Звали ее Мариуччи
Из журнала
"Сельская новь" № 4, апрель 2005 г.
Теплым солнечным весенним днем 1816 года в Рим приехал 34-летний красивый брюнет с кудрявыми волосами и огромными шоколадными глазами. Орест Кипренский - а речь идет о нем, - уже снискавший славу русского Ван Дейка, получил возможность жить и творить в Вечном городе благодаря гранту (как мы теперь бы сказали) императрицы Елизаветы Петровны
Несмотря на то что русский живописец от рождения был не очень родовитым (незаконный сын помещика и крепостной крестьянки), он уже заслужил в соответствие с петровской Табелью о рангах потомственное дворянство. Сей титулованный господин после трехмесячных поисков наконец-то подыскал себе уютную студию на улице Сан-Исидоро, 18, вдали от городского шума и людской суеты. Кипренский был счастлив, потому что никакие внешние обстоятельства не отвлекали его от главного дела жизни - создания картин. Он жадно взялся за работу...
Однажды к нему пришла натурщица, которая должна была стать прообразом молоденькой вакханки в картине «Анакреонова гробница», к сожалению, по неведомым потомкам причинам незаконченной
Кипренским. Тогда
Орест Адамович и увидел впервые прекрасную, излучающую свет девчушку. Она переступила порог комнаты, обхватив своими маленькими ручками крепкие ладони мамы. В тот миг художник, конечно, не предвидел, что малышка станет не только прототипом для его чудесной картины, но и судьбой. Грациозная итальяночка, дочка натурщицы Анна-Мария Фалькуччи сразу же поразила художника своей красотой. Наивные, искренние детские глаза заставляли думать о том, что ее будущая жизнь безоблачна и долговечна.
Через несколько лет после знакомства с Мариуччи - так, на римский манер,
Кипренский позднее называл ее по-домашнему - он в 1819 году нарисовал портрет своего ангела: «Девочку в маковом венке». Невзирая на юные лета десятилетний ребенок отличался необыкновенной женственностью и вполне взрослым умом.
Орест Адамович сильно привязался к ней. И хотя у девочки были розовые пухлые щечки, здоровье она имела слабое, вдобавок и росла в крайней бедности. Именно поэтому художник взялся опекать Мариуччи. Однако мать всячески препятствовала заботам и участию странного господина в судьбе своей дочери. Хуже того, бывшая натурщица даже шантажировала его и выманивала у него деньги. Но никакие ее ухищрения и уловки не помешали Кипренскому в 1823 году, по истечении срока пребывания в Италии, устроить девочку в школу при католическом монастыре.
На долгие и мучительные пять лет посланец императрицы Елизаветы Петровны покинул Рим. Все эти годы Мариуччи томилась в стенах монастырской школы. Будучи хрупкой и скромной, Анна-Мария старалась вести уединенный образ жизни. Она ни с кем не дружила и почти не разговаривала с другими детьми. Когда заканчивались уроки, Мариуччи шла в свою комнату, корпела над учебниками и лишь изредка выходила погулять на часок. Это странное для других ребят поведение вскоре подвигло соучеников на всяческие неприятные, глупые и обидные для детской души намеки на ее благодетеля и «фаворита». А в том, что
Кипренский - «фаворит» девочки, никто не сомневался. Все видели, как художник привел ее в школу и как они смотрели друг на друга. Бедная Мариуччи постоянно плакала, запираясь в своей каморке, но не осмеливалась обратиться за помощью к наставникам и учителям.
Шли годы. Анна-Мария Фалькуччи из запуганного подростка превратилась в божественно красивую девушку. Мариуччи часто вспоминала своего «чудесного и милого друга», как она называла
Ореста Адамовича. Она надеялась на встречу с ним и мечтала о любви. А в это время в холодной и дождливой России Кипренский тоже тосковал по Анне-Марии. Более того, он решил жениться на обворожительной Мариуччи. С этой целью в середине 1828 года Орест вернулся в Рим.
На следующий день после своего приезда
Кипренский отправился в школу при монастыре - ему не терпелось увидеть любимую. Анна-Мария от радости залилась горькими слезами и повторяла: «Ты приехал, чтобы уже никогда не отпускать от себя свою Мариуччи. Пожалуйста, забери меня из этого ада».
Через неделю
Орест Адамович снял маленький двухэтажный домик на окраине Рима и поселился в нем вместе с Анной-Марией. Любовь его становилась со временем только сильнее. В июне 1836 года
Кипренский принял католичество, а в июле тайно обвенчался с Мариуччи.
Правда, не известно, обрел ли художник желанный покой в Италии. Он был очень сложной, противоречивой натурой: огромный талант, как это часто бывает у людей творческих, сочетался в нем с большой тягой к горячительным напиткам. Некоторые современники полагали, что он часто ругался с молодой женой и жестоко пил. Об отвратительной страсти
Кипренского ходили легенды.
Жизнь с девочкой в маковом венке была недолгой. Осенью
Кипренский заболел воспалением легких и в октябре 1836 года умер. Через несколько месяцев после его смерти Мариуччи родила дочь Клотильду Кипренскую, чей след, к сожалению, безнадежно затерялся.
Автор: Мария Тарощина