Выбор школы для первоклассника
Апрельское умопомешательство
Как выбрать школу для будущего первоклассника?
Приходит время — родителям становится не до сна. Потому что на дворе апрель, а с 1 апреля начинается запись будущих первоклассников в школу. "Первоклассный" родительский ажиотаж уже стал притчей во языцех. Порой за место в престижной гимназии разгораются самые настоящие родительские бои. Временное родительское помешательство, конечно, можно оправдать: от начальной школы в нашей жизни зависит очень многое. Но далеко не все школы стоят потраченных на поступление нервов и сил. Так какой же должна быть школа? По каким критериям ее выбирать, чтобы потом не пришлось в срочном порядке искать другую?
Посмотри на свое чадо
Недавно ВЦИОМ провел опрос, чтобы выяснить, как родители выбирают школу для своего ребенка. Так вот 86% респондентов считают важным критерием близость школы к дому. 82% родителей обращают внимание на то, сколько процентов выпускников поступают в вуз. За "дешевизну обучения и отсутствие необходимости дополнительно платить за него" высказались лишь 68% опрошенных и почти столько же (65%) поставили во главу угла специализацию школы и ее известность (64%). И лишь 33% родителей назвали важным такой критерий, как личный опыт, т.е. желание отправить ребенка в ту школу, где они учились сами. 21% среди признаков хорошей школы указал "хорошее материально-техническое оснащение", "удобство помещений" и даже "высокое качество образования".
Заметьте: родители критерии выбора школы не выбирали, они были заданы заранее социологами. Возможно, если бы критерии выбирали сами родители, результат был бы совсем другой. Во всяком случае, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Безруких утверждает, что в последние лет пять родители все чаще хотят для своего чада "человеческую" школу. Где к ребенку будут относиться лояльно, считаться с его индивидуальными и возрастными особенностями.
Так вот, будет ли школа для малыша "человеческой", напрямую зависит от выбора родителей.
— За последние 10 лет программы начального обучения сильно изменились. Но, к сожалению, выбирая школу, программой обучения родители практически не интересуются, — сетует Марьяна Безруких. — И понимают, что попали в школу с интенсивной программой обучения только к концу первого класса, когда появляются большие проблемы. Ведь при такой программе гораздо быстрее идет изучение базовых навыков письма и чтения, много дополнительных занятий. Там очень насыщенный школьный и региональный компонент. А родители хотят еще, чтобы ребенок изучал несколько иностранных языков, учился бальным танцам и хоровому пению. Но это хоть и другие виды деятельности, но все равно немалая нагрузка.
В результате 49% родителей оценивают ситуацию в нашем образовании как тревожную и кризисную. Раз так — значит, их дети не справляются с учебной нагрузкой. Что напрямую связано и с интенсивными программами обучения, и с выбором не соответствующей возможностям ребенка школы.
Наша общая беда — родители выбирают школу, в которой они хотели бы учиться, то есть для себя, а не для своего ребенка. Господа! Да взгляните же вы на свое чадо! Правильно оцените его возможности!
Хотите лингвистическую гимназию? Углубленное изучение иностранных языков? Тогда обратите внимание, насколько у малыша сформирована родная речь. Если у ребенка недостаточно хорошее произношение, небольшой словарный запас и грамматически он не всегда верно строит предложение, не умеет составить рассказ по простой картинке, то, скорее всего, это не позволит ему учиться в языковой школе.
Стоит обратить внимание на здоровье. Это главное, что определяет успех и трудности в обучении. Часто болеющий ребенок или ребенок с хроническими заболеваниями быстро утомляется. И в гимназии или в школе с углубленным изучением иностранного языка он будет быстро уставать. И как следствие — все, что он не сделает на уроке, ему придется делать дома. Эта школа не для него.
Учесть надо и еще одно немаловажное обстоятельство: начальная школа — это время, когда ребенок может попробовать разные виды деятельности, найти свой интерес. Поэтому хороша та начальная школа, которая даст возможность иметь свободное время. И на встрече с родителями администрация школы должна рассказать, какая программа, насколько она интенсивна, по силам каким детям она будет. Но это редкость. Поэтому задача родителей — спрашивать. Почитать учебники, которые рекомендуются. Прислушаться к мнению специалистов. Посмотреть расписание.
