Как заработать на продаже автохлама?
Ударим автохламом по безденежью! Как заработать на продаже драндулета? Чиновники придумали, как стимулировать спрос на отечественные авто. Для этого Минприроды предложило выдавать владельцам старых машин, сдавшим отслуживший свое драндулет в утиль, сертификат на 50 тысяч рублей, а за отказ от утилизации — штрафовать. Сертификат пойдет в зачет только при покупке нового авто отечественного производства.
Сейчас в России, по данным Минприроды, по меньшей мере 400 тыс. автомобилей брошены или разобраны владельцами, но с учета в ГАИ не сняты. Ведь у нас закон не обязывает владельцев утилизировать свой отслуживший транспорт, вот и ржавеют брошенные драндулеты во дворах и на импровизированных помойках.
Разрабатывать эту программу Министерство промышленности и торговли начало еще весной, в конце ноября предложения были направлены в правительство. Тогда же впервые и огласили основные параметры программы. И вот, под самый занавес уходящего года, наконец-то стало известно: программа стартует в 2010 году. Правда, не с 1 января, как ожидалось, а с 1 февраля.
По ходу дела правительство внесло в стартующую программу свои коррективы.
1. Старт перенесен, как уже было сказано, на февраль, а то и на март. "Деньги в бюджете зарезервированы, но для их получения требуется определенное время — около 1,5-2-х месяцев, но мы работаем над тем, чтобы максимально быстро запустить программу", — заявили представители Минпромторга.
2. Изначально предполагалось, что пилотный проект охватит 19 регионов. Сейчас, по словам представителей Минпромторга, с ними ведутся переговоры, выясняется, насколько регионы готовы к запуску программы. Проблема в том, что утилизационных площадок в России не сыщешь днем с огнем. Пока эксперты посетили 9 таких площадок в четырех регионах и обнаружили, что "металлоломщики" привыкли работать с голыми остовами машин. А ведь из машины надо еще слить опасные жидкости. Для этого придется не такое уж дорогое специальное оборудование. Поэтому участие в программе смогут принять далеко не все россияне, а только жители определенных регионов.
3. В рамках программы планируется утилизировать около 200 тысяч "развалюх". Поэтому каждому региону-участнику эксперимента правительство выделит квоту на количество утилизируемых автомобилей.
Давайте посчитаем
Как известно, в рамках программы намечено утилизировать 200 тысяч старых авто. На выплату премий (50 тыс. руб. за сданное в утиль авто старше 10 лет), которые можно будет потратить только на покупку новых машин отечественного производства, в том числе и иномарок, которые собираются в России, из бюджета уже выделено 9,95 млрд. руб.
По приблизительным подсчетам, под утилизацию попадают практически все модели "Москвич" (1,6 млн. — 99,3%), ЗАЗ (951 тысяча — 97,7%), 70% легковых авто "ГАЗ" (1,26 млн.) и 73% легкового парка УАЗа (594 тысячи). Из 15 млн. "Жигулей", бегающих сейчас по российским дорогам и стоящих на учете в ГИБДД, до 1 января 1999 года были выпущены 9,11 млн. (около 60%). Среди иномарок на свалку должны отправиться 91% "Isuzu", 79% "Audi", 77% "SAAB", 75% "Alfa Romeo", 69% "Daihatsu", 67% "Rover", 66,5% "Volkswagen" и 65,1% "Mercedes-Benz". Из японских "Тойот" устаревшими могут считаться 1,6 млн. машин, или 58,6% от общего числа зарегистрированных в России.
Правила игры Сдать на утилизацию можно будет любой автомобиль не моложе 10 лет — легковой или коммерческий массой не более 3,5 тонн. Хозяин должен владеть машиной не меньше года. Машина должна быть на ходу, она должна быть зарегистрирована в ГИБДД, и на нее должен быть полный пакет документов.
Сдав такую машину на утилизацию, владелец получит ваучер на 50 тысяч рублей, который можно использовать только для покупки нового автомобиля российского производства. Стоимость которого, в отличие от госпрограммы льготного кредитования, не будет ограничена.
Предназначенную в утиль машину надо будет снять с учета в ГИБДД, пригнать к утилизатору, получить у того сертификат и идти с документом к дилеру — выбирать новое авто и получать скидку. Как доставлять старое авто — пока неясно. Возможно, придется нанимать для перевозки грузовик. Второй вариант — нарушить закон и пригнать снятую с учета машину своим ходом.
