Сегодня:  
Мы в соцсетях
СелНовости
Архив статейОбщество Как подготовить ребенка к школе

Как подготовить ребенка к школе

Пойти в школу не напасть. Как бы в школе не пропасть?

«Вот и лето пролетело, наступил учебный год» — помните детский стишок? Дальше говорится, что осень немало принесет хороших дней. Эти дни по идее должны быть напрямую связаны со школой и знаменоваться успехами в учебе и интересным общением с одноклассниками. И здесь очень многое зависит как раз от родителей.

Первый раз в первый класс

ШкольникиДля первоклашек первое сентября всем праздникам праздник. Поэтому готовиться к нему надо заранее. Малыш должен почувствовать: начинается новый этап жизни, очень ответственный, и мама с папой помогут ему преодолеть все трудности.

Родители первоклашек почему-то больше всего озабочены тем, чтобы ребенок умел читать-считать, рисовать. Некоторые даже нанимают для подготовки к школе специальных педагогов. У меня вопрос: если малыш умеет читать-считать, зачем тогда ему букварь и арифметика? Может, сразу начинать с уравнений и интегралов? В Германии, например, первоклашки только и умеют, что писать свое имя, причем абсолютно механически, совершенно не зная букв и не умея еще читать. К ноябрю они только-только начинают писать цифру «4». И ничего. Немецкая культура и наука от этого не пострадали.

К чему я это говорю? Да к тому, что важны не только умение складывать и вычитать, делить и умножать, готовность к школе только накопленными знаниями не определяется. Куда важнее психологическая и физическая подготовка к новым непривычным нагрузкам и умение справляться с трудностями. Поверьте, в первом классе их не меньше, чем в выпускном.

Самое главное — ребенок должен хотеть идти в школу, мечтать о ней. Малыш должен понимать, что школа не продолжение детсадовской жизни, он должен хотеть учиться. Если ребенок считает, что в школе он будет играть с другими ребятами, он не готов к обучению. Поэтому очень важно постоянно подчеркивать, что в школе узнают много нового и интересного, учат быстро и красиво писать, точно считать, там совершенно особый распорядок дня. А чтобы всюду успевать, надо быть очень внимательным на уроках.

Психологи советуют поиграть с малышом в школу. Пусть игрушки станут учениками, сядут за парты, а одна из кукол будет учителем. Естественно, стать кукловодом должен взрослый: малыш пока понятия не имеет, для чего нужен учитель и что должны делать ученики. Вот так, играючи, вы сможете объяснить, как сидеть за партой, отвечать на вопросы учителя, попроситься в туалет (это очень важно!), как вести себя на перемене. В эти игры можно включить и короткие уроки чтения, рисования, письма.

Подумайте, где ваш будущий школьник будет делать уроки. Ему нужен отдельный письменный стол (еще лучше — парта) с настольной лампой и хорошим освещением (свет должен падать слева). Отведите особое место для учебников и других книг. Научите малыша содержать рабочее место в порядке.

Если вы на лето уезжали из города, желательно вернуться домой хотя бы недели за две до начала учебного года. И хотя бы за несколько дней до первого сентября перейти на режим школьного дня. Будите чадо в то время, в которое ему придется вставать в сентябре, кормите его завтраком (опять-таки в те часы, в которые придется это делать во время учебы) и отправляйтесь гулять до школы. До первого сентября ваш малыш должен уже знать маршрут. Заодно и вы сможете понять, сколько времени займет дорога. Обязательно расскажите ребенку, как вести себя на улице, как переходить дорогу, отвечать или не отвечать на приставания взрослых.

В двадцатых числах августа обычно устраиваются собрания для родителей первоклассников. Пойдите на него вместе с будущим учеником. Он увидит свою первую учительницу и во время учебного года быстрее к ней привыкнет.

Продумайте, как ребенок будет одеваться. Научите его одеваться-раздеваться самостоятельно.

Особый пункт повестки первого сентября — закупка школьных принадлежностей. Список впечатляет: портфель или ранец, пенал, тетрадки, обложки для них, ручки, карандаши цветные и простые, точилка для карандашей, ластик, дневник и обложка, счетные палочки, альбом для рисования, краски, кисточки, ножницы, подставки для книг, линейки, циркуль и т.п.

Здесь очень важно не переусердствовать. Пенал с полным набором ручек-карандашей может весить граммов триста, добавьте еще вес самого рюкзачка, учебников, сменной обуви — нагрузка на позвоночник получится ого-го! А за плечами первоклассника не должно быть больше 1,5 килограммов. Вес учебников без ранца не должен превышать 1,2 кило. Ортопеды настоятельно советуют: покупайте малышам рюкзаки, портфели и сумки оставьте старшеклассникам.

Сменная обувь обязательно должна иметь небольшой каблучок и твердый задник, чтобы пятка не болталась. Между пальцами и носком ботинка или туфли должен быть небольшой зазор. Желательно, конечно, покупать туфли из натуральной кожи.

