Половой вопрос в школе
Мальчики — направо, девочки — налево. Школа хочет разделиться? Кто знает, что готовит нам школа будущего? Реформы школьного образования идут одна за другой, вызывая ожесточенные споры, но министерские чиновники все равно поступают так, как им кажется лучше. Возможно, лет через -надцать родят они на свет очередное новшество — раздельное обучение по половому признаку. Во всяком случае, эксперименты в этом направлении уже идут, педагоги, родители и ученые спорят до хрипоты. Хорошо, не додумались выпустить министерскую «указивку», чтобы с очередного первого сентября вся страна зажила по новым правилам.
Впрочем, что бы там чиновники по поводу раздельного обучения по половому признаку ни думали, нужно признать: в порядке эксперимента во многих школах уже созданы «женские» и «мужские» классы, формируются раздельные группы и в детских садах. Отдавать или нет в такую школу своего ребенка, каждый родитель решает сам. Но прежде чем делать окончательные выводы, давайте выслушаем аргументы сторон.
Кому в школе жить хорошо?
Закон об образовании приравнивает любые ограничения в процессе учебы к ущемлению прав граждан. Но для создания «мужских» «женских» классов правовой площадкой стали ГЭПы — городские экспериментальные площадки. Тем самым лишний раз подчеркивается, что раздельное обучение — эксперимент, причем довольно спорный. Тем не менее за последние годы только в Республике Коми появились 400 школ с параллельными классами, на Ставрополье таких школ уже больше сотни, в Москве — полтора десятка.
Сторонники раздельного обучения часто задаются вопросом: «Кому в школе жить хорошо — мальчикам или девочкам?» По утверждению известного гарвардского психолога Кэрол Гиллиган, современная американская школа, уделяющая главное внимание мальчикам, последовательно угнетает и недооценивает девочек, понижая их самоуважение и уровень социальных притязаний, внушая им чувство собственной второсортности и т.д. В 2000 году социолог Кристина Соммерс на большом статистическом материале показала, что американские школьницы опережают мальчиков и по академической успеваемости, и по многим тестовым показателям, и по числу продолжающих образование в колледже, и по уровню своей социальной активности. Угнетенными в школе, по словам Соммерс, являются не девочки, а мальчики, которых учителя постоянно унижают, мешают проявлению их спонтанной активности, в результате чего мальчики чаще отсеиваются из школы, пополняют ряды несовершеннолетних правонарушителей и т.д.
И разгорелся спор. Девочки, конечно, по многим показателям опережают мальчиков — такова общемировая тенденция. По данным Министерства образования США, на каждые 100 мальчиков, получающих диплом бакалавра, приходится 133 девушки. Если эта тенденция продолжится, то к 2010 г. соотношение мужчин и женщин-бакалавров будет 142:100, а в 2020 г. — 156:100. В США мальчики опережают девочек по стандартным тестам по математике и естественным наукам, но уступают им по чтению и письму. В Западной Европе, кроме Австрии и Швейцарии, девочки опережают мальчиков и по стандартным тестам, и по количеству оканчивающих среднюю школу, и по числу поступающих в университет. Аналогичная картина наблюдается в России и в странах третьего мира.
По мнению многих психологов, причина проста. Содержание школьных планов имеет явно технократический, то есть мужской уклон. А вот к требованиям «сиди тихо и слушай», которые предъявляются к ученикам, лучше приспосабливаются девочки. Мальчики более подвижны, ищут большей самостоятельности, чаще страдают расстройствами внимания.
По этому поводу в 2004 году в Англии даже развернулась ожесточенная дискуссия. При этом вопрос предназначения мальчиков и девочек, на котором зацикливаются наши педагоги, даже не обсуждался. Спор велся вокруг методов улучшения успеваемости. К однозначным выводам ученые и педагоги так и не пришли. Но, по мнению большинства, раздельного обучения заслуживают лишь некоторые предметы. Гендерное же обучение полезно детям, у которых проблемы со здоровьем, воспитанием и успеваемостью.
Повторение пройденного Как это уже не раз бывало, мы повторяем «зады». Идея раздельного обучения уже претворялась в жизнь в нашей стране. По этому принципу работали все дореволюционные учебные заведения. Мальчики могли учиться в гимназиях, лицеях и вузах, а для девочек существовали специальные образовательные учреждения, предлагающие своеобразный набор дисциплин — в основном по домоводству. Недоступным для женщин до конца XIX века было и высшее образование. Поэтому во многом совместное обучение возникло на волне борьбы за равноправие, и с 1918 г. мальчики и девочки стали учиться вместе.