По планам чиновников, принимать машины на утилизацию будут дилеры или специализированные фирмы, а ГИБДД и Минпромторг будут контролировать процесс. Сотрудники ГИБДД будут проверять, на кого зарегистрирована машина, не находится ли она в угоне. А министерство будет контролировать VIN-номера, чтобы не допустить сдачу несуществующей машины или сдачу одной машины дважды. Министерство же запустит интернет-портал, где можно будет посмотреть, сколько машин утилизировано и сколько сертификатов выдано. Возможно, контролировать процесс будут и страховщики. Они проследят, не сдал ли их клиент авто, за которое уже выплачена страховка после аварии. Схема предварительная, конкретный механизм должен быть разработан позднее.
Кроме того, планируется, что за утилизацию хозяин "развалюхи" должен будет раскошелиться примерно на 3 тыс. руб. Расценки будут устанавливаться субъектами Российской федерации, участвующими в эксперименте. Впрочем, учитывая то, что большинство перерабатывающих фирм находятся в частной собственности, цены могут резко взлететь: услуга-то быстро станет популярной.
Многие эксперты называют намерение ввести пусть небольшую, но все-таки плату за утилизацию странной. Ведь сейчас коммерсанты сами готовы платить до 1,5-3 тыс. руб., если человек привозит машину на утилизационный завод. Если же коммерсанты вывозят машину самостоятельно, то вознаграждение за старый автомобиль они уже не платят. Второе возражение: фактически гражданам при покупке нового авто государство "скостит" не 50, а 47 тыс. руб. И получается, что при утилизации платишь "живые" деньги, а получаешь бумажку-заменитель денег.
Проблемы возникают и при определении, кто будет заниматься утилизацией старых авто. Сейчас в России таких компаний нет: занимающиеся утилизацией мастерские и заводики не соответствуют требованиям законодательства. Предприятие-утилизатор должно иметь производственные мощности, позволяющее перерабатывать не менее 40 автомашин в смену. При этом на одну машину должно приходиться 20 кв. м складов. Кроме того, в помещениях должны быть компьютерное оборудование, пожарная сигнализация, аварийная вентиляция, система контроля и сигнализации паров бензина в воздухе. Создать подобные заводы не проблема, но одно предприятие мощностью в десятки тысяч машин обойдется примерно в 10 млн. долларов. К тому же старые авто советской и российской сборки совершенно не приспособлены для утилизации — их компоненты очень трудно разделить, а кое-что — небезопасно утилизировать с точки зрения экологии.
Впрочем, взять на себя груз утилизации "развалюх" уже готов "АвтоВАЗ". Для нашего автогиганта это означает прежде всего дополнительное финансирование. Сейчас дела у него неважные: крупнейший российский производитель легковых автомобилей, по данным Ассоциации европейского бизнеса, за первое полугодие этого года сократил продажи легковых автомобилей на 44% — до 179,9 тысячи машин. Так что реализация правительственной программы поможет ему удержаться на плаву, а значит и сохранить персонал. Предполагается, что "АвтоВАЗ" начнет утилизировать на своем заводе автомобили уже во второй половине следующего года. Для этого в Тольятти будет поставлено соответствующее оборудование, которое позволит уничтожать старый автохлам.
А как у них? Подобные программы уже реализуются в развитых странах. Скажем,
в США аналогичная программа пользовалась ажиотажным спросом. По ней тому, кто сдавал свой старый драндулет в утиль, на покупку нового более экономичного авто выплачивали до 4,5 тыс. долларов. Государство потратило на это 3 млрд. долларов. Всего благодаря этой программе американцы купили 700 тыс. автомобилей. На программу был выделен 1 миллиард долларов, и предполагалось, что его хватит на несколько месяцев продаж. В реальности сумма была израсходована всего за месяц. По оценкам, это помогло продать в июле около 250 тысяч новых машин. Всего июльские продажи составили в США 11,2 миллиона авто, в то время как в июне было 9,69 миллиона, в мае — 9,91 миллиона, в апреле — 9,32 миллиона. По словам президента США Барака Обамы, эта программа помогает людям вернуться на работу, на 50% позволяет сократить расход топлива и сэкономить потребителям порядка 700-1000 долларов ежегодно из-за сокращения затрат на бензин.
В Германии те, кто отправлял в утиль свое авто возрастом не менее 9 лет, мог рассчитывать при покупке нового авто на дотацию в 2,5 тыс. евро. За полгода государство потратило на эти цели 5 млрд. евро, а количество проданных новых авто увеличилось на 21%. В первую очередь выгоды от этой акции получили производители компактных экономичных машин. Правда, от 5% до 10% сданных машин были переправлены за границу.
В Японии стимулирование составляло 100-250 тыс. иен ($1,5-2,7 тыс.).
Подобные программы обмена действуют также во Франции, Италии и Испании и уже смогли стимулировать продажи новых автомобилей.
Автор: Светлана Любошиц