуться словом пусть даже с незнакомцем. Так что внимание и забота — лучшая защита от разного рода мошенничеств по отношению к старикам.

Автор: Светлана Любошиц

Поделиться

Отзывы

Комментариев к статье нет!

Другие публикации

Нет неудач — есть опыт! Перфекционист
Как подготовить ребенка к школе
Помощь - дело тонкое
Выбор школы для первоклассника
Свиной грипп — "рекламный" вирус