— Возьмите лист бумаги, сверху напишите 24 часа. На сон — 10 часов. На воздухе ребенок должен проводить 2-2,5 часа. Хотя бы 1,5 часа тратить на гигиенические процедуры. Час — на прием пищи. И еще хотя бы полчаса ему нужно, чтобы побыть с самим собой. Если малыш уже ходит в музыкальную школу, плюсуйте сюда занятия в этой школе и время на подготовку. Складывайте и вычитайте. Не останется ни-че-го!
И не верьте тому, кто скажет: в начальной школе нет домашних заданий. Неправда! Все первоклассники на их подготовку тратят 1,5-2 часа. В элитных школах этот процесс может затянуться чуть ли не до 11 часов вечера. А потом ребенок не может заснуть, потому что перевозбужден, утром его невозможно разбудить, в школе он хочет спать и не слушает учителя. В идеале в начальной школе домашних заданий быть не должно. Но при интенсивной программе и способах обучения, которые далеко не всегда адекватны возможностям ребенка, при педагогах, которые плохо ребенка знают и понимают, это невозможно.
Так что не зря специалисты говорят, что две нагрузки (спортивная секция и творческая деятельность) — больше, чем достаточно. Иначе получится ситуация, о которой рассказал Марьяна Безруких. На прием к ней пришел папа: у сына огромные проблемы — вдруг стал плохо читать, плохо писать. Ничего этого раньше не было.
— Я спросила: сколько времени ваш ребенок проводит на воздухе? Папа складывал время от машины до школы, от школы до машины, от машины до бассейна и насчитал 35 минут. Ясно, что ребенок такой гонки просто не выдерживает, он на грани нервного расстройства. Мы называем такой стресс стрессом ограничения времени. И чем больше нагрузок, тем он больше. Это чревато ухудшением здоровья.
Поэтому, выбирая школу, обязательно посмотрите, насколько перегружен учебный план школы. Поинтересуйтесь, не слишком ли сложны домашние задания (на их приготовление не должно уходить больше получаса).
— Тридцать лет назад ребенок приходил в школу в 7,5 лет. А сейчас в лучшем случае в 6,5 лет, а то и в 6, т.е. мы на полтора года сдвинули процесс обучения, и при этом, ускорили программу. Тридцать лет назад азбуку осваивали в течение года, а теперь на это отводится всего лишь два с половиной месяца. С одной стороны, ребенок стал "моложе", с другой — к нему предъявляются более высокие требования. Но ведь существуют закономерности возрастного развития. У ребенка этого возраста разница между физиологическим и так называемым паспортным возрастом может достигать двух лет, индивидуальный разброс в этом возрасте, пожалуй, самый большой, он потом нивелируется. А мы берем ребенка по его паспортному возрасту, не учитывая индивидуальных особенностей. Если раньше дети от 6 до 7,5 "дозревали", то теперь все их возрастные особенности проявляются на начальном периоде обучения. Отсюда же — резко возросшее количество гиперактивных детей. Если у нас в 7,5 лет функционально незрелых детей 20 25 %, то в 6 лет 35 40%, — говорит директор Института возрастной физиологии РАО.
По-моему, родителям есть, над чем крепко подумать.
И, наконец, Марьяна Безруких советует обратить внимание, как с вами в школе разговаривают. Ставят ли условия, рассказывают ли о требованиях школы или расспрашивают о ребенке. Если ребенок часто болеющий, плохо спящий, если он остро и тонко реагирует на все происходящее, то поездка в школу будет для него дополнительной нагрузкой. Лучше выбрать школу в своем районе.
Кроме того, не худо бы "сходить" и на сайт школы в интернете: посмотреть, насколько прозрачно в нем отражается жизнь школы, внеурочные дела. Часто родители "клюют" на новое здание, но нужно посмотреть, что скрывается за его стенами.
