Сегодня:  
Мы в соцсетях
СелНовости
Культура Ярославские умельцы - о семье Романовых

Ярославские умельцы - о семье Романовых

Ярославские умельцы - о семье РомановыхВ селе Некрасовском, что на полдороге от Ярославля до Костромы, живет семья художников РОМАНОВЫХ. Владимир, глава семьи, - прекрасный фотограф и скульптор. Серафима, его жена, и сын Юрий - мастера по глине и бересте. Дочь Анжелика - студентка, тоже лепит и рисует в очаровательном примитивистском стиле. Их общее семейное увлечение со временем стало приносить доход, позволяющий жить безбедно.

Творчество Владимира имеет семейные корни. Его прадед по фамилии Салов, мраморных дел мастер, был другом и помощником самого Опекушина - автора памятника Пушкину в Москве. Салов работал в Москве, Петербурге, Ярославле. И до сих пор можно встретить сооружения, украшенные его работами.

Жил он в деревне Овсяники Некрасовского района Ярославской области. Был он из вольных зажиточных крестьян, односельчане звали его Барином. Ходил в шляпе и с тросточкой - вещь в селе невиданная. Тогдашний Даниловский уезд специализировался на отхожем промысле - мраморном деле. Жили небедно. Жены и дочери мастеров ходили в европейской одежде, привезенной из столиц. До сих пор там даже есть дом, построенный приказчиком, оформленный лепниной, формы для которой Салов привез из Петербурга со строительства какого-то дворца.

Прадедушка воспитывал Володю до восьми лет. И с детства мальчик привык жить среди рукотворной красоты. Стоит ли удивляться, что он сам стал художником? В 1966 году поступил в институт (откровенно признается, что ради высшего образования и диплома), окончил его, получив профессию горного инженера по открытым разработкам. Стал работать, часто разъезжал по России. Как-то в поезде и встретил Серафиму - задорную девушку, заводилу и активистку. Сима любила шить, рисовать и лепить. Она окончила пединститут и была комсомольским работником. Два года длилась их переписка, прежде чем удалось снова встретиться. С тех пор они вместе. Работали в разных местах, строили БАМ.

На БАМе Володя повстречал корреспондента «Комсомоль¬ской правды» Федора Пилюгина, у которого был вагончик и большая, хорошо оборудованная фотолаборатория. Тут, можно сказать, Володя и заболел фотографией. Он купил аппарат и стал учиться у Федора мастерству фотохудожника. А Сима заведовала культурой в поселке Звездный, возила по бригадам творческие коллективы.

Но из-за болезни сына БАМ пришлось оставить, и они двинулись в родные Володины места - в Ярославль. Он устроился преподавать фотографию в училище, она начала работать в Доме пионеров. Но долго такой жизни Володя не выдержал. Проработав в училище год, он, что называется, «отправился в вольный полет» и стал заниматься только фототворчеством.

Через 10 лет семья переехала в Некрасовское, поменяв свою квартиру в Ярославле на сель¬ский дом. Здесь Володя продолжал заниматься художественной фотографией. Но основным источником заработков семьи стали различные художественные поделки. Лепку из глины освоила и Сима. Первые ее работы - синий кот и мужичок на лошади. Потом в доме поставили русскую печь, чтобы обжигать фигурки. К тому времени у Романовых было уже двое детей.

Между прочим, если кто-то думает, что работать с глиной так же легко, как с пластилином, сильно заблуждается. Глина из карьерчика сушится, потом ее кладут в мешок и стучат об угол дома. Стучат долго, пока глина не перемелется в пыль. Потом ее размачивают водой. Только тогда можно начинать с ней работать.

Понаблюдав за жизнью семьи, я пришла к выводу, что причин, по которым Романовым удается жить и не жаловаться на бедность, несколько. Во-первых, это невысокий уровень их личных расходов. Имеется в виду одежда, еда и прочие повседневные нужды. В быту они неприхотливы. Пиров не закатывают, дорогих нарядов не шьют. Материал для работы по большей части бесплатный: глина добывается в соседнем карьерчике, береста - на пилораме. Платить приходится только за краски и мелкую мишуру для украшений.

