Нужно ли покупать ребенку мобильник?
Мобильный детям не игрушка. Плюсы и минусы сотовой связи Десятилетняя Алена не скрывала слез: «Ксюша сказала, что я — отстой! Потому что у нее мобильник есть, а у меня нет!» Закончилось все традиционным: «Мама, купи мне мобильник!» Мама сопротивлялась недолго — отдала дочке свой мобильный телефон, а себе купила новый. Полгода не прошло — Алена опять начала канючить и выпрашивать мобильник. Только на этот раз ей нужен был аппарат со встроенной фотокамерой и еще целым набором дополнительных функций. В общем, такой же, какими уже успели обзавестись ее одноклассники. Ничего не поделаешь — мама раскошелилась на более «крутую» модель. И на этом сказала: «Стоп! Хочешь телефон покруче? В десятый класс пойдешь — куплю. А пока пользуйся тем, что есть». Алена сейчас учится в девятом классе, но о мамином обещании, данном года два назад, не забыла. Модель она уже выбрала и ждет только летних каникул, чтобы мечта о новом модном телефоне наконец-то воплотилась в жизнь.
Думайте сами, решайте сами Над проблемой, покупать или нет ребенку сотовый телефон, задумывался в свое время не один родитель. Времена, когда мобильные телефоны считались роскошью, прошли, и теперь сотовый телефон стал таким же привычным, как и обычный, стационарный. Среди богатого ассортимента есть и особые, детские модели.
С одной стороны, мобильный в портфеле школьника, конечно, станет отвлекающим моментом. Понажимать кнопки да позвонить однокласснику, который находится рядом, перед таким соблазном поначалу трудно устоять. А если еще телефон обладает расширенным набором функций, пиши пропало. Ребенок постоянно будет то выбирать новую мелодию для звонка, то СМС-ки рассылать, кому попало, то в Интернет на непонятные сайты заходить. Поэтому сейчас многие родители ратуют за то, чтобы поставить в детских телефонах фильтры на определенные услуги операторов, пусть даже за это придется заплатить. Ведь, увлекаясь эсэмэсками, дети теряют навыки живого общения, а значит, теряют способность четко формулировать свои мысли.
К тому же мобильный в руках у десятилетнего шкета становится привлекательным для уличных грабителей. Как правило, мобильные телефоны на улицах отбирают именно у младших школьников.
Третий минус: вручая такой подарок малышу, родители не могут контролировать поступающую к чаду информацию из Интернета: мало того, что за рингтоны, картинки и игры, поступающие из Интернета на телефон, надо платить, так они еще и небезопасны для здоровья детей, в том числе и нравственного.
С другой стороны, благодаря сотовой связи родители всегда смогут быстро узнать, где их чадо в данный момент находится и не нуждается ли в помощи. В случае опасности ребенок может сообщить об этом родителям.
Кроме того, телефон стал свидетельством общего достатка семьи: отказывая ребенку в покупке сотового телефона, родители обрекают его на неравенство со сверстниками. Между ребенком и сверстниками возникает психологический конфликт: ребята просто не понимают, почему у него нет общедоступной вещи. Вы хотите, чтобы ваш ребенок стал предметом насмешек у одноклассников? Нет. Тогда придется раскошеливаться на покупку мобильного телефона.
Утешать себя модно тем, что сотовый телефон выполняет еще и познавательную функцию. Школьник изучает возможности своей модели, приобщается к технической сфере жизни (это немаловажно в наше время), обменивается приобретенным опытом с друзьями, выбирает для себя модель мечты. Заодно выявляются интересы детей, появляется возможность находить сверстников с такими же пристрастиями.
И более того — у ребенка появляется вещь, за которой нужно ухаживать, которую нужно беречь. Так формируется еще и чувство ответственности.
Поэтому споры о том, покупать или нет школьнику сотовый телефон, по-моему, бесполезны. В определенном возрасте такой телефон становится для подростка насущной необходимостью.
Надо только научить ребенка правилам безопасности и правильно выбрать модель. Вот об этом мы и поговорим подробнее.
