Сегодня:  
Мы в соцсетях
СелНовости
Архив статейКультура Кино СССР: фильм "Сталкер" Андрея Тарковского

Кино СССР: фильм "Сталкер" Андрея Тарковского

Я хотел бы завести речь об одном из самых любимых моих фильмов периода кино СССР, к которому я испытываю особые теплые чувства – я пересматриваю его всегда, когда считаю, что настал новый период жизни. Я говорю о картине Андрея Тарковского 1979-го года под названием «Сталкер».

Честно говоря, сразу хочу признаться, что данная статья будет несколько отличаться от других в силу ее субъективности. Я впервые напишу о фильме, который далеко не всегда нравится большей части зрителя – это кинолента из категории «на любителя» (или даже «на эстета»). И хотя я очень скептически отношусь к эсетсткому кино, «Сталкера» я люблю всей душой – чуть позже объясню, чем он мне так нравится.

В титрах картины написано, что сей продукт – по мотивам романа братьев Стругацких «Пикник на обочине». Я читал этот роман, также очень люблю его (равно как и творчество Стругацких вообще), но могу заявить, что фильм имеет ОЧЕНЬ мало общего с литературным источником. «Сталкер» Андрея Тарковского — это личная философия режиссера.

Кстати говоря, я могу назвать Тарковского одним из своих любимых режиссеров, т.к. он снял столь прекрасные картины, как «Солярис», «Андрей Рублёв» и «Сталкер» (при этом почитаемое всеми «Зеркало» мне абсолютно не нравится). Возможно, я еще поговорю об этих фильмах. А возможно и нет.

Кино СССР фильм Сталкер Андрея Тарковского

Так вот, возвращаясь к «Сталкеру» непосредственно – этот фильм переснимался трижды. Конечно, я утрирую, но огромное количество эпизодов переснимались по два-три раза. Тарковский постоянно был недоволен результатом, из-за чего разразился большой скандал с первым оператором фильма, Георгием Рербергом (кстати, на мой взгляд, это был один из самых талантливых советских операторов), после которого над картиной работали еще двое операторов-постановщиков. Хотя, на мой взгляд, все эти песенки с пересъемкой, мнимым операторским браком со стороны Рерберга и прочие причины – это всего лишь ширма для внутренних демонов режиссера.

Перейдем к сюжету

Вроде бы, история «Сталкера» Андрея Тарковского не так уж и сложна: в результате странных мистических явлений на нашей планете появилась некая Зона – место, имеющее очень четкие границы, внутри которых происходят различные магические процессы. В центре этой самой Зоны находится странный Бункер, который, по слухам, выполняет самое сокровенное желание вошедшего. И есть люди, профессионально занимающиеся вылазками внутрь Зоны – их называют Сталкерами.

Так, однажды, такой Сталкер (Александр Кайдановский) нанимается провести к Бункеру двух человек: Писателя (Анатолий Солоницын) и Профессора (Николай Гринько). Дойдут ли они до Бункера? Что их ждет на пути? Что произойдет между ними? Всё это выясняется в своеобразной одиссее через Зону...

Но, признаться, я бы не стал сильно концентрироваться на собственно сюжете «Сталкера». Куда важнее чисто психологическая, моральная составляющая киноленты.

На мой взгляд, этот фильм в первую очередь нужно СЛУШАТЬ, а не смотреть в полном смысле этого слова. Да, в картине потрясающая операторская работа, прекрасные визуальные образы, но лично для меня всегда гораздо важнее было то, о чем говорят герои, что кроется в их душах – а всё это предстает перед нами в их беседах, спорах, монологах, реакции друг на друга.

Знаете, когда я посмотрел фильм впервые, я совершенно не воспринял его: «Скукотища какая-то» подумал тогда я. Потому что я не знал, как его надо смотреть. Я подошел к его просмотру, как к просмотру обыкновенного фильма, а с ним нельзя так. «Сталкер» Андрея Тарковского — произведение, которому необходимо внимать, которое необходимо постоянно анализировать. Его не получится смотреть, если вы еще параллельно сидите в контакте и долбитесь в телефон – попросту не воспримется информация, исходящая с экрана.

Кино СССР фильм Сталкер Андрея Тарковского


Казалось бы, самое что ни на есть «элитное кино», которое я чуть ли не в каждой статье подкалываю. Но в случае со «Сталкером»... Видите ли, этот фильм носит для меня сугубо личный характер. Я постоянно задумываюсь о тех вещах, о которых говорят некоторые из героев (ближе всего мне, конечно, Писатель, хотя я и имею гораздо более оптимистичный взгляд на жизнь). И возможно потому, что я чувствую свою тесную эмоциональную связь с героями, я пересматриваю «Сталкера» каждый раз, когда в моей жизни наступает принципиально новый период. И представляете, каждый раз нахожу что-то новое.

Конечно, в таком эффекте от происходящего, одну из главных ролей играет подбор актеров. Двое из трех главных героев исполняются, на мой взгляд, одними из сильнейших актеров в Советском Союзе – Анатолий Солоницын и Александр Кайдановский. Солоницына я вообще могу назвать своим любимым актеров советского кинематографа – жаль, в мир иной ушел он совершенно безвременно.

Атмосфера картины поддерживается очень мощным саундтрэком в стиле ambient, созданным легендарным Эдуардом Артемьевым. Честно говоря, до просмотра «Сталкера», я не знал, что советские композиторы были способны на создание подобной музыки.

И конечно, такой фильм никак уж не мог состояться без Андрея Тарковского. Я считаю «Сталкера» лучшей картиной этого режиссера, хотя опять же, большая часть критиков, насколько мне известно, считают «Зеркало» венцом его деятельности. Ну, не знаю...

Я не буду рекомендовать «Сталкера» Андрея Тарковсого к просмотру. Т.к. я не могу дать вообще никакой гарантии относительно вашей возможной реакции на картину. Велика вероятность, что фильм может вам не понравиться. Хотя, возможность восторга тоже достаточно большая. А о том, каков фильм, и что же в нем содержится... Судите сами, Господа!

Автор: Редакция

Поделиться

Отзывы

Комментариев к статье нет!

Другие публикации

Основы религии в школе: как это будет
Школьная форма: за и против
Евгений Евстигнеев: трижды счастлив
Первая любовь Евгения Евтушенко
Видеоэкология в городе