Сегодня:  
Мы в соцсетях
СелНовости
Архив статейОбщество Долой бюрократию, или одна справка на всех

Долой бюрократию, или одна справка на всех

Без бумажки не букашка, а нормальный человек. Правительство придумало, как избавиться от лишних документов

—  Господи, да объясните же толком, в какой кабинет какую бумажку нести! — чуть ли не со слезами на глазах просила помочь разобраться в куче разных документов пожилая женщина, пришедшая оформлять пособие в районное управление соцзащиты. Ей помогли, объяснили, проводили. И вот что оказалось: в соседние кабинеты надо было предъявить копии практически одних и тех же документов. Почему? Да потому, что в одном кабинете «ведают» детскими пособиями, в другом — пенсионерами, в третьем — разовой помощью и т.д. Вот и носят граждане одни и те же бумаги из одного кабинета в другой. Между тем, на каждом рабочем месте есть компьютер — набрал фамилию, имя, отчество — получил все данные этого человека.

Я, между прочим, тоже столкнулась с подобной несуразицей. Чтобы получать пособие на ребенка, нужно его к себе прописать. Прописала. А теперь раз в год должна в соцзащиту относить выписку из домовой книги, иначе пособия не видать. Спрашивается, зачем мне пусть и раз в год, но ходить в ДЕЗ, брать эту выписку, если соцзащита и ДЕЗ находятся в пределах одного района? Год подходит к концу, так сделайте запрос в ДЕЗ или воспользуйтесь данными паспортного стола — без всяких запросов увидите, кто где и с кем прописан. Для этого, правда, всего-то и нужно — объединить базы данных разных учреждений и ведомств, свести всю имеющуюся у них информацию воедино, занести это в компьютер и защитить информацию от несанкционированного проникновения. Только в этом случае исчезнут очереди в ОВИРах, соцзащите, пенсионных отделах. Мечта!

Впрочем, скоро, возможно, она станет явью. Из недр российского правительства на белый свет начинают проклевываться первые ростки административной реформы. Ее цель — раз и навсегда избавить нас от многочасового сидения и стояния в очередях перед чиновничьими кабинетами и заодно оградить простых граждан от хождения по инстанциям и чиновничьего произвола.

Пропишите меня в Сингапуре!

Во время своего последнего визита в Сингапур Дмитрий Медведев был очень впечатлен проектом, представленным ему местными чиновниками. Оказалось, что граждане Сингапура, не отходя от своего рабочего места или домашнего компьютера, могут получить более двух тысяч наименований государственных услуг. Это и оформление документов, выписок, справок и даже регистрация предприятий малого и среднего бизнеса. На все-про все — не более получаса!

В России же оформление документов напоминает хождение по мукам. Чтобы оформить дарственную на недвижимость, в регистрационной службе от вас потребуют 14 справок, анкет и разных копий. Причем у каждой справки — ограниченный срок действия. Попробуй собери их все, если в каждой инстанции надо отстоять многочасовую очередь! Собрали? Не радуйтесь — возможно, документы все равно не примут, так как заявление надо писать только по установленной форме и отпечатать, рукописные варианты не принимаются.

Вот так народ волей-неволей прибегает к услугам «прикормленных» консультантов и контор, которые за приличную сумму сделают все правильно. Деньги за это платятся немалые, только в бюджет они не попадают. Плывут прямо в руки предприимчивых чиновников.

Гладко только на бумаге

О борьбе с коррупцией, повышении качества государственных услуг и снижении давления государства на бизнес у нас говорят, наверное, уже лет десять. Разговоры привели к тому, что в 2003 году в России официально было объявлено о начале административной реформы. Предполагалось, что через год-максимум два она закончится, и мы заживем совершенно по-новому. Прямо как в Сингапуре. Ничего подобного. Расстаться хотя бы с малой частицей своей власти для чиновников задача практически невыполнимая. И в 2004 году появляется федеральная целевая программа «Административная реформа», которая была рассчитана уже на 2005-2010 годы. В 2006 году она переродилась в концепцию административной реформы.

Пока наверху занимались утверждениями, изменениями и дополнениями, внизу, то есть в регионах все оставалось по-прежнему. Очереди, сто бумажек, куча инстанций и т.д. Граждане все так же бегали по этажам и коридорам, собирая многочисленные согласования и подписи. И по сей день ведомства практически не обмениваются информацией, каждый орган власти действует обособленно, в рамках собственных полномочий.