Здоровье прежде всего
Что такое мобильный телефон? Любой врач ответит: прежде всего это электромагнитное излучение высокой частоты. Недавно британские производители сотовых телефонов создали детский сотовый телефон для крох старше четырех лет. Сделали его в виде веселого медвежонка, защитили от рассылок незнакомых номеров, с его помощью можно контролировать местонахождения ребенка, есть и кнопка сигнала тревоги, обеспечивающая быструю связь с родителями. Казалось бы, успех гарантирован. Ан нет. Проект провалился: по мнению родителей, 4-7-летние дети вообще не должны облучаться, да и сам телефон можно украсть у ребенка в любую минуту.
Голландские ученые считают, что даже самая минимальная доза облучения может вызвать у ребенка в будущем онкологические заболевания. Они категоричны: ребенок младше 8 лет и сотовый телефон несовместимы и противопоказаны друг другу. В том числе и потому, что электромагнитное излучение может вызывать у детей нарушения сна и памяти. Не зря ведь в Бангладеш официально запрещено пользоваться сотовыми телефонами детям младше 16 лет.
Ученые Франции, Германии, Испании и Англии тоже, в свою очередь, рекомендуют всячески ограничить для детей время пользования услугами мобильной связи. Департамент здравоохранения Великобритании выпустил брошюру о вреде сотовых телефонов, которую обязаны прилагать при продаже таких телефонов. Да и в России в Санитарных правилах и нормах рекомендуется ограничить возможность использования мобильных телефонов для лиц, не достигших 18 лет. Дело в том, что действующие стандарты безопасности для мобильных телефонов учитывают лишь особенности взрослого человека и не учитывают особенности детского организма.
Между тем мозговая ткань детей обладает большей проводимостью, голова ребенка меньше по размеру, кости черепа тоньше, расстояние от головы до антенны значительно меньше, чем у взрослого. Поэтому детская голова поглощает значительно больше электромагнитной энергии, а организм ребенка более чувствителен к электромагнитному полю. Электромагнитное поле влияет на формирование процессов высшей нервной деятельности.
Современные дети пользуются мобильными телефонами с раннего возраста и будут продолжать их использовать, уже будучи взрослыми. Поэтому стаж контакта детей с электромагнитными излучениями будет существенно больше, чем у современных взрослых. По мнению членов Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений, детям, использующим мобильные телефоны, следует в будущем опасаться ослабления памяти, снижения внимания, снижения умственных и познавательных способностей, раздражительности, нарушений сна, повышения эпилептической готовности. В отдаленном будущем им угрожают опухоли мозга, слухового и вестибулярных нервов (в возрасте 25-30 лет), болезнь Альцгеймера, «приобретенное слабоумие», депрессивный синдром и другие проявления дегенерации нервных структур головного мозга (в возрасте 50-60 лет).
Между тем, есть мнение, что если пользоваться мобильным телефоном меньше, чем 1,5 часа в день, многих неприятностей можно избежать. Тот же эффект будет иметь и отказ от звонков в пользу эсэмэсок, так как в этом случае трубка не подносится к уху.
Как уберечься от грабителей? Телефон в руках у школьника — приманка для грабителей. Отнять его у малыша легко и просто. Так как же обезопасить ребенка от угрозы грабежа?
Прежде всего не покупайте школьнику очень дорогой аппарат. Это равносильно провокации. Рано или поздно одноклассники узнают об этом, и через день все кругом будут в курсе, что «у того парня очень крутой мобильник». Сотовый телефон не должен быть ярким и бросаться в глаза. Такие аппараты привлекают к себе внимание на улице, что небезопасно. Постарайтесь объяснить ребенку, что яркий ранец, пенал и одежда — это хорошо и безопасно, а яркий сотовый телефон и кошелек — неправильно и подвергают его опасности.
Научите подростка не доставать из портфеля телефон без особой надобности. Пусть школьник пользуется виброзвонком: это позволит не говорить всем и каждому, что в портфеле лежит сотовая трубка. Кроме того, перед выходом на улицу телефон надо или выключать, или прятать поглубже в портфель или в потайной карман.