Учительница первая моя Подавляющее большинство россиян считают главным показателем хорошей школы "хорошего" учителя, а не качество образования, которое он дает. Таковы результаты опроса ВЦИОМ, о котором мы уже упоминали в начале статьи. Фигура учителя в оценке родителями школы оказалась ключевой. При этом 93% опрошенных важнейшим критерием при выборе школы для ребенка считают наличие там хороших преподавателей, "пользующихся уважением знакомых и родственников". А убеждены, что "Хороший преподавательский состав — залог качества школы", 45% россиян. Но при этом лишь 15% родителей обращают внимание на уважительное отношение в школе к ученикам. И это настораживает.
А знаете, какого учителя ищут для своего ребенка большинство родителей? Строгого.
— То есть родители сами не уважают ребенка, — замечает Марьяна Безруких. — А что такое строгий учитель? Это учитель, который будет кричать, наказывать, стыдить ребенка при всех, унижать его. Это нормально?
Вывод: помимо школы надо еще выбрать и педагога. Хороший педагог адаптирует к возможностям ребенка даже не самую удачную программу, плохой — даже наилучшую программу сделает неудобоваримой.
Тестовая ситуация: если вы рассказываете о своем ребенке, а учитель говорит: Вы знаете, у меня их 30, я не смогу уделить ему внимание — это не ваш учитель.
— Родители должны понять, какой учитель будет у их ребенка, и хотя бы раз встретиться с ним, — советует Марьяна Безруких. — Это особенно важно для медлительных детей. Если у учителя быстрая речь, резкие движения, быстрый темп деятельности, то скорее всего он ребенку не подходит. Он будет раздражать учителя, а ребенок будет чувствовать себя неудачником. Уже в первом полугодии у таких детей нарушается физическое и психическое здоровье. Ребенок не может жить в состоянии постоянного цейтнота. Гиперактивным детям тоже подойдет спокойный, уравновешенный и терпеливый учитель.
Если ребенок вырос с бабушкой, мягкий и нерешительный, а учительница уверена, что дети "ходят только строем", вашему ребенку тоже будет с таким педагогом некомфортно. Он быстро потеряется в таком коллективе, и у него начнутся неудачи.
Крамольная, наверное, мысль, но если про учителя говорят "душевный, трудолюбивый, любит детей" — это не самый лучший выбор.
— Душевность, трудолюбие, любовь к детям — это традиционные мифы, — уверяет Марьяна Безруких. — Учитель не должен отдавать свое сердце, иначе эффект выгорания неизбежен. Ему приходится работать сердцем, если не хватает знаний. И это главная беда наших учителей. Учитель прежде всего должен быть знающим. Он должен не только знать свой предмет, но и понимать возрастные и индивидуальные особенности ребенка и уметь индивидуально работать с каждым ребенком. К сожалению, такая школа сотрудничества в наших условиях утопия.
Часто учитель просто не понимает, что с ребенком, не знает, как с ним работать. И во всех своих огрехах ребенка же и винит. Если ребенок плохо пишет, плохо читает, не может быстро работать, вину на него и сваливают, с учителя взятки гладки. А ребенок может быть очень способным, развит интеллектуально, иметь очень хорошие задатки, но из-за не подходящей ему системы обучения и требований не суметь себя проявить. Увы, и на это родители, как правило, внимания не обращают.
Советы родителям будущих первоклассников: 1. Поговорите с учительницей. Она должна стать "второй мамой", создать комфортную для учебы среду.
2. Поговорите с родителями, поджидающими детей около школы, что они думают об этом учебном заведении; расспросите самих детей.
3. Школа должна быть рядом с домом.
4. Зайдите на сайт школы и внимательно его изучите.
5. Новое школьное здание необязательно означает хорошую школу.
6. Выбирая школу для гиперактивного или, наоборот, медлительного ребенка, нужно прежде всего выбирать учительницу. Она должна быть спокойной и уравновешенной.
7. Домашнего ребенка, который не привык работать в коллективе, лучше отдавать в частную школу, где маленькие классы и учитель сможет уделить ему особое внимание.
8. Болезненного ребенка лучше не отдавать в гимназию или языковую школу: процесс приготовления уроков превратится в каторгу.
Автор: Светлана Любошиц