Должен ли потребитель, которому продали некачественную вещь, оплачивать услуги эксперта?
«Купила кожаные сапоги, начала носить, а они вскоре порвались. Потребовала от магазина, чтобы мне их заменили или возместили стоимость покупки, а там отвечают, что вещь сначала нужно отдать на платную экспертизу. Должна ли я оплачивать услуги эксперта?»
Зорина Ольга Васильевна Приморский край
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона
«О защите прав потребителей» экспертиза проводится за счет продавца, если гарантийный срок на покупку еще не истек. Но если эксперт установил, что недостатки товара возникли
«вследствие обстоятельств, за которые продавец и изготовитель не отвечают» (нарушение правил эксплуатации, порча от огня при пожаре и т.п.), то покупатель обязан возместить продавцу расходы на экспертизу, хранение и транспортировку товара. Если товар продан без гарантии либо она уже закончилась, но со дня покупки прошло не более 2 лет, то вещь сдается на экспертизу покупателем за собственный счет. Если экспертиза выявит, что недостатки товара либо их причины возникли до передачи вещи покупателю, то продавец обязан возместить расходы на экспертизу и выполнить требование о замене, ремонте либо расторжении договора купли-продажи и возврате денег, уплаченных за товар.
Автор: Ольга Ткаченко, адвокат