Закупку всего этого школьного хозяйства вы просто обязаны превратить в праздник. Купите ребенку не только школьные принадлежности, но и понравившуюся ему игрушку. После магазина сходите погулять в парк, покатайтесь на аттракционах или зайдите в кафе, поешьте мороженого. Пусть будущий школьник порадуется и запомнит этот день.

Закупились? Дух перевели? А теперь научите своего малыша складывать вещи в портфель, открывать-закрывать его и правильно носить. Не смейтесь. Это серьезно. Первоклассники обязательно должны носить свои ранцы-рюкзачки на двух плечах, а не на одном, как это сейчас повелось.

И помните: шестилетний ребенок может сидеть за компьютером не более 10 минут. Если тратить на это больше времени — появятся признаки утомления.

Терпение, только терпение

Возможно, вы удивитесь, но такими же правилами должны руководствоваться и родители второклассников и прочих учеников начальной школы. Чтобы после безалаберного лета привести чадо в нормальное рабочее состояние, потребуется время и терпение. Опять-таки надо, чтобы на подготовку к очередному учебному году у ребенка было хотя бы несколько дней, еще лучше — неделя-полторы. За такой срок можно не только сделать все покупки, но и потихоньку начать привыкать к новому режиму дня. Наберитесь терпения: первые полтора-два школьных месяца ребенок будет постепенно включаться в режим, в новые физические и интеллектуальные нагрузки, отходить от летних впечатлений. Ученику нужно привыкнуть и к интенсивному эмоциональному общению. Ему еще трудно концентрировать внимание, включаться в рабочий процесс. Не ругайте его за это, ведь все время быть на пике работоспособности не может даже взрослый человек, что уж говорить о малыше.

Психологи советуют родителям почаще расспрашивать свое чадо о том, как прошел школьный день. Бог с ними, с оценками, лучше поинтересуйтесь, что нового было на уроке, что показалось самым интересным, в какие игры детишки играли, что рисовали, как прошел урок физкультуры или музыки.

Первое время ребенок будет уставать, так помогите ему справиться с этим состоянием. По утрам растирайте жестким полотенцем шейную и затылочную зоны, купите массажные стельки или тапочки — пусть минут по 20 каждый день отпрыск бегает в них по дому. Контрастный душ, гимнастика тоже помогут преодолеть напряжение. И покупайте бананы — это прекрасная пища для мозгов.

А чтобы дитя не расслаблялось, отдайте его в музыкальную школу или кружок (по его желанию, естественно). Это поможет не только собраться и распределять время. Игра на любом музыкальном инструменте предполагает одновременную и разную работу не только рук, но и каждого пальца в отдельности, что заставляет работать сразу оба полушария. Музыкантом ваше чадо наверняка не станет, но пользу из таких занятий извлечет немалую.

И не забывайте о прогулках. Ребенку надо обязательно гулять на свежем воздухе при дневном свете.

Мне теперь не до игрушек

Самый сложный школьный возраст — с 6-ого по 9-й класс. Детские игры заброшены, куклы и машинки остались в далеком прошлом. Кое у кого школа явно отходит на второй план. Ребенок уже не прислушивается к мнению взрослых, он стремится делать все сам и не посвящать взрослых в свои проблемы. Уважайте его, не навязывайте свое мнение. Пусть необходимые школьные принадлежности ваше чадо выбирает самостоятельно. Вкусы подростков изменчивы, не угадаешь, какая сумка или рюкзак им приглянется.

Отношение к школе в этом возрасте часто зависит от того, как складываются взаимоотношения с противоположным полом. Не давите на подростка, лучше поговорите с ним, как со взрослым. Кстати, психологи рекомендуют всячески подчеркивать, что ребенок уже взрослый, что вы не навязываете ему свое мнение, а просто с ним советуетесь. Он же волен поступать по своему разумению. Тогда подросток охотно идет на контакт, делится своими мыслями, рассказывает о проблемах.

С дочкой спокойно обсудите, какой она видит себя со стороны, как она хочет одеваться, какую прическу хочет сделать к первому сентября. Если старшеклассница хочет пользоваться декоративной косметикой — ничего страшного. Главное, чтобы не изменяло чувство меры. Привить же это чувство — ваша задача.

У выпускников тоже в сентябре свои трудности. Вам уже ясно, что сын — чистый технарь? Так не требуйте от него отличных оценок по русскому и литературе. Выпускные классы — шаг к самостоятельной жизни. Поэтому ребенок должен все делать сам: и рефераты писать, и сочинения, и готовиться к докладам. Как бы ни было ваше чадо загружено репетиторами и другими важными делами, не просите учителей о снисхождении, но держите руку на пульсе и наведывайтесь время от времени к классному руководителю — в таком случае сможете узнать о своем отпрыске кое-что интересное.

А накануне первого сентября вместе с чадом составьте список первоочередных дел и покупок. Все. Пусть выполняет намеченное. Самостоятельность превыше всего. С режимом дня, конечно, сложнее. Но никуда от него не деться. Подросток должен эту истину осознать, а родители — постараться сделать так, чтобы было поменьше нервотрепки, особенно в первый сентябрьские дни.

