Шон Пенн умен и дьявольски талантлив. Он успешный актер, режиссер и продюсер. А еще - известный скандалист. Говорят, он не только пьет и курит, но и сквернословит, как портовый грузчик. При этом умеет быть аристократичным и утонченным. Почти философ, но сноб и пижон. Досужие журналисты обожают копаться в его грязном белье, а он вымещает свой гнев, азартно избивая назойливых папарацци. Одни говорят про него - «бывший муж Мадонны». Другие: «Мадонна? А, это та, что была замужем за Шоном Пенном?»
Детство будущего актера проходило в благополучной обстановке. Отец его был вполне успешным теле- и кинорежиссером, а мать-актриса отказалась от карьеры, чтобы воспитывать детей и быть примерной женой.
Об актерской карьере Шон не мечтал - во всяком случае, вслух. Когда встал во-прос о выборе профессии, ему показалась привлекательной карьера юриста. Но, видимо, артистические гены все-таки взяли свое, и после недолгих колебаний Шон вместо колледжа подает документы в школу актерского мастерства.
Он почти сразу попробовал себя на телевидении, но роли, которые получил, были слишком незначительны. Девятнадцатилетний мальчишка, полный амбиций, не мог удовлетвориться таким медленным продвижением к успеху. Он решил попробовать себя ни много ни мало на бродвейской сцене. Участие в бродвейском спектакле не осталось незамеченным и привело его в кино. Уже в 21 год он дебютировал в роли новобранца военной академии в драме «Кадеты/Отбой». Партнерами Шона были Том Круз и Тимоти Хаттон, но именно о нем заговорили как о находке Голливуда. А уже на следующий год он доказал, что надежды критиков были вполне оправданными: в картине «Быстрые перемены в школе Риджмонт» Шон Пенн снова привлек к себе внимание. Это была комедийная роль, и он так азартно изобразил абсолютного болвана серфингиста Джеффа Спиколи, что его фраза «Эй, кореш, давай отвяжемся» стала девизом американских подростков - уж очень это соответствовало тогдашнему настроению молодежи.
Сразу после этой комедии он сыграл свою первую главную роль - в фильме «Плохие парни», и снова критики отметили его мастерство и талант.
А следующей работой была романтическая роль в «Гонках с луной», где его партнершей оказалась Элизабет Макговерн - та самая балерина, что вскружила голову герою Де Ниро в картине «Однажды в Америке», не раз показанной по нашему телевидению. Романтические сцены с этой красоткой не оставили равнодушными журналистов, жадных до скандала. О бурном романе Пенна и Макговерн не писал только ленивый. А никакого романа не было, и вся эта шумиха его страшно раздражала. Именно тогда, наверное, взрывной парень возненавидел журналистов и решил, что их следует сурово наказывать за вмешательство в личную жизнь.
А с личной жизнью поначалу у Шона явно не заладилось. Первое время он избегал бурных романов, а после истории с Элизабет Макговерн предпочитал не афишировать свои приключения с девушками. Так продолжалось, правда, не слишком долго. Ему было 24, когда он встретил женщину, благодаря которой его имя надолго «поселилось» на страницах скандальных изданий. Чем привлекла его Мадонна? В то время она еще не строила из себя добропорядочную леди, детям которой необходимо классическое воспитание в чопорной Англии, вдали от американских выскочек. Да и о детях тогда еще некогда было думать. То была Мадонна на вершине скандальной славы, ее представляли на концертах словами: «Она взобралась на вершину успеха по бретелькам своего лифчика».
Шон был ею заворожен. Говорят, он пришел на съемочную площадку, где Мадонна работала над очередным клипом, и стоял, не в силах отвести от нее взгляда. Рабское обожание никогда не привлекало бесшабашную девицу, и она потребовала, чтобы любопытного придурка вы-швырнули с площадки. Но после того, как Пенн разметал ее охранников, она поняла, что ее возбуждает этот упрямый малый с робким взглядом и внушительными кулаками. Со студии они ушли вместе. Когда Шон сказал отцу, что женится на Мадонне, вместо благословения услышал: «Ну и дурак!»
Этот брак чуть не сломал жизнь молодому актеру. Пенн ревновал Мадонну ко всем - продюсеру, музыкантам, слушателям... А ей нравилось его дразнить. Он только становился знаменитым, а она уже была Мадонной. Он дрался с репортерами, называвшими его в своих заметках «мужем Мадонны». Вспышки гнева становились все более частыми, и если раньше Шон объяснял их ревностью, то теперь обходился без объяснений. В газетах то и дело мелькали заметки о том, что звездная пара снова подралась, о том, как Пенн кинул жену в бассейн, как ударил ее бейсбольной битой... Шон все меньше снимался и все больше походил на параноика. Их совместная с Мадонной картина «Шанхайский сюрприз» критиками единогласно была признана провальной. Все закончилось катастрофой - однажды Шон просто запер жену в спальне и стал ее избивать. У него был самый настоящий приступ, разобраться с которым могли только врачи. Мадонна подала на него в суд, но изобразив перед репортерами невинную жертву, в очередной раз убедившись в своей силе и своем превосходстве над мужчинами, отозвала обвинительный иск против мужа. Суда не было, был только развод.
И он вышел из этой битвы потрепанным, зато обогащенным опытом.
Он посидел в тюрьме, чего только там ни насмотрелся, испытал такие душевные муки и такую боль, что теперь мог играть кого угодно - от философа-аристократа до психа-наркомана. Жизнь с Мадонной научила его всему. И Шон, едва придя в себя, начал жадно работать. Одна картина следовала за другой, и все роли бы-ли яркими и очень разными. С каждой новой работой Шон Пенн доказывал, что он действительно талантлив, а взрывной характер иногда делает этот талант еще более убедительным.