В 1943 году в СССР опять ввели раздельное обучение для мальчиков и девочек. Учитывая пожелания родителей, учителей и общественности, 18 июля 1954 года специальным постановлением Совета министров СССР совместное обучение во всех школах было восстановлено.
Осталось оно лишь в религиозных школах некоторых регионов, где распространен ислам. Раньше как пример чисто мужских учебных заведений приводились суворовские училища и кадетские корпуса. Но года два назад в суворовские училища прошел первый девчачий набор, а Минобороны РФ открыло в Москве пансион для 180 воспитанниц. Планируется, что подобные учебные заведения для дочерей военнослужащих появятся в каждом военном округе.
Делить — и никаких гвоздей! Активней всех за раздельное обучение ратует Владимир Базарный — создатель авторской методики обучения. Он уверяет, что при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться. Таким образом, получается, что мальчики развиваются по женскому типу, усваивая женский эталон социального поведения.
Главный аргумент довольно многочисленных сторонников раздельного обучения — мальчики и девочки развиваются по-разному. У них разные интересы, игры, пристрастия. И учить ждетей надо, учитывая их физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия. Действительно, в развитии мальчики отстают от девочек примерно на два года, поэтому обычно в начальной школе хуже учатся. Девочки более прилежны, их чаще хвалят — это может подавить у «сильной половины» класса стремление хорошо учиться. Да и подход к мальчикам и девочкам должен быть разным. Например, учителям советуют очень аккуратно поощрять соревнование в девчачьих классах: девочки эмоциональны, очень остро реагируют на неудачу. Мальчишек же соперничество, наоборот, может подстегнуть, заставить быстрее соображать. Девочки могут продолжать слушать объяснение учителя и на переменке, а мальчишек в классе уже не удержишь, лучше их отпустить. Зато после звонка на урок они быстрее концентрируются и нагоняют упущенное.
Речь должна идти уже о двух разных учебных программах, потому что дети одну и ту же дисциплину изучают разными темпами, часто по-другому строится и сам урок.
Педагоги говорят, что девочкам надо подробно объяснить тему, привести примеры и проверить, как усвоен материал. Мальчикам же лучше предложить сначала самостоятельно решить задачку, и только потом обобщить и рассказать, как и почему надо было действовать.
Кроме того, учителя отмечают, что в раздельных классах выше успеваемость. Мальчикам проще сосредоточиться на уроке, когда в классе нет девочек. Поэтому в таких классах легче поддерживать дисциплину, можно больше «пройти». Дети не стесняются переспросить, неправильно ответить.
Их наблюдения подтверждаются социологическим исследованием ученых Лондонского института образования. Ученые опросили 13 тысяч человек, которые обучались в школе в 1970-е годы, когда в Великобритании была очень популярна идея раздельного обучения. Проанализировав ответы респондентов о том, как сложилась их дальнейшая жизнь, социологи обнаружили, что выпускницы школ для девочек в среднем зарабатывают на 10% больше, чем их сверстницы, учившиеся в смешанных школах. Почему? Наверное, потому, что в классах, сформированных по половому признаку, девочки активнее осваивают традиционно мужские дисциплины: физику, математику, химию.
Увы, но на карьеру мужчин способ обучения не оказал никакого влияния. Зато… пагубно сказался на семейной жизни выпускников школ для мальчиков. Процент разводов среди них гораздо выше, чем среди тех, кто учился в смешанной школе. Видимо, сказывается недостаточный навык общения со слабым полом.
А мы против! Как видите, у раздельного обучения есть и слабые стороны. И, честно говоря, у него гораздо больше противников, чем сторонников. Разница между полами сильно преувеличена, говорят сторонники школьного равноправия, поэтому делить детей совершенно ни к чему. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход — вот вам и секрет успехов.
Ученики раздельных классов теряют навыки общения с противоположным полом — ничего хорошего из этого в будущем не получается. Дети приходят в школу не только за знаниями, они учатся жить в большом коллективе, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками — как мальчиками, так и девочками. Школа должна расширять возможности личности, а гендерное обучение их сужает. В будущем детей из раздельных классов ждут трудности, ведь в обычной жизни разделения по половому признаку нет.
