Сегодня:  
Мы в соцсетях
СелНовости
Архив статейКультура Родыгинские чудаки. Что за деревня без театра?

Родыгинские чудаки. Что за деревня без театра?

Из журнала "Сельская новь" № 4, апрель 2005 г.

Вятский юмор надо видеть. И слышать. Вот, к примеру, такой жанр, как небылицы. Если передать просто текст, то звучит он не слишком смачно:
 
А у меня на голове корова отелилася,
А я не знаю, почему Она туда забилася...

А телеграфный столб женился,
У меня телегу взял,
Я на это рассердился,
Взял - зарезал самовар!

А ты, милочка, по чё
Да свеклой мазала личё,
Третий день собаки лают,
Ты одикла или чё?

Моя милка заболела и хотела помереть,
Я нашел большую редьку
И давай ей пуп тереть...

Эх, если б вы услышали это из уст вятского мужика... Живот бы надорвали со смеху! Я слышал. В деревенском театре под названием «Родичи», который существует уже девять лет.

Началось же все гораздо раньше. Гена Козлов родился и вырос в глухой деревне Чимбулат, которой уже не существует. В крестьянской семье из семи детей был предпоследним. В те времена лампочка Ильича в Чимбулат еще не пришла, жили при керосиновой лампе. Свет в деревню начали проводить незадолго перед ее ликвидацией - типичное для нашего государства явление.

Жители в Чимбулате были простые, наивные, не испорченные прелестями цивилизации.
 
Когда в деревне впервые появилась водопроводная колонка, ее... испугались. Прошел слух, что вскорости вода в колонке кончится (до того ее попросту брали в реке Немде). У колонки устроили живую очередь, которая не иссякала даже по ночам, и таскали, таскали, таскали... В этом апокалиптическом безумстве участвовал и Гена, о чем теперь вспоминает с ностальгической улыбкой.

Но и с горечью. Вода в колонке не перевелась. Кончились ее потребители.

На Немде, одной из жемчужин Вят-ского края, всегда было полно туристов-водников, и чимбулатцы, в общем-то, не чувствовали себя на отшибе. Туристы привносили особенную, интеллигентную атмосферу с умными песнями и «богоискательскими» разговорами.

Одновременно с водоразборной колонкой и электрическими столбами в Чимбулате построили клуб, в котором не было заведующего. Концерты (Гена к тому времени подрос) ставила местная молодежь, заправилой среди которой и был наш герой.
 
Купили проигрыватель, пластинки, туристы приносили гитары, и в какой-то степени деревенька стала небольшим культурным центром. К тому времени относятся первые Генины попытки ставить небольшие сценки.

Когда Геннадий пришел из армии, его родная деревня разбиралась по бревнышку, включая и клуб. Но ему предложили возглавить Дом культуры в селе Колянур. Был он и заведующим районным отделом культуры. Место чиновника нравилось не слишком, тем более что приходилось жить в коммуналке, и вскоре он перебрался в деревню Родыгино снова на долж-ность директора ДК: там колхоз «Русь» сразу дал двухкомнатную квартиру. Случилось это 12 лет назад.

И здесь, в ДК с лирическим названием «Рапсодия» Геннадий решился реализовать давнишнюю свою мечту: создать театр. Первоначально в труппу собралось пять человек. Выбирать жанр, в котором они будут работать, долго не пришлось: решили просто отражать... свою жизнь. Главная цель самодеятельных артистов формулируется просто: чтоб людям было хорошо!

Над названием театра тоже бились недолго. Покопавшись в своих корнях, все пятеро нашли, что они находятся друг с другом в той или иной родственной связи. Поэтому так и назвались: театр «Родичи». Кстати, есть у имени и другая подоплека: оно может расшифровываться как «родыгинские чудаки».

Всякие побасенки, дразнилки, потешки, скороговорки - предмет коллекционирования «Родичей». Все эти изюминки они потом вставляют в свои спектакли.

Театр разрастался очень быстро, и что примечательно, все больше артистами «мужеского полу». Теперь в составе «Родичей» больше 50 человек. Практически все из них - жители деревни. Есть среди артистов и водители, и предприниматель, и медики, и бухгалтеры, и сотрудники ГИБДД, и студенты, и старшеклассники, и продавцы. Даже один следователь. В театре работает и жена Геннадия Татьяна, она директор Дома ветеранов.

Вятский юмор, мягко говоря, специфичен. Вот пример. К Святкам «Родичи» готовят программы, связанные со всякой «чертовщиной» и приколами, что называется, «на грани фола». Например - «Похороны свиньи Маши Хронькиной». На сцену под траурную музыку выносился настоящий гроб с настоящей... свиньей, которая имела весьма умиротворенную морду и копытца, сложенные, как у мерт-веца.
 
«Маша Хронькина» состояла из настоящей свиной головы и ножек. Их Гена взял в аренду у соседки. Вместо туловища под тряпкой лежали... бутылки с пивом. И каждый, кто рисковал поцеловать покойную «Машу» в пятак, получал в награду бутылку. По сельским Домам культуры «Машу Хронькину» возили две недели с неизменными аншлагами. Голове, конечно, было тяжело: то замерзнет на улице, то отогреется в клубе, то замерзнет, то отогреется... К концу гастролей она начала синеть. Тем не менее «Маша» вынесла все и в конце концов благополучно была пущена соседкой на холодец.

На ура идет программа «В армии». Здесь вообще ничего не надо придумывать: просто все вспоминают свои суровые армейские будни с многочисленными анекдотами, тем более что в провинции «косить» пока не модно и практически все мужское население знакомо с особенностями национального армейского быта.

Но самая популярная тема - «Вокруг постели». «Родичи» придумали некую абстрактную деревню в четыре двора, в которой живут одна старуха и три старика. И в избе старухи, у постели, случаются всевозможные каверзы. С некоторых пор колхоз отказался от своего Дома культуры, он переведен на баланс района. Но у района денег не много. Театр же гастролирует не только по родной Кировской области, но и по многим другим регионам. Случается, удается заработать. Деньги уходят в основном на оплату коммунальных долгов Дома культуры да на бензин для своего автоклуба. Но театру еще нужны костюмы и прочий реквизит, на что средства также приходится «выскабливать по сусекам».

Для чего это вообще нужно жителям деревни Родыгино, как артистам, так и зрителям? Этот вопрос я задал супруге Геннадия Татьяне (она хоть и ворчит зачастую на мужа, но участвует в качестве актрисы во всех постановках). Татьяна сначала насупилась, а потом улыбнулась:

- Ой как нужно! Мы сами живем так: от старой программы к новой. А людям-то какая радость! Где мы только не бывали со своими спектаклями: и в Ижевске, и в Тобольске, и в Саратове, и в Нижнем, и в Москве... Полстраны объездили, на других посмотрели и себя показали. И везде люди радовались! Мне говорят: «Петровна, ты такая строгая на работе, серьезная, а тут придуриваешься...» А я не комплексую. Если полные залы собираем - значит, нравится. Надо же какую-то отдушину человеку иметь...

Автор: Геннадий Михеев, д. Родыгино, Кировская область

Поделиться

Отзывы

Комментариев к статье нет!

Другие публикации

Демантоид: подобный диаманту
Свадебные платья и их загадки
Современные мультфильмы вредны?
Тенденции свадебной моды 2010
Вячеслав Тихонов, из биографии