Сегодня:  
Мы в соцсетях
СелНовости
Архив статейКультура Масленица пришла!

Масленица пришла!

Масленица пришла, гуляем допоздна. Чем должна запомниться неделя перед Великим постом?

Ура! Масленица! С понедельника — гуляй, веселись, запасайся впечатлениями аж до самой Пасхи.

К теще на блины и на золовкины посиделки

блины на масленицуВообще-то в былые времена каждый день масленичной недели звался по-особому, ему соответствовали свои обряды и обычаи. Скажем, в понедельник — самый первый день гуляний — встречали Масленицу: делали соломенное чучело, наряжали его в рванину и тряпье, насаживали на шест и с веселыми песнями возили по деревне в санях. Затем чучело ставили на заснеженной горе, с которой всю неделю напролет катались в санях.

Но основные развлечения начались во вторник. В этот день ставили большие деревянные балаганы, где начинались представления, главными персонажами которых были Петрушка и масленичный дед. В этот же день начинался народный карнавал — группы ряженых разъезжали по знакомым и устраивали веселые концерты. Продолжались катания с гор и катания на тройках. Со вторника начиналось и так называемое вождение козы или козла, качели-карусели и игры в мяч.

Со среды начинались угощения блинами. В деревнях вскладчину варили пиво. Ну, начинались масленичные ярмарки. На долгое время поста народ запасался провизией: квашеной капустой, сушеными и солеными грибами и прочими разносолами. Вовсю торговали горячим сбитнем (напитком из меда, воды и пряностей), калеными орехами, медовыми пряниками. Прямо под открытым небом, во время ярмарки, можно было и отведать горячего чая прямо из самовара.

Четверг именовался широким — на него приходилась ровно середина всеобщего разгула. В этот день дрались на кулаках. У кулачных боев были строгие правила: не бить лежачего, нельзя вдвоем нападать на одного, нельзя бить ниже пояса и бить по затылку. Впрочем, частенько народ бился стенка на стенку. В этот же день устраивались петушиные и гусиные бои.

Пятница считалась тещиным днем. Очень много масленичных обычаев связаны с поощрением семейной жизни, понуждением молодых обзаводиться собственными семьями. По традиции молодые, поженившиеся в течение последнего года, выезжали в расписных санях, наносили визиты тем, кто гулял у них на свадьбе. Если же гости получали плохое угощение, могли прокатить молодых на бороне. Молодых ставили к столбам ворот и заставляли при всем честном народе целоваться. Когда молодые ехали в санях, их могли забросать старыми лаптями или соломой. Кроме того, недавно породнившиеся семьи всю неделю наносили друг другу визиты. Отсюда и пошло выражение "к теще на блины".

Не всегда тещины блины оканчивались миром. В Саратовской губернии зять мог и нахамить, если считал себя обманутым. Он крошил блин в чашке с кислым молоком, выливал туда же стакан браги и вина и, подавая жене, говорил: "На-ка, невинная женушка, покушай и моего угощенья с матушкой. Как тебе покажется мое угощенье, так мне показалось ваше". Бывало даже, что теща получала подзатыльник. А тесть не только не останавливал зятя, но считал своим долгом поучить старуху, чтобы лучше смотрела за девками.

Масленичные визиты были обязательными и для кумовьев. Родители новорожденных детей ходили к кумовьям "с отвязьем", то есть приносили им пшеничный хлеб "прощенник" (этот хлеб с изюмом готовился специально для масленицы и украшался вензелями). Кум и кума обязательно отдавали визит крестнику, одаривали его подарками: кроме "прощенника", кум приносил чашку с ложкой, а кума ситцу на рубашку, более богатые кумовья дарили свинью, овцу, жеребенка.

В субботу проходили золовкины посиделки. На самом деле в этот день невестки принимали у себя родных со стороны мужа.

Завершался всеобщий разгуляй прощеным воскресеньем. В этот день было принято просить друг у друга прощения. При этом друг друга приветствовали поцелуем и, когда один говорил: "Прости меня, пожалуй", другой отвечал: "Бог простит". После чего считалось, что обида забыта и прощена. В этот же день посещали кладбища и оставляли на могилах блины.

Любишь кататься — люби и саночки возить

Впрочем, были у масленичной недели и другие обычаи. Скажем, считалось, что молодых парней и девушек, которые не выполнили свое предназначение и не обзавелись еще семьей, надо прилюдно "наказать". Большое распространение подобный обычай получил на Украине и в славянских странах, исповедовавших католичество. Парню или девушке к ноге привязывали "колодку" — кусок дерева, ветку, ленты и т.п. и заставляли ходить с этим "украшением". Чтобы избавиться от "украшения", нужно было откупаться деньгами или устраивать угощение. Ну чем не приснопамятный советский налог "на бездетность"?

Масленица — канун весны, самое время подумать о будущем урожае. Чтобы лен и конопля были высокими, женщины соревновались, кто дальше съедет с горы, на Украине и в Белоруссии женщины веселились и гуляли в масленичный четверг, полагая, что благодаря этому в хозяйстве скотина будет благоденствовать.

Всеобщей любовью пользовались катания на лошадях. Обычно крестьяне свою скотину холили и лелеяли, но в масленицу нещадно гнали лошадей иногда чуть не за сотню верст, чтобы попасть на так называемые съездки — грандиозные катания, устраиваемые в каком-нибудь торговом селе. На такие "съездки" в одном селе Вологодской губернии собиралось на круг от 600 до 800 лошадей. Еще с утра из всех окрестных деревень съезжались молодые люди. Часам к трем дня начиналось катание. Катали охотнее всего молодых девушек, которых кучера из чужой деревни должны были напоить допьяна и угостить гостинцами. Катались и бабы, чтобы похвалиться шубой (для этого подвертывали шубы сзади, показывая дорогой мех). Бабы никогда не надевали перчаток, чтобы было видно, сколько у них колец.