Еще один аргумент: да, девочки и мальчики воспринимают мир по-разному, тем важнее, чтобы они перенимали друг у друга особенности восприятия, обогащали свой внутренний мир. Чем разнообразнее среда в классе, тем выше результат обучения. Кроме того, мальчикам полезно видеть и чувствовать, что девочки взрослеют раньше. Если человек вырастает в однополой среде, ничего хорошего из этого не выходит.
Совместное обучение дает хороший стимул к учебе и развитию. И надо поощрять потребность детей в общении, а не бороться с ней. Нужно всячески содействовать формированию дружеских отношений между детьми в классе. Тогда дети будут перенимать друг у друга лучшие качества.
Золотая середина
А может, не стоит ломать копья? Известно, что слабое место мальчиков — языки и литература, у девочек ахиллесова пята — технические дисциплины, информатика. Поэтому может оказаться полезной дифференциация по половому признаку при изучении отдельных предметов. Математику, физику, литературу, языки лучше изучать отдельно, остальные предметы — совместно. Тогда мальчики начинают лучше читать, свободнее себя чувствовать в изучении языков. Соответственно девочки подтягиваются в изучении предметов математического цикла.
Кстати, подобный эксперимент уже проходил в Великобритании. Выяснилось, что в результате этого эксперимента число хороших отметок по языку у мальчиков выросло с 68 % в 1997 г. до 81 % в 2004 г., а по математике у девочек — с 68 % в 1997 до 82% в 2005 г. Вывод напрашивается сам собой: учитывать психологические особенности мальчиков и девочек нужно конкретно, не изолируя их друг от друга.
Глас народа Кстати, большинство россиян к идее раздельного обучения мальчиков и девочек относится резко отрицательно. В ее преимуществах убеждены лишь 9% наших граждан. А 76% полагают, что лучше, когда мальчики и девочки учатся вместе.
На вопрос «стоит ли в России увеличить число школ с раздельным обучением» 72% ответили «нет», 11% — «да», 17% затруднились с ответом. Чаще всего за раздельную систему обучения высказываются жители крупных городов. При этом большинство респондентов, имеющих детей, внуков или других близких родственников-школьников, хотели бы, чтобы их ребенок учился в классе, где есть и мальчики, и девочки. Чаще всего эти респонденты говорили о том, что дети в таких классах приобретают необходимые навыки общения (30%), «лучше познают друг друга» (9%). В результате дети лучше адаптируются к жизни («жизнь так устроена — парами» — 5%), усваивают нормы общения с противоположным полом («взаимопонимание полов развивается» — 12%, «стараются быть лучше друг перед другом»; «у девочек лучше проявляется женственность, а у мальчиков — качества мужчин» — 2%).
Нередко звучала мысль, что в совместной школе дети «быстрее развиваются», что это «дает стимул к хорошей учебе» (7%). Кто-то полагает, что ведущая роль здесь принадлежит девочкам: «девочки дисциплинируют мальчиков»; «девочки лучше учатся, мальчики тянутся за ними»; «девочки поумней, они подсказывают мальчикам» (1%). По мнению 4% респондентов, вместе учиться «веселее, интереснее"; столько же участников опроса просто не представляют себе, как может быть иначе («всегда так было»; «не знаю, так привычнее» — 4%).
Сторонники раздельного обучения говорили, что при таком обучении дети будут меньше смотреть друг на друга, «больше времени уделять учебе» (5%). Некоторые (3%) полагают, что в этом случае в школе будет «более строгая дисциплина», «больше порядка», «меньше конфликтов», «меньше шума». Еще один аргумент в пользу гендерного обучения — возможность профильного обучения, отвечающего возможностям мальчиков и девочек: «для мальчиков можно вводить предметы подготовки к армии, а девочкам — больше уроков шитья, вязания, кулинарии» (4%). По мнению 4% респондентов, «можно обратить больше внимания на воспитание женских качеств или, наоборот, мужских». На взгляд некоторых, мальчики и девочки, не находясь в постоянном контакте, «лучше будут относиться друг к другу» (2%), будут расти «в большей целомудренности» (3%).
В общем, как всегда, мнения разделились. Споры по поводу раздельного обучения будут идти и дальше. Но, наверное, в утверждениях обеих сторон есть доля истины. Вот только как свести эти доли воедино без ущерба для наших детей? Того, кому это удается, наверное, и можно назвать настоящим педагогом.
Автор: Светлана Любошиц