Шон научился многому в эти бурные годы, и накопленные впечатления требовали выхода. Самыми сильными и самыми новыми были воспоминания о пребывании в лос-анджелесской тюрьме. Об этом нельзя было не рассказать. Он сам нашел сценарий, сам выбрал режиссера - решил, что доверит материал и свои собственные ощущения только Деннису Хопперу. Хоппер слегка переписал сценарий, но согласился быть режиссером. Так родилась картина «Цвета» - жесткий фильм о войне между лос-анджелесскими гангстерскими кланами. Шон Пенн и Роберт Дюваль играли двух копов, и это была вторая линия в картине - взаимоотношения двух партнеров, белого и негра. Фильм вызвал столь бурные протесты, что многие ки-нотеатры исключили ленту из своего реперту-ара. Недавно критики назвали «Цвета» лучшим фильмом Пен-на. А он дал своему сыну имя Хоппер.
К тридцати годам Шон успел сняться во многих хороших фильмах. И поработать с голливудскими мастерами такого уровня, что уже один их список способен внушить уважение к молодому актеру. Он сумел не потеряться рядом со звездами: его партнерами были Роберт Дюваль, Кристофер Уокен, Роберт Де Ниро, Аль Пачино... Его заметил маэстро Брайан Де Пальма и пригласил Шона сначала в картину «Жертвы войны» («Военные потери»)», а затем в другой знаменитый фильм - «Путь Карлито», где актер кардинально поменял внешность, чтобы сыграть скользкого адвоката. Шон не подвел великого режиссера, убедительно исполнив совершенно разные роли.
Вскоре Шон Пенн и сам становится звездой первой величины: его убедительный успех на экране настолько очевиден, что не признать его талант нельзя. В 1995 году в фильме режиссера Тима Роббинса «Мертвец идет» («Приговоренный к смерти идет») он сыграл одну из самых значительных в своей карьере ролей. Это очень серьезная и тяжелая картина: монахиня проводит последние часы с приговоренным к смертной казни. Роль монахини с потрясающей силой исполнила Сьюзен Сарандон. Однако не известно, была бы она столь же убедительна, если бы ее партнером был не Шон, а кто-то другой. Пенн еще раз доказал, что он актер острый, яркий, способный очень тонко выразить самые сложные человеческие эмоции. За эту роль он был номинирован на «Оскара».
Впрочем, подобных номинаций у него не счесть, актера постоянно выдвигали на самые престижные награды. В его арсенале - победа на Венецианском кинофестивале в категории «Лучший актер» - за фильм «Смятение» (1998 год). Журнал «Time» присудил ему титул «Лучший актер Америки», а это, по большому счету, не менее престижная награда, чем «Оскар». Но вожделенная фигурка «дядюшки Оскара» оказалась в его руках лишь в 2004 году, когда он был признан лучшим актером года за одну из главных ролей в фильме Клинта Иствуда «Таинственная река»...
Надо сказать, с боссами Голливуда у Пенна отношения натянутые. Не- смотря на огромную популярность у зрителей, уважение коллег по профессии, статус звезды первой величины, Шон Пенн остается одним из самых низкооплачиваемых актеров Голливуда. Возможно, причина этого и в том, что актер позволяет себе шокирующие высказывания в адрес хозяев кинопроизводства. Это он после огромного успеха картины «Разворот», режиссером которой был знаменитый Оливер Стоун, заявил во всеуслышание: «Я, конечно, могу сказать об Оливере Стоуне пару хороших слов.
Стоун многое сделал для кино, но я думаю, что его свинская натура просто не позволяет ему сделать то, что он мог бы сделать, и стать тем, кем он мог бы стать». Это Шо-ну принадлежат слова о том, что Голливуд «производит жвачку для мозгов и способствует падению уровня американской культуры».
Актер с горечью говорит: «Если в твоем фильме есть хотя бы пара-тройка мыслей, то это воспринимается как нарушение всяких законов и никто на твой фильм не придет. Американские зрители не любят напрягаться, поэтому я рад возможности удивить их».
А удивляет своих зрителей Шон Пенн неустанно. Только-только они привыкнут видеть его в ролях отъявленных бандитов, наркоманов, психопатов или просто парней с изломанной судьбой - и вот он преподносит им подарок, сыграв, например, в дуэте с Мишель Пфайфер ироничную и нежную историю любви («Я - Сэм»). А потом и вовсе поразит воображение, перевоплотившись в аристократичного, тонкого и честного офицера вре-мен Второй мировой («На вилле»).
Но и этого ему мало! Надоело ему сниматься у других и зависеть от режиссеров, которых он не может уважать так же, как, скажем, Денниса Хоппера или Вуди Аллена. И он сам взялся за режиссуру, продюсирование, создание сценариев. В качестве продюсера снял криминальную драму «Постовой на перекрестке», психологический триллер «Обещание» (в обеих картинах сыграл главные роли дважды «оскароносец» Джек Николсон) и еще одну драму - «Она прекрасна», в которой снялся он сам, а также такие замечательные актеры, как Джон Траволта и Робин Райт.
Кстати, Робин Райт - Келли из хорошо знакомой нашим телезрителям «Санта-Барбары», она же главная героиня «Форреста Гампа» - стала ярким доказательством того, что и на личном фронте Шон достиг заметных успехов. Встретив ее на своем тернистом жизненном пути, актер заметно поутих, перестал публично наказывать журналистов кулаками. Теперь он женат и занят важными делами: растит детей, снимает фильмы, пишет сценарии, готовится к новым ролям. И подумывает о том, чтобы сыграть на театральной сцене.
Автор: Карина Григорян