Из дальних странствий возвратясь

Особые трудности в первые школьные дни испытывают дети, которые вернулись из дальних странствий. Вы думаете, вчера подросток за полночь зажигал на крутой дискотеке в каком-нибудь приморском отеле, ходил по живописному базару, а сегодня он будет уже смирно сидеть за партой и слушать урок? Ничуть не бывало. Ребенок, пусть даже у него в кармане есть паспорт, переполнен эмоциями, привык спать до полудня. Он забыл, как ручку в руке держать и разучился концентрировать внимание. Ему на первых порах будет ой как сложно входить в рабочий ритм. Так не ругайте его, а сделайте так, чтобы чадо пораньше ложилось спать и побыстрее привыкало к новому режиму дня.

Расслабиться перед сном помогут хотя бы получасовые прогулки, вечерние посиделки на кухне, просто разговоры за чашкой чая. Только ни в коем случае не деловые и не «разбор» дневных «полетов». Все проблемы надо решать днем и делать замечания сразу же, по ходу дела, не откладывая до вечера. Ребенок что-то не сделал? Не сложил портфель, не погладил форму, не почистил обувь? Ничего страшного. Вы ему напомните об этом утром. А вечером спокойно посидите, поболтайте о том, о сем, послушайте спокойную музыку. Чадо уснуло? Так погладьте форму и почистите ему ботинки. Не волнуйтесь, подросток не избалуется.

Главное — не ругайте и не стыдите школьника, отнеситесь к его проблемам с пониманием. Объясните, почему ему в сентябре так трудно. Успокойте. Ведь к концу сентября все войдет в рабочее русло, так зачем же копья зря ломать? Увы, если родителям не хватит терпения, может случиться, что охота учиться и вообще появляться в школе у ученика начисто пропадет.

Сентябрь сложный месяц еще и потому, что взрослые тоже отходят от отпускных впечатлений. Ломка продолжается минимум неделю. И в эту неделю им как раз и не хватает терпения и понимания. Что ситуацию только усугубляет. Одним словом, призыв «Дети и родители! Будьте взаимно внимательны и вежливы!» в сентябре звучит очень актуально.

Конечно, родителям надо очень постараться, чтобы в сентябре каждый день начинался с улыбки и ею же заканчивался. Утром поднять настроение поможет завтрак. Осенью много фруктов и овощей, можно с легким сердцем не кормить ребенка кашей, которая успеет еще приесться, а сделать аппетитную запеканку или овощные оладушки, разноцветный фруктовый или овощной салат. Утренние блюда должны быть не только вкусными и питательными, но и привлекательными и аппетитными на вид. Пусть школьник ест не то, что вы считаете полезным, а то, что он любит. Можно даже написать на красивой бумаге меню и вывесить его в удобном месте. Но предварительно посоветуйтесь с ребенком, что он хочет заполучить на завтрак. И тогда он пойдет в школу не только сытым, но и с хорошим настроением.

Простые правила

Родителям, обдумывающим школьное будущее своего чада, можно посоветовать придерживаться несложных правил.

В начальной школе, в крайнем случае, класса до 6-ого-7-ого, вы должны четко знать, что задано на дом. В старших классах в подробности вникать необязательно. Достаточно поинтересоваться, все ли задачки решены, а если не решены — объяснить непонятное.

У учеников младших классов должен быть четкий распорядок дня. На некоторые дела надо оставлять ребенку больше времени, на какие-то — меньше. Определяется это по опыту первых учебных недель. Так школьник постепенно научится правильно распределять время между домашними уроками и играми. Через несколько лет привычка станет второй натурой. Старшеклассник, постигший научную организацию труда, уже не нуждается в ежеминутном контроле.

Постарайтесь не ругать школьника за неудачи, разберитесь, в чем причина и постарайтесь объяснить ребенку, как ее устранить. Не считайте за труд постоянно хвалить чадо за то, что у него хорошо получается.

Поощряйте успехи не только словом, но и делом — походом в театр, кино, новой книжкой.

Обязательно общайтесь с учителями, рассказывайте им о своем ребенке. Пусть они видят перед собой не только ученика, но прежде всего человека и оценивают успехи не только по успеваемости.

Что касается таскания школьных «тяжестей», то у третьеклассников вес рюкзака не должен превышать 2,2 кг, ученики 7-8-х классов могут носить сумки весом до 3,2 кг, старшеклассники — до 3,7 кг.

Компьютерная непрерывная нагрузка у учеников со 2-ого по 5-й класс не должна превышать 15 минут. Шести- семиклассники могут уже сидеть непрерывно за компьютером по 20 минут, восьми- девятиклассники — по 25 минут. В шестнадцать-семнадцать лет непрерывное сидение за компьютером — не дольше получаса. После этого надо обязательно делать перерыв и гимнастику для глаз: отвернуться от «домашнего любимца» и поморгать, повращать зрачками, посмотреть вдаль.

Автор: Светлана Любошиц

Поделиться

Отзывы

Комментариев к статье нет!

Другие публикации

Телепатия на страже закона
Выбираем правильную елку
Шары с гелием - незаменимы в организации праздника
Нужно ли учить россиян толерантности?
Как родить ребенка-гения?