Юрий Степанов - актер театра «Мастерская Петра Фоменко». Театралы знают его по ролям в спектаклях «Волки и овцы», «Шум и ярость», «Чичиков»... Но популярным, любимым зрителями актера сделали, конечно же, кино и телевидение. Всем памятны его роли в фильмах «Штрафбат», «Время танцора», «Война», «Московские окна», «Стилет». А телесериал «Гражданин начальник», где Степанов перевоплотился в следователя Пашу Пафнутьева, вообще стал культовым.
Режиссер этого фильма Н. Досталь сказал Юрию перед началом съемок:
«Человека, которого тебе предстоит сыграть, пора заносить в Красную книгу. Но зритель должен поверить, что такой человек есть».
Вот с этой темы - хороший человек - и началась наша беседа.
- Юрий, по вашим ролям вы производите впечатление очень мягкого, сердечного, доброго человека. Вы на самом деле такой или это маска?
- То есть я только играю доброго? Да не хочу я никем казаться, я такой, как есть. А маску мне делает режиссер. Естественно, работая над образом, беру за основу каких-то людей. Когда играл положительного героя, не мог не думать о своем отце, который был бескомпромиссным человеком, жил по законам совести. Работал он в сельском хозяйстве, был директором большого совхоза. Мы жили в Сибири, в Иркутской области. Знаете, люди ехали к нему на работу из других районов. Дома при нем начали строить, пасеки. Отец буквально сражался за то, что считал для себя главным. В конце концов его застрелили на пороге собственного дома. А теперь там вообще ничего нет, все развалено, разворовано...
- Вы унаследовали эту бескомпромиссность от своего отца?
- Я человек скорее эмоциональный. Бывают моменты, о которых впоследствии очень жалею!
- Что вас радует в этой жизни, что огорчает?
- Радует сын Костя, жена Ирина - моя семья, а больше ничего не радует. Я бы очень хотел быть оптимистом, но, к сожалению, для этого нет никаких причин. Если говорить о малой родине, о том, что сейчас там творится, никак не станешь оптимистом: ощущаю только ненависть к тем людям, которые там сегодня действуют.
- Когда у вас в жизни случаются неприятности, надолго ли они оставляют вас в плохом настроении и как вы с этим боретесь? Как расслабляетесь?
- Еду домой и общаюсь со своей семьей.
- Вы по характеру похожи на самого популярного своего героя - следователя Пафнутьева?
- Не во всем. Я в ответе за свою семью, мне их надо кормить и содержать, что-то приносить домой, помогать родственникам. В Иркутской области у меня сестра, она врач, двое детей. Ей тоже нужна моя помощь. Но, конечно, есть вещи, на которые я согласиться никак не могу.
- Слышала, вы так недобро отзываетесь об «этом городе» - Москве, но ведь живете в нем уже более пятнадцати лет. Ощущаете ли себя столичным жителем?
- До сих пор не могу привыкнуть к бешеному московскому ритму. В первые три года не раз возникало желание плюнуть на все и уехать. Но все же я благодарен столице. Здесь получил образование, работаю, нашел супругу, здесь родился мой сын. Тем не менее я не могу считать себя москвичом - душа моя в другом месте. Может, чтобы от души полюбить этот город, в нем надо родиться.
- Вы человек компанейский? Любите праздники, тусовки?
- Тусовки не люблю однозначно. У меня, слава Богу, есть друзья, и с ними мне нравится встречаться. Часто ко мне приезжают из моих родных мест, гостей я с удовольствием принимаю. А праздники обычно справляю дома, с семьей. Еще к нам приходит соседка Серафима Петровна, которая для нашей семьи как бабушка - она няня сына. Он и называет ее бабушкой. Они очень любят друг друга.
- Как у вас возникла тяга к театру? Вроде ваша семья была далека от искусства?
- Да. Отец, как я говорил, работал директором совхоза, а ма-ма - учителем химии и биологии. Но всех нас, троих детей, она заставляла читать, привила нам любовь к литературе. Я же много занимался спортом - плаванием, настольным теннисом, - танцами. Жена нашего тренера, Людмила Николаевна Абсандульева, вела кружок хореографии и стала моей первой учительницей в сценическом искусстве. Конечно, на уровне самодеятельности.
- И вы решили поступать в театральное училище?
- Мое поступление было, в общем-то, не совсем осознанным. Просто когда ребята сказали, что мне слабо поступить, я пошел и поступил. А потом, окончив училище с красным дипломом, по совету Людмилы Николаевны поехал в Москву и стал студентом ГИТИСа на курсе Петра Наумовича Фоменко. Наш выпуск и составил труппу театра «Мастерская Петра Фоменко».
- Вы столько лет в этом театре. Не было мыслей сменить сценическую площадку?
- Нет, только если я вообще оставлю профессию актера, тогда уйду из этого театра. Я ведь не москвич, приехал - ни кола ни двора, и театр мне во многом помог: три года снимал для меня квартиру, потом помог и свою приобрести.
- Как попали в кино?
- Ну видели меня режиссеры в спектаклях, пригласили...
- Как Петр Наумович относится к вашей работе в кино? Не возражает? Не все режиссеры это приветствуют...
- Вряд ли любому театральному режиссеру нравится, когда его актер занят еще где-то. Но съемкам Петр Наумович не препятствует, понимает, что на одну зарплату актера в театре не проживешь. А в кино я получаю реальные деньги, которые приношу в семью. Мне вообще нравится быть добытчиком, я получаю от этого удовольствие, а в театре больших денег не заработаешь - только в кино.