Посоветуйте ребенку возвращаться из школы только людными дворами и улицами. Если же грабители все-таки напали, пусть без колебаний расстается с телефоном — здоровье дороже.
Выбираем модель
Для начальной школы. Крепкий корпус, небольшой размер и недорогая цена. Можно отдать и трубку, уже бывшую в употреблении.
Из моделей подойдут
Nokia 1112 — самый «дубовый» мобильник в сегменте, телефон имеет прочный форм-фактор моноблок.
Motorola C257 — школьники младшей школы очень любят творения американской компании Motorola за яркий дизайн и громкую полифонию.
Sony Ericsson J100i не будет обременительной ношей даже для первоклассника.
Для учеников 5-9 классов выбирать мобильный сложно. Потребности уже не ограничиваются только звонком маме-папе. Тем не менее, трубка не должна быть дорогой, должна оставаться надежной и аппарат должен иметь несколько интересных возможностей.
Nokia 2610,
Nokia 6070 , а для девочек
Samsung SGH-X481 — очень простая, но милая раскладушка.
Причем в обоих случаях набор функций должен быть минимальным: фотоаппарат заставит ребенка постоянно отвлекаться, Интернет подвигнет на закачивание совершенно ненужных игр, а это лишние расходы.
Кстати, в большинстве цивилизованных стран в продаже есть особые модели для детей. Эти трубки имеют лишь несколько клавиш — одна из них позволяет принимать вызов, а другая набирать записанный в память аппарата телефон родителей. В России они спросом не пользуются. Наши дети легко осваивают клавиатуру и сервисные кнопки. Кроме того, такие модели выпускаются ограниченными сериями. То есть они дороже обычных мобильных телефонов.
У старшеклассников мобильный телефон становится предметом поклонения. Большинство дорогих новинок рынка рассчитано именно на этот возраст. Старшеклассники всеми правдами и неправдами выколачивают из своих родителей самые крутые аппараты. Так пусть чадо само и заработает деньги на покупку телефона. Не получается — спонсируйте покупку из расчета 50х50.
В любом случае сотовый телефон надо покупать вместе с тем, для кого он предназначается. Пусть дитя возьмет трубку в руки, нажмет на кнопки, посмотрит на экран. Поинтересуйтесь у продавца сертификатом качества. Обратите внимание на то, как заряжается трубка. Подключение коннектора не должно вызывать проблем. На большинстве современных трубок используется литий-ионный аккумулятор, поэтому проблем с периодичностью зарядки не возникнет.
Правила общения и обращения Прежде всего объясните ребенку, что телефон не игрушка и каждый звонок и эсэмэска стоят денег. Культура общения и использования мобильного телефона идет от семьи. Если вы во время спектакля в театре болтаете по мобильному, чадо будет поступать точно так же. Если вы день-деньской не отнимаете трубку от уха — ребенок будет делать точно так же. Скопирует он и стиль вашего общения по телефону.
Объясните чаду, что нельзя звонить по рекламируемым телефонам и отвечать на сообщения и звонки с незнакомых номеров. Не стоит также заказывать картинки и мелодии.
Общими усилиями установите, сколько вы в состоянии потратить на оплату услуг мобильной связи за месяц. Лучше всего выбрать дебетовый тариф, и ни при каких обстоятельствах не превышать оговоренную сумму. Закончились деньги — ходишь без связи. И точка. Идеалом будет тариф с возможностью приема входящих звонков при нулевом балансе.
Несколько соображений о том, в каком возрасте телефон просто необходимо купить ребенку. Телефон нужен человеку лишь тогда, когда он переходит на очередную ступень развития, и окружающая его социальная группа — друзья, знакомые и родственники — выходит за рамки простого визуального голосового общения. В общем, если большинство одноклассников обзавелись сотовыми трубками, пора и вашему чаду обзавестись этим средством связи. Иначе ребенок просто выпадет из коллектива, что в дальнейшем скажется на нем не самым лучшим образом. По современным меркам, получается, что 8-летнему сотовый телефон еще ни к чему, а в 10-12 лет — в самый раз.
Автор: Светлана Любошиц
максим | 24.02.2012, 21:01
класс