Сегодня:  
Мы в соцсетях
СелНовости
Архив статейОбщество Как совместить материнство и карьеру?

Как совместить материнство и карьеру?

Мама на работе и дома

По нынешним временам трехлетний отпуск по уходу за ребенком может позволить себе далеко не каждая женщина. Законы законами, но кушать хочется всегда, одежду малышу тоже надо покупать, от оплаты коммунальных услуг молодую семью тоже никто не освобождает, а уж если семья взяла ипотеку, чтобы улучшить жилищные условия, трехлетний отпуск и вовсе превращается в непозволительную роскошь. Одним словом, счастливы те мамы, которые после рождения ребенка могут на всю оставшуюся жизнь целиком и полностью посвятить себя семье. Таких, конечно, меньшинство. Большинству приходится одновременно быть и заботливой матерью, и бизнес-леди. Нелегкая это работа, но вполне выполнимая.

Долой «глянец»!

Перефразируя профессора Преображенского, можно сказать: «Только не читайте глянцевые журналы». Листаешь их — и диву даешься: что ни интервью с очередной бизнес-вумен, то рассказ о том, как она успешно совмещает карьеру с воспитанием кучи детей и обязанностями заботливой жены. Тут же и рецептик поиска высокооплачиваемой работы и поиска хорошей гувернантки дается. Иллюстрируется сия идиллия семейными фотографиями с отдыха на Багамах с подписью: «Я так счастлива, что могу побыть со своей семьей целую неделю!»

Увы, реальность от подобной идиллии далека. Доказательства приводятся в недавно изданной книге Сильвии Энн Хьюлит «Деловые женщины и миф о том, что можно иметь всё». Исследования, проведенные автором, свидетельствуют: совмещение успешной карьеры и материнства практически невозможно. 30-50 процентов успешных в карьере дам даже после 40 лет не имеют детей. Большую часть своей жизни они отдали работе и только работе. Большинство женщин, делающих успешную карьеру, так ею дорожат, что пока не достигнут определенного служебного положения, о детях даже не помышляют.

И в то же время женщина сейчас совершенно свободно может, не боясь обвинений в тунеядстве, отказаться от карьеры и стать только домашней хозяйкой. Хорошо, если супруг может обеспечить в этом случае безбедную жизнь. Чаще всего, правда, оказывается, что работа — это не прихоть, а насущная необходимость. И большинство женщин постоянно находятся меж двух огней — семья предъявляет одни требования, ребенку нужна прежде всего мама, а не успешная карьеристка, а просто отбывать положенные часы на работе тоже никак не получается — выполнение служебных обязанностей занимает массу не только рабочего, но и свободного времени.

А чья вина?

Как показывают социологические опросы, большинство современных мам, посвящая энное количество времени работе, испытывают чувство вины перед ребенком. Социологи утверждают: такое положение дел выгодно практически всем, в том числе и самой женщине.

В том, что ваше ощущение вины выгодно родственникам, сомнений нет. Если работающая женщина чувствует себя виноватой перед мужем, ребенком или другими родственниками, она, чтобы искупить свою вину, берет на себя с каждым разом все больше семейных обязанностей. Завтрак, обед, ужин приготовит, с ребенком погуляет, на ночь ему книжку прочитает, уборку сделает, в магазин за продуктами сходит. Друзья, а бабушки-дедушки, мужья — на что? Доверьте им сделать часть своей работы по дому — глядишь, на работу придете отдохнувшими, и на общение с ребенком будет больше времени. Кстати, папа тоже важный персонаж в семейной жизни. Папа прекрасно может искупать малыша, погулять с ним и продукты закупить. Мой муж научился даже гладить рубашки, а стирка давно уже остается только его прерогативой: нажимать кнопки стиральной машины — чисто мужское дело. Он же и решает, что из наших вещей надо отправить в стирку — в такие мелочи я не вмешиваюсь.

Ваше ощущение вины выгодно и любимому дитяти. Виноватая мама будет всячески дитя ублажать.

О коллегах по работе и начальстве мы и не говорим! Вот уж кому выгодна ваша постоянная виноватость. «Виноватая» женщина будет навьючивать на себя все больше и больше обязанностей, попутно заменяя своих коллег. А когда речь зайдет о прибавке зарплаты и повышении по службе, стыдливо отойдет в сторонку. Как можно на это претендовать, если слишком много сил и времени посвящаешь семье?