Свой огород, заготовки, банки, соленья (очень вкусные) и даже собственные наливки помогают лишний раз не тратиться в магазинах. Правда, довольно чувствительны транспортные расходы, поскольку Анжелика - студентка и ежедневно ездит в Ярославль на автобусе.

Взрослый сын с семьей живет отдельно. Он тоже лепщик и обходится без родительской помощи.

Теперь о доходах. В основном это деньги от продажи поделок. К каждому новому году семья изготавливает множество фигурок животных, соответствующих знаку года по восточному календарю. Сейчас все полки у них завалены петушками. Но в коробках лежат остатки от прошлых лет - змеи, коты и другая «живность». Цена, надо понимать, договорная. Но уж никак не меньше 50 рублей за штуку. Большие фигурки достойны и большей цены. Однако есть и такие, которых Романовы ни за что не продадут. Так было с коровой Симиной работы. К ней приценивался немецкий турист: немалую сумму в евро сулил. Не продали.

Такая же ситуация и с туесами из бересты, и с картинами, которые рисует Анжелика. Володя возмущается: «Я работал полгода над скульптурой и ценю ее в 2-3 тысячи долларов, но кто же купит?! Значит, надо продавать дешево, а как продать дешево, когда сам ценишь ее высоко? Лучше уж совсем не продавать».

И тут мы подходим к самому важному фактору относительно безбедного существования семьи - экономико-психологическому. Речь идет о Серафиме. Без нее не было бы такого до¬статка в доме. Да, Сима - человек творческий, ее фигурки - настоящие художественные произведения. Но она ко всему прочему еще и отличный менеджер. С чего бы это, скажите, дом простого художника включили в список экскурсий, в том числе иностранных? Оказывается, пробила это Серафима, пользуясь своими связями.

Принимают гостей Романовы так, будто в дом приехали старые друзья. Для них всегда готовы чай и множество разнообразных баночек с вареньем. И уж конечно, ни один из экскурсантов не уезжает без покупки - какой-нибудь поделки из глины или бересты. А послушали бы вы, как рекламирует Серафима своих домочадцев: Володя - гениальный, Анжелика - несравненная. Посмотрите, купите, ведь недорого, напишите, какие в наших краях таланты!

И правильно рекламирует. Работы Романовых стоят того. Они красивые, добрые. И ничуть не хуже тех, что в изобилии красуются на полках сувенирных лавок. Симина реклама доходит до самых разных людей. И вот уже Володя стал «Человеком года-2003» в Ярославле. А дома у него на стенах - почетные грамоты и дипломы от губернатора Яро-славской области. Не случайно частые гости у Романовых - иностранные коллекционеры.

Да, подлинному таланту не обязательно быть голодным.
Но обязательно иметь хорошего менеджера. Только при сочетании таланта и умения продать можно нормально зарабатывать. Пока многие наши умельцы еще не научились выгодно продавать свои изделия. Не у каждого же рядом есть своя Серафима! Кое-кто ругает таких жен: мол, у них мужья под каблуком, работают без устали по жениной указке. Однако мудрые Серафимы не душат талант, они не ограничивают его свободу творчества. Но при этом облагают неким «налогом» на содержание семьи и дома. И это правильно. Если ты не от мира сего, то и семья тебе ни к чему, а уж если завел семью, то будь любезен, часть своего таланта отдай на ее нормальную жизнь.

Автор: Л. Позднякова

Поделиться

Отзывы

Комментариев к статье нет!

Другие публикации

О самых значительных архитектурных открытий 2017: музеи
Насколько уместны картины в офисах
Открытие новых музеев до конца 2017 года
Правила этикета за столом в японском ресторане: кушаем суши культурно
Театральное искусство или почему спектакли популярны и в настоящие время