Новые образовательные стандарты
В нашей школе — перемена Чего школяры и учителя ждут больше всего? Правильно, перемены, особенно большой. На целых 20, а то и 30 минут можно забыть об уроках, учениках, перевести дух, учителю — посидеть в классе, собраться с мыслями перед очередным уроком, ученикам — выпустить накопившуюся энергию, побегать, пошуметь. Одним словом, хорошее это дело — большая перемена между уроками. Перемен, которые в последние годы одна за другой сваливались на нашу школу, тоже ждали. Но стоило им свалиться на наши головы, как мы тут же за эти головы и схватились. Может, воплотись все написанное в жизнь, наши дети действительно станут умнее и здоровее, а может, окончательно поглупеют и станут до того узкими специалистами, что технари будут писать слово «еще» через четыре буквы, а гуманитарии — искренне удивляться тому, что осенью у деревьев опадают листья.
Первоклассник по стандарту В прошлом году впервые из уст министра образования Фурсенко прозвучали слова «образовательный стандарт». Подразумевалось, что если раньше «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь», то теперь к знаниям, которые должны демонстрировать выпускники и ученики школ, предъявляются строгие требования. И не только к знаниям, но и к организации самого процесса обучения, к финансированию этот самого процесса, и к уровню подготовки учителей.
Первыми узнают, что на деле означает модное нынче словосочетание «образовательный стандарт», ученики начальной школы. С 1 сентября этого года он станет обязателен для первого класса, позже его введут и в остальных классах. В Москве эксперимент уже начался. Главное, что поняли учителя, первоклашкам нужна не теория, а умение применить полученные знания в практической сфере. У детей стараются развить творческие, аналитические способности, умение четко формулировать свои мысли и добиваться их воплощения в жизнь.
Конечно, здесь не обойтись без информационных технологий. Поэтому многие учителя прошли переподготовку. Детки сейчас пошли подкованные, иной карапуз по части Интернета учителю сто очков вперед даст. Вот сначала педагоги, а за ними и ученики и осваивают компьютер, снимают видеосочинения и мультфильмы, придумывают к ним титры и закадровый текст.
Но это только эксперимент. Чтобы подобное обучение стало массовым, нужны деньги. По идее оборудование, необходимое школам для обучения по стандарту, должно гарантировать государство. Но Минфин пока не стремится ясно и четко зафиксировать в новых образовательных стандартах обязательства государства. И тут у родителей возникают резонные опасения: а не похудеют ли из-за этих новшеств наши кошельки? Какие именно расходы государство готово взять на себя, а за что придется платить родителям? Ответов пока нет.
Еще одна «закавыка» — учительские зарплаты. Педагогам обещано так называемое «мотивирующее финансирование». Чем больше в школе учеников, тем больше она получает денег. Чем выше оценки учеников, тем большим количеством дензнаков оценивается труд учителя. А чтобы не было натяжек и приписок, знания учеников периодически должны оценивать независимые эксперты. ЕГЭ, ГИА (государственная итоговая аттестация в девятом классе) и т.п. в школах уже прописались, насколько объективны полученные на них оценки — отдельный разговор. Но факт остается фактом — вытянуть двоечника за уши на троечку все-таки возможно, а учителя теперь натаскивают детей на тесты. И все взрослые с ужасом замечают, что наши дети разучились размышлять вслух, проговаривать свои идеи и пересказывать увиденное и написанное.
Тем не менее учительская зарплата теперь будет зависеть от объема работы, сложности предметов, успеваемости учеников. Причем заработок будут определять сами школы, то есть их администрация. Но какова будет система оценки результатов, какие критерии будут заложены в отчетность, пока непонятно.
Главное в нашей жизни — физра! Если с первоклашками есть хоть какая-то ясность, то чему и как будут учить в старшей школе, покрыто мраком. Версий стандартов для старшей школы уже несколько, и все они далеки от идеальных. Свое недоумение по этому поводу выразил и президент России Дмитрий Медведев на встрече с многодетными матерями накануне 8 марта. У президента сын — школьник, так что Дмитрий Анатольевич выступил в этом вопросе с позиций родителя, которому небезразлично, чему и как будут учить его сына.
Надо сказать, что первая версия стандарта повергла общественность в состояние глубокой задумчивости. Все школьные науки разделили на предметные области и предложили детям выбрать по два предмета из каждой. И как быть будущему медику, если ему нужны и физика, и математика, и биология, а выбрать предстоит только два предмета. Или, например, гуманитарию, которому нужны и русский, и иностранный языки, и литература, и история? Вызывал недоумение и выбор обязательных для изучения всех и каждого предметов. В «обязаловку» почему-то попали основы безопасной жизнедеятельности, физкультура и «Россия в мире». Астрономию изучать вообще не предполагалось.
Новая версия стандарта разрешила выбирать из каждой предметной области больше двух наук, причем обязательное должно занимать в обучении 60%, а «местная» часть (скажем, москвоведение и т.п. предметы) — 40%. К радости родителей и педагогов вернулась в школу астрономия и определили требования к непонятному предмету «Россия в мире».
