«Школьная монетизация» отложена
«Доходят слухи о какойто «школьной монетизации»: будто бы теперь родителям надо будет за все платить. Так ли это?»
Галина Каленова, Республика Бурятия
Действительно, в России намечается крупная социальная реформа, которая в той или иной мере затронет интересы всех. Речь идет о переходе государственных образовательных, медицинских, культурных учреждений на новые организационно-правовые формы. По замыслу разработчиков, они будут поделены на автономные, бюджетные и казенные. Таким образом, немалая их часть лишится государственной поддержки.
«Это не «школьная монетизация», а всеобщая монетизация всей социальной сферы, — говорит главный ее противник заместитель главы Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин. — Она касается всего образования, а не только школьного, всего здравоохранения, науки, культуры, физкультуры и спорта. Если ранее задачей этой сферы было предоставить людям бесплатное образование и медицину, то теперь — заработать денег на свое существование. Это фактическое превращение некоммерческих организаций в коммерческие. И удар по карману всех граждан через вытеснение бесплатных услуг платными.
Минфин, который и протаскивает этот закон, прямо признает, что его главная цель — экономия бюджетных денег». Против закона об автономных учреждениях выступили Российский союз ректоров, Союз директоров средних специальных учебных заведений, Союз театральных деятелей, профсоюзы и многие другие объединения. Мнение большинства таково: государство путем изменения статуса учреждений образования, культуры и социальной сферы, перевода их из разряда муниципальных и государственных в автономные пытается снять с себя ответственность по выполнению социальных обязательств.
Но есть и другие мнения. Лариса Попович, заместитель заведующего кафедрой управления и экономики здравоохранения Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ), проводившая экспертную оценку экспериментальных автономных бюджетных учреждений в Татарстане, имеет самое непосредственное отношение к созданию законопроекта. Она считает, что «количество бюджетных организаций, которых в России жуткая прорва, нужно сокращать...» «Большинство из них занимаются тем, что проедают бюджет и выдают нагора непонятно что», — подчеркивает эксперт.
«Те деньги, которые выделяются на социалку, идут на содержание всевозможных учреждений, зачастую ненужных, и на зарплату сотрудников, независимо от того, насколько эффективно они работают. Социальная сфера не скукожится: все будет выполняться ровно в том же объеме, в котором выполнялось. Только выполнять ее будут наиболее эффективные. Что станут делать организации без госзадания? Либо закрываться, либо идти в конкурентный рынок. Да, задача государства — разобраться в эффективности всех этих учреждений, которые оно наплодило. Переход к автономным учреждениям нужно ускорять, и это никак не приведет к замещению бесплатных услуг платными, — объясняет Лариса Попович. И тут же оговаривается: — Опасение в другом. Что у государства не будет денег на социалку и придется честно сказать населению: мы можем учить и лечить вас и ваших детей ровно на столько-то процентов, остальное, извините, сами».
Так или иначе, но «школьная монетизация», вызвавшая столь бурную дискуссию в обществе, отложена до 1 июля 2012 года, то есть временно.
Журнал "Сельская новь" № 6, июнь 2010 г.
Автор: