Сегодня:  
Мы в соцсетях
СелНовости
Архив статейЭкономика Где работать мне тогда? Труоустройство выпускников

Где работать мне тогда? Труоустройство выпускников

Выпускникам 2009 года правительство дает шанс

Вопрос, вынесенный в заголовок, сейчас задают себе практически все выпускники нынешнего кризисного года. Что и говорить, перспективы у них не самые радужные. По прогнозам, в этом году остаться без работы могут 27% выпускников вузов, 5% выпускников учреждений среднего профессионального образования и 16% выпускников, получивших диплом о начальном профессиональном образовании. И если сейчас из 7,5 миллионов российских безработных, официально вставших на учет, молодые люди в возрасте до 25 лет составляют примерно треть, то к концу года за счет выпускников вузов, ссузов и колледжей их число увеличится аж на 40%.

Похожий прогноз дает и Российский общественный совет образования (РОСРО): по его данным, без работы останутся «от трети до половины выпускников очных отделений вузов 2009 года», то есть от 150 до 250 тысяч молодых специалистов.

Кадровики готовы на уступки

Руководители кадровых агентств и агентств по подбору персонала утверждают, что сейчас на каждую вакансию в их банке данных претендуют от 30 до 50 человек. При этом количество вакансий по сравнению с летом 2008 года сократилось в 8–10 раз. Меньше всего вакансий обнаруживается в сферах науки и образования, а самая высокая конкуренция — среди претендентов на административные должности и должности высших менеджеров.

И все-таки паниковать не стоит. Распространенное мнение, что в кризисные времена человеку без опыта работы найти заработок по полученной в вузе или колледже специальности невозможно, глубоко ошибочно. Судя по опросам социологов, работодатели согласны взять выпускников учебных заведений без опыта работы, правда, при одном условии — им будут платить скромную зарплату (примерно на 18% меньше той, на которую мог рассчитывать выпускник-2008). Должность, соответственно, будет тоже не очень престижной — оператор call-центра, торговый представитель, консультант и т.п. Таким образом, выпускник-2009 должен снизить свои требования к зарплате и принять как должное, что начинать восхождение по карьерной лестнице придется с самых низших ступенек.

В Министерстве образования и науки тоже не склонны драматизировать ситуацию. По словам главы ведомства Андрея Фурсенко, там рассчитывают на то, что «катастрофы с трудоустройством выпускников в этом году не будет». По министерским расчетам, не найти работу могут лишь 10,6% от общего числа выпускников вузов, 8,9% выпускников техникумов и 10,4% — колледжей. В общей сложности это составляет чуть больше 100 тысяч человек.

Труднее всего придется выпускникам, получившим дипломы по специальности «Экономика и управление», юристам и педагогам. На данный момент среди них трудоустроены по специальности соответственно 27%, 17% и 9% выпускников. По данным же независимых исследований, дела у экономистов идут намного лучше, чем у тех же инженеров. Меньше всего вакансий в сфере образования — всего 8 тысяч.

Учиться, учиться и учиться

Что остается выпускнику, если он не хочет пополнить ряды безработных? Правильный ответ — продолжать образование. Возможности для этого есть. Чтобы снизить напряженность на рынке труда, в условиях демографического спада правительство увеличило количество очных бюджетных мест на первых курсах вузов, техникумов и колледжей. Если в прошлом году на каждую тысячу 11-классников приходилось 394 бюджетных очных места, то в этом году уже 420. То же самое произошло в магистратуре: 20 тысяч бюджетных мест в 2008 году и 35 тысяч — в 2009. На 3 тысячи увеличено и число бюджетных мест в очной аспирантуре. Еще 1,5 тысячи выпускников вузов нынешнего года будут за госсчет обучаться по магистерским программам в ведущих университетах Европы и США.

Кроме того, по оценкам Минобрнауки, вокруг вузов может быть создано около 2,5 тысяч внедренческих малых предприятий, на которых будет не менее 25-30 тысяч рабочих мест. Для этого в вузах Минобрнауки намерено организовать специальные курсы по обучению основам предпринимательства.

Спасательным кругом для многих выпускников может стать стажировка. Для ее масштабной организации разработана целая правительственная программа. Рабочие места финансирует государство, за счет этого выпускник получает возможность стажироваться на предприятии от двух до шести месяцев. В течение этого срока, как сказал замминистра образования и науки Борис Миклушевский, «предприятие присматривается к выпускнику, выпускник присматривается к предприятию, и дальше — либо случается «любовь», либо не случается».

На такое временное трудоустройство могут рассчитывать выпускники и общеобразовательных школ, и учреждений как высшего, так и среднего, и начального профессионального образования. Для этого только надо в течение года после окончания учебного заведения обратиться в службу занятости. Работодатель заключает со стажером срочный трудовой договор и выплачивает ему зарплату не ниже минимальной. Не густо, конечно, но на безрыбье и рак может за рыбу сойти. Во всяком случае, после стажировки при устройстве на работу в анкете уже появятся слова "опыт работы имеется". Что увеличивает шансы на успех.

Веское слово в трудоустройстве своих питомцев могут сказать и сами учебные заведения. Для этого предусмотрено развитие служб трудоустройства выпускников, в первую очередь в вузах. Пока они есть лишь в 317 вузах из 345, находящихся в системе Минобрнауки. А при МГТУ имени Баумана работает Межрегиональная служба содействия занятости выпускников. Пока она обслуживает только вузы системы Рособразования, но в будущем планируется распространить ее деятельность на все государственные, прежде всего федеральные, вузы России.

— Работа этих служб основана прежде всего на информационной поддержке. Публикуются и доводятся до сведения студентов те вакансии, которые эти службы собирают с предприятий и организаций. Организуются ярмарки вакансий. Это достаточно эффективная форма, потому что она позволяет будущему выпускнику и будущему работодателю посмотреть друг на друга, — утверждает замминистра Миклушевский.

Кроме того, по словам замминистра, эти службы приглашают работодателей, которые заинтересованы в приеме на работу молодых специалистов, на защиту дипломов и для участия в государственных аттестационных комиссиях, организовывают дни открытых дверей и научно-практические конференции, на которые также приглашаются работодатели.

После кризиса ситуация с трудоустройством обязательно улучшится, но о 100%-ной занятости выпускников не стоит даже заикаться.

— Это связано с тем, что произойдет техническое перевооружение, которое будет сопряжено с повышением производительности труда. Следовательно, работников потребуется меньше. В то же время те работники, которые потребуются, должны обладать совершенно иными квалификациями, иными компетенциями, — считает Миклушевский.

В связи с этим Минобрнауки намерено продвигать наиболее перспективные программы переподготовки. Для этого разрабатывается специальная программа. Если правительство ее примет, люди, изъявившие желание обучаться по программам дополнительного профессионального образования, смогут получать его за государственный счет.

Вывод из всего сказанного опять-таки прозвучал из уст замминистра:

— Возможность трудоустройства зависит от тех компетенций, от тех знаний, которые студент получил в своем учебном заведении, и компетенций, которыми он овладел. Поэтому сейчас основная антикризисная мера для студента — хорошо учиться. И только в этом случае он может претендовать на хорошо оплачиваемую работу после окончания.

Есть, правда, и другое мнение. Согласно ему шансы выпускников получить хорошую работу увеличатся тогда, когда российская система образования с преобладающего сейчас базового образования перейдет на дополнительное, то есть начнет готовить специалистов для конкретных производств и предприятий. В связи с этим рассматривается вопрос о целевом наборе в вузы: предприятие заказывает конкретного специалиста, вуз его готовит и получает за это от предприятия деньги. Выпускник же отрабатывает заплаченную за него сумму, трудясь энное число лет на «заказавшем» его предприятии. Увы и ах, до сих пор такая форма обучения и трудоустройства среди молодежи популярностью не пользовалась. 11-классники воспринимают эти новации как закамуфлированную форму рабства и предпочитают оставаться свободными, хотя и безработными. Впрочем, в кризисные времена настроения молодежи могут круто измениться.

А вот другая предполагаемая мера — квотирование рабочих мест для выпускников и возрождение статуса молодого специалиста (его нельзя будет уволить в течение трех лет), вызывает ропот уже в рядах работодателей. По их мнению, выпускников надо учить конкуренции, а не защищать от нее.

Автор: Светлана Любошиц

Поделиться

Отзывы

Комментариев к статье нет!

Другие публикации

Как правильно купить страховку?
Особенности водовозного бизнеса: обязанности предпринимателя и «подводные камни»
Плюсы и минусы удаленного труда
Квадратный метр подешевеет?
Как выбирать автомобиль