Сегодня:  
Мы в соцсетях
СелНовости
Архив статейОбщество Нас ждет реформа автошкол

Нас ждет реформа автошкол

Крепче за баранку держись, шофер

У автошкол — огромный "урожай" курсантов. С началом 2010 года желающие получить водительские права срочно садятся за парты: с 1 ноября 2011 года методика приема экзаменов у будущих водителей претерпит коренные изменения. Разговоры о реформе автошкол, которые ведутся уже не первый год, наконец-то претворились в реальные документы и постановления. За оставшиеся полтора года автошколы должны закупить и смонтировать новое оборудование, а клиенты автошкол привыкнуть к мысли, что на экзамене за ними будет наблюдать всевидящее око видеокамеры. Так что ажиотаж, который сейчас царит среди потенциальных клиентов автошкол, понятен.

Печальная статистика

автомобильНинка на права сдавала трижды. С теорией у нее все было хорошо, она даже вызубрила устройство двигателя внутреннего сгорания. Тараторила, совершенно не пытаясь понять, что к чему. На все дружеские подначки усмехалась: "А автосервис на что? Неужели вы думаете, что я буду в моторе копаться?" В общем-то, она была права.

Теорию Нинка вызубрила и Правила дорожного движения тоже. А вот с вождением была проблема. За те часы, что отводились в ее автошколе на практику, она толком так ничего и не освоила. После двух провалов наняла опытного инструктора и рано утром перед работой каталась с ним сначала во дворе, потом потихоньку выехала на большую дорогу и черепашьим шагом стала добираться до работы. На третий раз экзамен покорился. Вожделенные "корочки" девушка получила, но все равно еще некоторое время ездила с инструктором — на всякий пожарный.

Увы, довольно часто получается, что экзамен на водительские права сдан, а водить своего железного коня человек так и не научился. О покупных правах речь не идет. Здесь все ясно: "крутой" пацан заплатил энную сумму, получил "корочки", сел за руль — и море ему по колено. Жмет на газ и ничего и никого перед собой не видит. Хорошо, если вовремя одумается. Загляните в статистику по дорожным происшествиям. За день происходит 500-600 ДТП, в которых погибает около ста человек. Получается, за год на российских дорогах гибнет и получает тяжелые увечья небольшой город — более 30 тысяч человек. Потери во время войн в Афганистане и Чечне были на порядок меньше. Причем примерно в четверти аварий виноватыми оказываются водители, стаж которых меньше трех лет.

Почему? Специалисты сходятся во мнении: начинающих водителей плохо учили в автошколах. "Чайники" просто многого не умеют: теряются во время оживленного движения, не могут точно оценить, когда надо начинать тормозить, не чувствуют габариты своей машины, а то и путают педали тормоза и газа.

Гладко только на бумаге

Одна из причин — в автошколе мало внимания уделяется практическому вождению. Зато куча времени уходит на то, чтобы выучить устройство двигателя какой-нибудь допотопной отечественной "тачки", которую ни один завод уже не выпускает. К тому же своих учеников автошколы зачастую банально натаскивают на билеты, о том, что теорию еще надо уметь применить на практике, горе-учителя почему-то забывают. Водителю ведь придется ездить по городу, попадать в сложные дорожные ситуации. И как из них "выруливать", если в автошколе об этом ни гу-гу?

Более того — чтобы снизить издержки, в автошколах формируют большие группы. Ну и как, скажем, 25 человек, смогут получить практические навыки вождения, если в автошколе всего 4-5 машин, а тренажеров нет? До недавнего времени на обучение вождению автошколы тратили 32 часа — курам на смех!
Квалификация преподавателей и оснащение автошкол — это отдельная тема. По идее любой человек, зарегистрировавшись как частный предприниматель, может оборудовать учебный класс, показать его представителям ГАИ, получить "добро" и — все, лицензия у него в кармане.

А чтобы стать инструктором, достаточно иметь водительский стаж больше трех лет и оборудовать свою машину дополнительными педалями. На переоборудование машины и ее перерегистрацию в ГАИ уйдет 10 тысяч рублей. Придется еще окончить соответствующие курсы, но на это уйдет буквально несколько дней. Все — документ в кармане, можно набирать учеников. А, скажем, в Германии, будущий инструктор учится почти год, платит за учебу солидную сумму и сдает серьезный экзамен, который еще не так-то просто сдать.

