В ряде школ Новосибирской области уже два года как созданы инженерные классы. В Новосибирске и раньше работали такие учреждения образования, как Инженерно-технический лицей при НГТУ (техническом университете), Аэрокосмический лицей и другие. Но проект создания инженерных классов стал сибирским ноу-хау: в его разработке был использован, в том числе, и опыт обучения детей в физико-математической школе при НГУ Академгородка.
«В нашей области нет нефти и газа, основной наш потенциал — интеллектуальный, – говорит Екатерина Дёмина, руководитель отдела психолого-педагогического сопровождения развития интеллектуальной одаренности «Центра развития творчества детей и юношества». – А запрос у промышленности, инновационного, наукоемкого бизнеса на современных инженеров очень велик. Поэтому в инженерные классы набираются технически одаренные дети, изучающие не только теорию – математику, физику, но и инженерную графику, 3D- конструирование, моделирование, робототехнику».
«Такие классы сегодня востребованы, – утверждает методист центра, преподаватель робототехники Сергей Якушкин, – все мы наблюдаем не лучшую ситуацию на производстве. Пришла пора ее переломить. Сейчас необходимы люди с новым видением проблемы, знакомые с современным оборудованием, передовыми технологиями. Наша цель – взрастить инженерную элиту, возродить тот сильный инженерный корпус, который мы растеряли в постсоветское время».
Подготовку новых инженеров, по мнению педагогов, нужно начинать не в вузе, а в школе. Однако выпускники школ сегодня не готовы эффективно обучаться техническим специальностям. Если посмотреть сегодняшнюю статистику по ЕГЭ, то уровень двойки по математике – 20 баллов. А минимальный проходной балл по математике в технические вузы – 36. Разница всего в 16 баллов – и абитуриент поступает в вуз! Какие инженеры будут выпущены при таком уровне подготовки школьников?!
Когда два года назад открывался проект, было решено набрать 10 инженерных спецклассов, но в отборочном конкурсе пожелало участвовать 26 общеобразовательных учреждений, поэтому классов набрали 15. Поскольку задача педагогов была сделать доступным инженерное образование для всех одаренных детей, то этот проект пошел в область. И сегодня таких классов в регионе уже 35.
Новое направление инженерной мысли -- робототехника. В 21 веке она получает стремительное развитие. Чтобы обучать детей этому направлению, школы вполне могут позволить себе закупать небольшие и недорогие настольные станки. Но если их мощностей не хватает, тогда для этих целей создаются коллективные центры: Детский технопарк, ЦМИТ (Центр молодежного инновационного творчества) в Академпарке... Они оснащены более дорогим оборудованием -- новыми станками и приборами, такими как 3D принтеры, позволяющими сделать любую деталь. Одной школе их закупить не под силу, поэтому организуются общие занятия.
Сегодня школы, лицеи, гимназии сотрудничают с Новосибирским государственным архитектурно-строительным университетом (НГАСУ), Новосибирским госуниверситетом (НГУ) и техническим университетом (НГТУ). Основной принцип работы – совместное обучение школьников и студентов, когда студенты становятся наставниками школьников под присмотром куратора из вуза.
«Если говорить о методике преподавания робототехники, – продолжает Сергей, – то мы, конечно, используем мировой опыт. Но мы очень сильно изменили западные методики, поэтому можно считать, что сейчас в России существует собственная школа робототехники, и это одна из составляющих интеллектуального потенциала Академгородка. Научные сотрудники из институтов СО РАН, может быть, и не инженеры по большому счету, но имеют очень серьезные инженерные навыки. И это используется в инженерных классах новой общеобразовательной школы».
Если смотреть общую статистику, то, почти 86% выпускников спецклассов идут по выбранному профилю. А это сейчас актуально, как никогда. Первый выпуск двух инженерных классов, набор в которые проходил в 2013-м и 2014 годах, состоится весной 2015-го.
Ольга Стрикун, г. Новосибирск