- Что для вас является решающим, когда поступает предложение сниматься, - сценарий, режиссер, съемочная группа?
- Конечно, сценарий. Если он мне интересен, буду встречаться с режиссером. Если нет - скорее всего, откажусь. Вот еду я однажды в метро на пробы и, как говорят, с души воротит: сценарий слабый, сам не знаю, почему еду. Вижу, на меня женщина смотрит - узнала. Просит автограф и говорит какие-то добрые слова, и так они меня согревают, что я думаю: «Зачем еду?» Дал автограф и говорю: «Спасибо вам!» И никуда не поехал, вернулся.
- Вам не раз говорили, наверное, что вы похожи по психофизике и актерскому амплуа «хороший человек» на Евгения Леонова. Как вы к этому относитесь?
- Слышал не раз и отношусь к этому нормально, но всегда отвечаю, что я все-таки Юрий Степанов, хотя мне такое сравнение лестно, потому что я преклоняюсь перед этим удивительным человеком.
- Вы в душе романтик? Был ли у вас идеал женщины к тому времени, когда вы собирались жениться, или только женившись, поняли - да, вот это та женщина, о которой мечтал?
- Сначала познакомился, а потом понял, что это - ОНА.
- А как познакомились?
- Не хочу об этом говорить, чтобы не расплескать свои чувства. Я люблю свою жену, мы женаты уже восемь лет, и я никого другого не представляю на ее месте, тем более что она подарила мне сына, и теперь на мне лежит ответственность за целую семью. Если хочешь жить вместе, надо уметь терпеть и прощать.
На вопрос о том, как произошло знакомство с будущей женой, Юрий отвечать отказывался. Пришлось упрашивать.
- Ну пожалуйста, Юрий, нашему читателю интересно узнать об этом.
- Ну ладно. Познакомились мы так. Пришли с друзьями в Измайловский парк. Жарили шашлыки, купались. Смотрим: идут две девчонки, и я понимаю, что одну из них знаю - полгода назад она шила мне костюм к премьерному спектаклю и мы с шофером подвозили ее на машине. Я еще тогда сказал водителю: «Какой бы адрес ни назвала, скажи, что нам по дороге». И вот эта девушка с подругой оказалась на озере в Измайлове. Я предложил поплавать вместе...
- А почему же вы не проявили инициативу еще тогда, в машине?
- Видно, так было предрешено свыше. Все произошло спокойно, никто не форсировал событий - мы просто стали жить вместе. Потом родился Костя, и мы решили, что пора сходить в ЗАГС. По сути, моя холостая жизнь кончилась, только когда родился сын. Я понял, что теперь живу не для себя, что я ответствен за это маленькое существо. Стал, не знаю... как собака, которая родила и не дай бог кто-то тронет ее щенков.
- А чем занимается ваша жена?
- Она учится в Институте легкой промышленности, работает в дизайнерской фирме - оформляет офисы, коттеджи.
- Кем вы хотите видеть сына в будущем?
- Косте сейчас шесть с половиной лет, нормальный ребенок. Увлекается компьютером, любит плавать, изучает английский язык. А кем хочу видеть - это уж какой путь он сам выберет для себя. Пока стараюсь, чтобы он занимался спортом, стал физически здоровым человеком. Авось ему это в чем-то поможет, спасет от чего-нибудь. Я не хочу обязательно видеть его Майком Тайсоном или Сальниковым. Вряд ли он будет переводчиком или атташе. Как получится. Стараюсь прививать ему какие-то хорошие навыки, чтобы его интересы не ушли в плохую сторону. Сейчас еще трудно сказать, какие способности в нем проявятся, вот пойдет в школу, там видно будет. А пока вкладываю в него то, что умею сам.
- Я слышала, что к числу ваших увлечений относятся охота и рыбалка. Вы ведь человек добрый - не жалко зверюшек-то убивать?
- С детства охотился с отцом, но мы ездили на охоту за добычей, а не просто так - убивать. И добывали лишь столько, сколько было нужно для еды.
- Сына к этому своему увлечению не собираетесь приобщать?
- Ну на охоту я здесь, в Москве, не хожу, а на рыбалку он уже рвется, особенно когда увидит у меня в сумке удочки.
- Как я поняла, у вас образовалась хорошая, дружная семья. Получается ли вместе провести отпуск?
- Пока на это нет времени. Но один раз в неделю мы отправляемся всей семьей туда, куда захочет сын.
- Юрий, читатель не простит мне, если не узнает, какими новыми работами в театре, кино, на телевидении вы сейчас заняты. Расскажите, пожалуйста.
- В только что вышедшем спектакле «Три сестры» играю Чебутыкина, а об остальном узнаете, если будете смотреть телевизор и ходить в кино.
- Предполагается ли продолжение сериала «Гражданин начальник?»
- Да, со временем появится.
Беседуя с Юрием Степановым, я, признаться, чувствовала себя виноватой, что отнимаю время у занятого творческого человека. Но помня, что нашему читателю интересно узнать о любимом артисте как можно больше, продолжала его расспрашивать. Но тут раздался звонок, приглашавший Юрия на репетицию, и мне с сожалением пришлось удалиться.
Добавлю некоторые сведения об артисте: Юрий Степанов - лауреат премии Московского фестиваля имени Высоцкого за роль Бенжамина в спектакле «Шум и ярость» и лауреат премии за лучшую мужскую роль (Лыняев в спектакле «Волки и овцы») на Международном фестивале «Контакт-93». Но главное - он просто хороший, добрый человек
Автор: Ирина Волкова