В общем, реформа автошкол давно назрела, о чем МВД, Госдума и прочие инстанции не уставали твердить при каждом удобном случае. "Бумажному" обучению надо противопоставить серьезную учебу. Будущие водители должны не только знать правила дорожного движения, но и быть со своим транспортным средством на "ты", получать навыки поведения в сложных дорожных ситуациях и т.д. и т.п.

Что предлагает МВД

И вот два года назад МВД наконец-то разродилось концепцией реформы автошкол. Новые правила должны были вступить в действие с 1 января 2009 года. Предлагалось запретить вечерние группы в автошколах (по мнению чинов МВД, вечером уставшим после работы людям уже не до занятий. У них все мысли только о том, как бы до дома побыстрее добраться), разработать новую методику сдачи экзаменов и лишить сотрудников ГИБДД права контролировать учебный процесс в автошколах. В теории лицензионные комиссии департаментов образования наделены правом лишать проштрафившиеся автошколы лицензии, но эта процедура ни в одном документе четко не прописана. Так что действовать все равно придется через суд.

Изменились и требования к оснащению автошкол. В любой автошколе теперь должны быть компьютеры для изучения ПДД, на занятиях слушатели обязаны изучать психологию и ситуативное вождение. По простому говоря, на занятиях надо устраивать разбор конкретных дорожных ситуаций. И в этом вопросе должны оказать неоценимую помощь сотрудники ГИБДД.

Контролировать учебный процесс и выдачу лицензий должны специальные лицензионные комиссии местных департаментов образования. Как говорят в МВД, у ГИБДД на это просто нет времени. Впрочем, наверняка есть и другая причина: бывшим сотрудникам ГАИ (а таких в автошколах довольно много) со своими коллегами договориться куда проще.

Все это в итоге может привести к уменьшению числа автошкол и соответственно к повышению платы за обучение в 1,5-2 раза. Этот вывод лежит, так сказать, на поверхности.

А теперь копнем глубже. Запрет вечерних групп тут же приведет к уменьшению числа слушателей. А как, скажите на милость, работать автошколам, если большая часть их потенциальных клиентов утром и днем работает? И как работающему человеку получить водительские права, если он не сможет вечером посещать занятия?

А разбор ситуаций на дороге должен быть с практическим уклоном. Эти ситуации надо создавать или на тренажере, или на автодроме. Говорить-то можно о чем угодно, но пока водитель не отрепетирует это на своем личном примере, толку не будет. Теория так и останется теорией.

Что до коррупции, когда можно было за энную сумму купить права, то она остается. Пусть контролировать автошколы теперь будут департаменты образования, но права-то оформлять все равно нужно в ГИБДД!

Единственное рациональное зерно, которое эксперты отыскали в предложениях МВД, это изменение программы обучения будущих водителей. Вместо 32 часов учащиеся автошкол теперь обязаны провести за рулем автомобиля не менее 50. С 206 до 106 часов сокращена теория. Причем автошкола может с учетом специфики региона увеличивать количество часов на теорию или практику.

Устройство автомобиля теперь будет преподноситься в упрощенном и укороченном объеме. В самом деле, есть автосервис — он и решит все проблемы. Зато больше времени отведено на рассказ о системах безопасности автомобиля и особенностях управления машиной с автоматической коробкой передач. Больше часов будет посвящаться и обучению навыкам оказания первой помощи пострадавшим в дорожной аварии.

Одним словом, учиться в автошколе с 1 января 2009 года надо уже не 2,5, а целых 4 месяца.

ФАС дала команду: "Фас!"

Не успели новые "Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств" вступить в силу, как Федеральная антимонопольная служба России их отменила и признала Минобрнауки, Минтранс и ГИБДД нарушителями законодательства. По мнению ФАС, чиновники этих ведомств нарушили закон о защите конкуренции, так как "Требования" ограничивали конкуренцию (в итоге они привели бы к тому, что выжили бы только крупные автошколы) и к тому же действия органов власти в этом направлении были согласованы. Кодекс об административных правонарушениях для таких действий должностных лиц предусматривает наказание виновных лиц в виде штрафа от 20 до 50 тысяч рублей или их дисквалификацию на срок до трёх лет.