Но недоумение и опасения новая версия не развеяла. По-прежнему специалисты ломают копья по поводу обязательных и необязательных предметов. Все настойчивей звучат требования включить в число обязательных для изучения наук русский язык и немного ужать время, отводимое на изучение физкультуры, ОБЖ и «России в мире». Пока же русский язык и литература становятся единым предметом и обязательным для всех, хотя официально в перечень общих для школьников предметов они не вошли. Причем разработчики новой версии стандарта обещают, что детей опять будут учить писать сочинения. Увы, в стандарте это не оговорено.
Не оговорено в стандарте и то, что все будут обязаны изучать иностранные языки. Причем бесплатно можно будет выбрать аж два языка. Но разработчики клянутся, что так оно и будет.
Немного прояснилось и то, что будет представлять собой предмет «Россия в мире». Решено, что это будет курс отечественной и всеобщей истории, сопровождаемый изучением географии, культурологии, политологии. В ходе изучения учащиеся должны кроме того овладеть и навыками ведения дискуссии. Впрочем, это пока в теории. Чтобы ее обкатать на практике в регионах, потребуется минимум 2-3 года.
Есть вопросы и к пресловутой физкультуре. В одних школах есть бассейн, в других — один лишь спортзал, есть и климатические отличия. Так, может, не запихивать все уроки в расписание, а сделать упор на спортивные секции, которые ученики будут посещать после занятий?
По новому стандарту каждый старшеклассник будет выбирать профиль обучения — по каким-то предметам базовый, по каким-то профессиональный, по каким-то — интегративный. Но к девятому классу вряд ли ребенок твердо представляет себе, кем он хочет стать и в какое учебное заведение ему поступать после окончания школы. К тому же к девятому классу, когда ученику уже надо делать выбор, он успевает получить базовые знания далеко не по всем школьным предметам. Может, надо сохранить универсальное образование для тех, кто так и не смог сделать выбор? Правда, разработчики стандарта говорят, что в таком случае на профильности школы нужно ставить жирный крест. Потому как универсальное образование предпочтут абсолютное большинство и детей, и родителей. И хотя стандарт предусматривает, что профиль обучения можно будет сменить через полгода, критики упирают на то, что сроки вообще не стоит оговаривать.
Разработчики стандарта признают, что далеко не каждая школа сможет наладить фактически индивидуальное обучение и далеко не каждый учитель сможет преподавать как на базовом, так и на профильном уровне. Поэтому неизбежна специализация школ на одном или нескольких направлениях.
Открытым остается и вопрос финансирования новаций. Минобрнауки упирает на то, что просчитать все параметры невозможно, поэтому конкретные суммы, которые государство обязано будет потратить на образование, в стандарте не оговариваются. А раз так — остается опасение, что государство постарается сэкономить и переложить большую часть трат на школу. Школа такое не потянет, значит, расплачиваться за нововведения придется родителям. И тогда доступность среднего образования для всех и каждого окажется под большим знаком вопроса.
Не школа, а мечта А теперь о приятном. Как мы уже говорили, новые стандарты образования предусматривают не только пересмотр программ обучения, но и переоборудование школьных зданий. С 1 сентября вступают в силу новые санитарные требования (СанПиН).
Прочтешь их — дух захватывает. Скажем, начальные классы должны будут размещаться в отдельном блоке или здании, иметь отдельный выход. В продленке учреждается тихий час и раздельные спальни для мальчиков и девочек. В классе — не больше 25 человек, у первоклашек — первая смена и никаких домашних заданий.
В последнее, честно говоря, как-то не верится. Не верится и в то, что объем домашних заданий по всем предметам во 2–3 классах будет составлять полтора часа, в 4–5 классах — два часа, в 6–8 классах — 2,5 часа, в 9–11 классах — до 3,5 часов. Во всяком случае, сейчас моя племянница-десятиклассница чуть не до ночи сидит над разными рефератами, сочинениями, эссе и решением задач по алгебре и геометрии. В общем, мечтать не вредно, так к этому разделу, по-моему, и нужно относиться.
Что касается спален на продленке и отдельного блока для начальной школы, требования эти будут предъявляться лишь к строящимся школам. Те, что уже существуют, будут подстраиваться под новые СанПиНы по мере сил и возможностей территории и финансовой состоятельности родителей и местных властей.
Самое реальное, что не вызовет особых затруднений, это облегченное расписание в четверг или пятницу, забор вокруг школьной территории и ее озеленение. Школьные стадионы (там, где они есть) тоже придется «подтягивать» до стандарта. Школьные спортзалы придется оборудовать раздевалками, душевыми и туалетами. Только вот вопрос: успеют ли все ученики класса воспользоваться душем после физкультуры, если перемены составляют по 10-15 минут?
Школьным библиотекам предписано иметь компьютеры и компьютерные базы данных. Для чего их придется существенно расширить.
Вот такими должны быть теперь наши школы. Мечты? А вдруг мы все-таки доживем и увидим, как они воплощаются в реальность? И в 2015 году вместо того, чтобы сидеть и решать вместе со своим сыном-первоклассником очередную задачку, изложенную недоступным для понимания семилетнего малыша языком, я поведу его в театр или музей, или просто покатаюсь с ним с ледяной горки. И в школу его не надо будет тащить на аркане, и конец каникул он будет встречать радостным «ура!». Всего-то и осталось — четыре года подождать и… Тогда я напишу совершенно другую статью. О том, как весело учиться и как хорошо живется школьникам, мы о таком и не мечтали.
Автор: Светлана Любошиц