Основы религии в школе: как это будет
Мы — светские люди?
В школах будут преподавать историю и культуру религий. Копий по поводу религиозного воспитания детей сломано немало. Сначала в некоторых школах ввели предмет «Основы православной культуры», за что власти регионов-«новаторов» тут же получили солидную дозу критики. В самом деле, по Конституции Россия — светское государство, школа у нас отделена от церкви. К тому же на территории России живут не только православные, но и буддисты, мусульмане, иудеи, католики — страна многоконфессиональная.
Рассказала об этом сестре (она живет в Германии), моего недоумения она не разделила. Дело в том, что в Германии, как и во многих странах Евросоюза, религиозные знания в школе преподаются, причем на уроки приходит священник — представитель традиционного вероучения. В той земле, где живет сестра, традиционным считается католицизм. А в классе учатся не только католики, но и иудеи, и мусульмане. Выход администрация школы нашла проще не придумаешь. Дети сидят на уроке, слушают священника (с уроков во время занятий их никто не отпустит — это понятно), но оценки священник выставляет только католикам, их же он и спрашивает. Остальные приносят для выставления оценок табель из синагоги, православной церкви или мечети. То есть в свободное от уроков время они посещают религиозные школы в «своих» храмах. Всех это устраивает, никто не возмущается.
— А что плохого, если мой ребенок будет знать, что такое Рождество, в честь чего и кого устраиваются рождественские и пасхальные каникулы? — рассуждает сестра. — Мы ни в синагогу, ни в церковь не ходим, но религия тесно связана с историей народа, его культурой. Так мой ребенок узнает историю и культуру сразу двух народов. По-моему, такое надо только приветствовать.
Президент расставил точки над «i»
В марте этого года, чтобы точно определить, как родители и ученики старше 14 лет относятся к такому щекотливому вопросу, как преподавание истории и культуры религии в светском учебном заведении, Минобразования и науки разослало по школам специальные анкеты. Предполагалось, что к началу следующего учебного года их проанализируют и на основе пожеланий создадут федеральный набор соответствующих учебных программ. Но все прояснилось гораздо раньше.
Точки над «i» расставил на июльской встрече со священнослужителями традиционных для России конфессий президент России Дмитрий Медведев. По его словам, эти проблемы давно уже обсуждались в обществе и требуют окончательного решения, так как «самым существенным образом влияют на формирование личности человека, гражданина России». Поэтому он поддержал идею преподавания в школах основ религиозной культуры. По мнению президента, особых затруднений это вызвать не должно. Ведь в большинстве регионов России местные власти поддерживают хорошие отношения с разными конфессиями.
Так что споры отменяются, новый предмет вводится и становится обязательным для изучения. Называться он будет нейтрально — «Духовно-нравственное воспитание». В обязательную школьную программу его включат через три года, а до этого он пройдет обкатку в экспериментальном режиме.
Как это будет Министр образования Андрей Фурсенко готов прислушаться и к мнению верующих, и к мнению атеистов. Он уверяет, что «через колено никого ломать не будем». В рамках эксперимента школьникам и родителям учеников младше 14 лет предложат выбрать, что они хотят изучать: историю и основы одной из традиционных для России религий (православие, ислам, буддизм, иудаизм), историю и основы культуры мировых религий или основы светской этики.
Новый предмет ни в коей мере не будет навязывать религиозные идеи. Это сугубо светский предмет и преподавать его будут светские учителя, а не священники. Как отмечают в Минобрнауки, дипломы священнослужителей востребованы пока лишь внутри традиционных религиозных организаций, а учебные планы их подготовки не предусматривают приобретение священнослужителями навыков педагогической работы. И, кстати, проводить религиозные обряды, а тем более молиться в рамках этого предмета нельзя — это запрещено Конституцией РФ.
Начнут с 18 регионов из 6 федеральных округов. «Подопытными» станут по одной параллели классов в каждой школе. По первым подсчетам, новый предмет будут изучать 20 тысяч классов в 12 тысячах школ, то есть примерно 256 тысяч учеников. Преподавать же им экспериментальный курс станут 44 тысячи учителей. Новую дисциплину введут в четвертом классе, а завершат в пятом. Первые уроки планируется начать уже весной 2010 года, то есть в третьей четверти наступающего учебного года. Изучать предмет будут, как мы уже говорили 4–5-классники.
Почему? Да потому, что психологи утверждают: в 10–11 лет дети бесконфликтны, мягки и умеют сопереживать. Вот и надо, пока не поздно, развить у них эти качества и начать воспитывать толерантность.
За три экспериментальных года предполагается определить, сколько учебных часов надо выделить на новую дисциплину (сейчас предполагают, что будет по два урока в неделю), обсчитать экономические условия проведения эксперимента и понять, как же готовить учителей.
А деньги где?
Перед организаторами, конечно, прежде всего встает денежный вопрос. Надо печатать учебники, отправлять учителей на повышение квалификации, организовывать подготовку новых кадров — грамотных, умных, тонко понимающих особенности разных религий.
С учителями вопрос действительно сложный. Есть, конечно, специализация «учитель истории и обществознания», но не каждый историк обладает необходимым для преподавания новой дисциплины тактом и кругозором. Во-вторых, есть учителя, которые сами интересуются подобными вопросами. Но деньги на их переобучение выделять все-таки придется. 35-40 тысяч человек на фоне полутора миллионов российских учителей не так уж много, средства в федеральном бюджете найти можно.
В частности, министр образования и науки считает, что «на уровне регионального предмета преподавание «Духовно-нравственного воспитания» в школах должно быть хотя бы частично профинансировано из федерального бюджета». Тем более, добавим от себя, что сам президент России выразил заинтересованность в нововведении.
Еще один вопрос — издание учебников. Но в этом, по словам министра, заинтересованы издательства, которые и профинансируют начинание. Другое дело, что и учебники, и методические пособия должны быть написаны интересно и увлекательно, иначе всем усилиям грош цена.
Но пока еще есть только намерение. Нет ни учебников, ни хотя бы методичек. Не определены и регионы, в которых должен начаться эксперимент. Но в Минобрнауки уже идут письма от местных властей с просьбами включать или не включать регион в эксперимент. С каждым таким предложением, по словам министра, чиновники работают. В министерстве даже надеются на благодарность регионов, которых определят на роль «подопытных». Бог с ними, с регионами. Будут ли благодарны ученики и их родители — вот в чем вопрос. Ответ на него мы и должны получить ровно через три года.
Автор: Светлана Любошиц