Суда удалось избежать только потому, что министр образования и науки Андрей Фурсенко своим приказом эти "Требования" отменил. А раз так, то автодромы, компьютеры и прочие технические навороты — дело будущего, пока можно жить как жили. Автошколы вздохнули с облегчением.

И в самом деле — оборудованный по всем правилам автодром не каждой школе по плечу. Там же надо и пешеходный переход сделать, и железнодорожный переезд, и напичкать еще аппаратурой, которая фиксировала бы малейшее нарушение водителя, автоматически снимала бы за это баллы, передавала бы информацию экзаменационной комиссии, находящейся в помещении, и заодно сохраняла бы результаты выполнения заданий. Кроме того, пришлось бы в спешном порядке оснащать соответствующей аппаратурой и учебные авто. К тому же автодром должен имитировать городские условия, но любая имитация от реальности далека. Езду по оживленным городским улицам никакой автодром не заменит. На автодроме можно лишь оттачивать чисто механические навыки вождения.

И еще один весьма важный вопрос: где место для такого полигона взять? В крупном городе это невыполнимая задача. Так что пока соответствующий всем требованиям автодром один-единственный на всю Россию-матушку — в Челябинске. Но МВД грозится устроить подобные ему автогородки и в других крупных городах. Что ж, поживем-увидим.

Впрочем, судя по всему, можно ожидать и других нововведений: разрабатываются правила подготовки водителей на дополнительные категории и подкатегории прав, поднят вопрос об обучении на авто с автоматической трансмиссией.

Но пока начало реформы отодвинуто на 1 ноября 2011 года. Еще и потому, что прокуратура опротестовала новую методику приема экзаменов: документы почему-то забыли зарегистрировать в Минюсте.

Чем сердце успокоится?

Казалось бы, в скором времени у нас на дорогах должны установиться тишь, гладь да Божья благодать: время на практическое вождение увеличено, программы обучения изменены, бороться со взятками будет дорогостоящая электроника — общение с экзаменатором при помощи электроники уменьшает возможность экзаменатора повлиять на результат экзамена.

И что мы имеем? Для чего затеян сыр-бор? Для того, чтобы лучше обучать будущих водителей? А вот и нет. Главное — избавиться от коррупции. Если бы мы хотели повысить квалификацию водителей, то просто перенесли бы обучение и сдачу экзаменов на права на городские улицы. Ведь никакая даже самая передовая электроника не заменит личный опыт водителя. Зачем она нужна, если выпускник автошколы будет, как и прежде, беспомощным в сложных дорожных ситуациях? И пусть практике сейчас будет уделяться больше внимания, но все равно 50 часов — это очень мало. Кроме того, чему учат будущего водителя? Ну да, ездить "змейкой", въезжать задним ходом в гараж, заезжать на эстакаду, тормозить и разгоняться. А как управлять машиной на скользкой дороге. Он не знает. И не умеет. Не учат этому в автошколах.

Водитель должен уметь предсказывать развитие ситуации на дороге, понимать, что и для чего он делает. А это уже совершенно другая методика подготовки, другой уровень квалификации инструкторов. Но от педагогов, обучающим устройству автомобиля, требуется лишь высшее или среднее профессиональное образование технического профиля.

Так что придется, видимо, автошколам объединяться и вскладчину тратиться на оборудование и автодромы. Вопрос о том, кто в итоге за это заплатит, думаю, задавать не надо: конечно же, раскошелятся те, кто жаждет стать обладателем водительских прав.

Остается надеяться, что у начинающих водителей сработает инстинкт самосохранения и, прежде чем зарулить на оживленную городскую автомагистраль, они все-таки потренируются под руководством опытного водителя. Кстати, опытные водители никогда не будут резко обгонять машину, на стекле которой красуется буква "У". В крайнем случае, можно последовать примеру моей подруги, которая первое время, попав в автомобильную сутолоку, просто высовывалась из кабины и, делая умоляющее выражение лица, жалобно просила: "Пропустите, пожалуйста!" И что вы думаете? Ей снисходительно уступали дорогу.

Автор: Светлана Любошиц

Поделиться

Отзывы

Комментариев к статье нет!

Другие публикации

Советы для забывчивых и рассеянных
Как найти дополнительный заработок
Хоспис. "Дом покоя"
Винный туризм в Краснодарском крае
В России создаются ювенальные суды