Мечты сбываются?

И вот на одном из последних заседаний правительства было объявлено о решительном наступлении на бюрократическое болото. Прежде всего в ближайшее время вдвое сократится список платных услуг, оказываемых разными ведомствами. Сейчас их около 40 — останется только 19. Причем список будет исчерпывающим. Дополнить его какой-нибудь платной «отсебятиной» чиновники уже не смогут. Иначе им грозит административное наказание.

Чиновникам запретят требовать от граждан документы, не предусмотренные регламентом оказания соответствующей госуслуги. Потребовавшему дополнительную бумагу чинуше опять-таки будет грозить серьезный штраф. Соответствующий проект закона уже разработан, вот-вот его передадут в Госдуму.

И главное — коммерческие фирмы-посредники от оказания платных госуслуг отстраняются раз и навсегда.

В 2011 году нам вообще обещаны чуть ли не райские кущи. Через год чиновникам должны запретить требовать от граждан какие бы то ни было справки, если они однажды уже были предоставлены. То есть ежемесячного или ежегодного хождения по кабинетам уже не будет. Любую справку надо будет предоставлять один-единственный раз. Но уж если вы ее предоставили, то доступ к имеющимся в ней сведениям автоматически получат все ведомства. Ясно, что для этого придется объединять информационные системы почти всех ведомств.

Кроме того, в России должен быть создан единый сайт (портал) государственных услуг в сети Интернет, который объединит в единое информационное пространство данные о государственных услугах, предоставляемых органами исполнительной власти. На этом интернет-сайте, заполнив соответствующую форму заявителя, можно будет узнать информацию, например, о сведениях, нужных для получения паспорта, лицензии, свидетельства о регистрации земельного участка или автотранспорта. Одновременно заработают «телефонные центры» (call-центры): по единому многоканальному телефону граждане смогут получить информацию, какое ведомство оказывает ту или иную услугу, какие документы нужны и куда обратиться за их получением.

Более того- в идеале предполагается, что те или иные документы мы сможем получать, не отходя от домашнего компьютера. Для этого, правда, придется принимать закон об удостоверении документов электронной подписью и обеспечить повсеместный доступ к Интернету.

Что такое МФЦ?

«Фишка» грядущей реформы — многофункциональные центры. Это своего рода служба «одного окна». Только если сейчас у каждого органа власти и каждого ведомства свое «личное» «одно окно», то реформа все эти окна объединит. «Одно окно», как и задумывалось изначально, наконец-то станет единственным.

Как только по всей стране заработают многофункциональные центры оказания муниципальных и госуслуг, граждане избавятся от стояния в очередях, а их общение с чиновниками будет сведено к минимуму. МФЦ будут предоставлять услуги преимущественно в электронном виде. В этих центрах граждане смогут оформить право на земельный участок или аренду недвижимости, зарегистрировать покупку или продажу квартиры, получить адресную социальную помощь и жилищно-коммунальные субсидии, зарегистрироваться по месту пребывания, получить паспорт или вид на жительство, оформить свидетельство о рождении и т.д. Уже в 2009 году МФЦ должны предоставлять до полусотни услуг, а посетят их в крупных городах около 500 тысяч человек. В будущем перечень услуг, которые оказываются МФЦ, расширится до 120.

Такой центр должен быть удобно расположен, будет организована предварительная запись по телефону, электронная очередь, а чтобы не бегать с квитанциями по всему городу, в центрах будут располагаться отделения банков и платежные терминалы.

Сейчас в экспериментальном порядке в России действуют 18 МФЦ. На их внедрение в федеральном бюджете предусмотрен ежегодно 1 млрд руб., столько же будет выделено из бюджетов регионов. В предыдущие годы на эту реформу из федерального бюджета было выделено 900 млн руб., из региональных около 500 млн руб.

Может быть, тогда и Сингапур перестанет быть таким манящим и заманчивым. Действительно, зачем ехать в Сингапур, если мечты сбываются в России?

Автор: Светлана Любошиц

Поделиться

Отзывы

Комментариев к статье нет!

Другие публикации

Учим ребенка пользоваться деньгами
Помощь автомобилистам в дороге
Помощь - дело тонкое
После 45 жизнь только начинается
Шары с гелием - незаменимы в организации праздника