Проводы масленицы

Целое действо разворачивалось в последний день масленицы, когда ей устраивали проводы. В России чучело Зимы, которое тихо-мирно всю неделю простояло на снежной горе, сажали на колесо, воткнутое сверху на шест, вывозили за село и топили в проруби, или сжигали, или банально разрывали на мелкие части, а солому раскидывали по полю. Иногда вместо чучела по селу возили нарядно одетую девушку или старика-пьяницу в рванье. Под всеобщий свист и улюлюканье их вывозили за село и вываливали в снегу. Иногда на костре кроме чучела масленицы сжигали еще и колесо — символ солнца.

Существовал и еще один обычай. В последний день масленицы в кострах сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко — прощались со скоромной пищей накануне Великого поста. Детям говорили: "Молоко сгорело, в Ростов улетело". А в Нижегородской губернии в прощеное воскресенье посреди села ставили шест, на него влезал мужик с веником и, делая вид, что кого-то бьет, орал на всю Ивановскую: "Не проси молока, блинов, яичницы".

После прощеного воскресенья наступал Чистый понедельник — первый день поста. Этот день считался днем очищения от грехов и скоромной еды. Мужчины "полоскали" зубы — пили водку, чтобы выполоскать изо рта остатки масленичных пиршеств. Женщины же мыли посуду и очищали ее от жира и остатков скоромного.

У каждого города — свой норов

В каждом уезде или губернии были и свои особые обычаи по встрече и проводам Масленицы.

В Переславле-Залесском, Юрьеве-Польском, Владимире и Вятке масленица почему-то представала исключительно в мужском обличье. В первые дни масленичной недели в огромных санях, запряженных 12 лошадьми, возили мужика. В руках он держал полуштоф с вином и калачи. При этом он гордо восседал на колесе на самом верху столба. Сани сопровождали ряженые музыканты. Кроме мужика в сани набивалось полно всякого народу.

В Зарайском уезде на санях возили большое дерево, обвешанное лоскутками и бубенчиками.

В Симбирске и Пензе на Масленицу снаряжали 8 или 10 дровней, посередине ставили высокое толстое дерево в виде мачты, сверху надевали колесо, на колесо опять-таки сажали мужика, который показывал фокусы. Но не в пример владимирцам в дровни впрягались наряженные лошадьми люди.

В Архангельске мясники возили по городу быка на огромных санях, запряженных несколькими десятками лошадей и связанных с другими санями.

В Нерехте (она находится недалеко от Костромы) в масленичную среду со всех окрестностей съезжались разнаряженные девки и отдельно от женщин катались до самого вечера. В четверг и пятницу не было никаких катаний. Зато в субботу народ продавал в Нерехте напряденную за масленичную неделю пряжу и, распродав, накупал лакомств и гулял по рынку.

В Сибири на Масленицу соединяли несколько саней и устраивали на них корабль с парусами и полной оснасткой. В них усаживали обывателей, Масленицу, медведя и клоунов. Так по улицам и катались.

В Ярославле толпы рабочих с погремушками, бубнами, рожками и балалайками с четверга ходили по домам и пели коляды, которые обычно поют на святках. Своеобразным был и масленичный поезд. Десяток лошадей гусем (одна за другой) запрягали в большую повозку собственного изготовления. На каждую лошадь сажали мальчишек в рубище, разодранном с ног до головы, один из мальчишек должен был держать кнут собственного изготовления, другой метлу. На шеях мальчишек болтались коровьи колокольчики и погремушки. Кибитку увешивали вениками и сажали в нее пьяного, тоже испачканного сажей и в разодранном рубище; около него ставили бочонок с пивом, против него раскрытый сундук с пирогами, рыбой, яйцами, оладьями и пряженцами (печенье или оладьи, блины из ржаной муки с маслом). Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне и затем отправлялся в соседнее село.

А костромичи в масленичную неделю вдоль домов таскали борону, чтобы девкам было легче выйти замуж.

Ну, и, конечно, народ вовсю веселился над молодоженами. В Тверской губернии к молодой хозяйке привозили борону и сани. Молодухе надо было выкупать шаль. Если угощение было обильным, ее катали в санях, если молодуха скупилась, ее катали на бороне. Владимирцы с утра пораньше закидывали молодого мужа снегом. Жене приходилось его выкупать — подносить угощение и столько раз целоваться с мужем, сколько просили.

Хоронили Масленицу всегда весело и с огоньком (в прямом смысле этого слова — разжигали костры). Но в Калужской губернии это разворачивалось в целое действо. Из соломы делали куклу с руками, надевали на нее женскую рубашку и сарафан, на голову повязывали платок. Какую-нибудь бабу наряжали попом, вместо ризы надевали на нее рогожу. Затем брали Масленицу под руки и в сопровождении зевак процессия с "попом" во главе с попом, распевая песни, шастала по деревне. В конце концов Масленицу сажали на палки и накрывали материей. В противоположном конце деревни куклу раздевали, разрывали и развеивали по ветру.

Автор: Светлана Любошиц

Поделиться

Отзывы

Комментариев к статье нет!

Другие публикации

Электроника для школьников
Грустный герой веселых фильмов. Актер Алексей Макарович Смирнов
Книга как лучший подарок
Белорусский трикотаж в Москве
Компьютерные игры: за и против