И при всем при том женщина будет постоянно говорить себе: «Ну как они смогут без меня обходиться?» Ощущение своей незаменимости невольно поднимает значение человека в собственных глазах.

А теперь взгляните на происходящее трезвым взглядом. Неужели бабушка или няня не могут на время вашего отсутствия позаботиться о ребенке? Правда ли, что малыш перестал вас узнавать и принимает за постороннюю тетю? Неужели работа остановится, если вы возьмете больничный из-за болезни малыша, и никто не сможет вас заменить, если вы раза два в месяц уйдете с работы немного пораньше? Нет? Тогда в чем дело? Переложите часть своих домашних обязанностей на родственников, поделитесь своим чувством ответственности с коллегами, переложите на них часть сверхурочной работы и не пытайтесь сделать за них их работу.

И, наконец, почаще хвалите себя за то, что многое, пусть и не все, удается сделать.

Четверть часа — и порядок!

Даже очень занятой человек может быть очень хорошим родителем. Психологи утверждают, что подростку вполне достаточно, если мама и папа посвящают ему хотя бы по 15 минут в день каждый. Только не тратьте эти четверть часа на сидение у телевизора. Лучше полюбопытствуйте, что было интересного у вашего чада в этот день, чем он занимался, с кем ссорился и мирился. И не критикуйте, просто выслушайте.

Еще одно непреложное правило: даже если вы очень поздно пришли с работы, не гоните ребенка спать. Спокойно пообщайтесь с ним, ответьте на все «отчего и почему». И не предъявляйте никаких претензий, а лучше просто попросите помочь вымыть посуду или навести в комнате порядок. Совместная работа сближает.

Рано или поздно дитя обязательно поинтересуется, почему вы так мало времени проводите дома и так долго остаетесь на своей работе. Будьте осторожны, отвечая на этот вопрос. Стоит сказать, что малыш для вас важнее работы — и он не захочет отпускать вас на службу, начнет капризничать. Если сослаться на то, что, работая, вы обеспечиваете его одеждой, мобильным телефоном и прочими удобствами современной цивилизации, ребенок начнет требовать у вас денег. Поэтому лучше будет сказать, что деньги — это следствие вашей работы, но смысл ее в другом — это часть вашей жизни, работа помогает вам чувствовать себя нужной не только семье, но и другим людям.

Психологи категоричны: появление ребенка не должно ставить крест на вашей карьере. В конце концов члены семьи будут только гордиться, что их мама (жена, сестра) успевает всюду. Помимо всего прочего ребенок еще и организует. Пока я не стала мамой, понять не могла, как можно успевать одновременно делать несколько дел. Теперь не только понимаю, но и сама одновременно готовлю обед, отвечаю на деловые звонки и еще успеваю вовремя отреагировать на неуклюжие передвижения малявки по комнате. Да, конечно, многое приходится делать в жуткой спешке и на бегу — не заходить, а буквально забегать в магазин и так же быстро-быстро выполнять очередное поручение на работе. Зато теперь я успеваю сделать больше и дома, и на работе. Если уж села работать, то ни на что больше не отвлекаюсь, перед походом в магазин я заранее знаю, что надо купить, и четко иду к нужным полкам. Так что и на покупки я теперь трачу куда меньше времени.

Конечно, выходя на работу, надо быть готовой к тому, что выполнять служебные обязанности придется после бессонных ночей. Маленькие дети непредсказуемы: снег, дождь, зубы режутся — все это тут же сказывается на их самочувствии и сне. У малыша нет выходных, поэтому рано он просыпается не только в будни, но и в праздники. Мой 11-месячный малыш, например, обожает проснуться этак часиков в шесть-полседьмого утра и потребовать внимания к своей персоне.

Маленькие дети часто болеют, особенно, если ходят в детский сад, поэтому придется чаще брать больничный, уходить с работы пораньше. Ничего страшного! Ваши сослуживцы тоже были в таком же положении. Постарайтесь сделать так, чтобы они об этом не забывали. От вас лишь потребуется больше рабочего времени отдавать именно работе. Стоит правильно распределить время — и не придется засиживаться в офисе допоздна.

План — всему голова

У планового хозяйства максимум преимуществ. Поэтому научитесь планировать свое свободное и рабочее время. Прежде всего составляйте хотя бы примерный перечень дел, которые обязательно надо переделать в определенный день. Причем и рабочие дела, и домашние должны оказаться в одном календаре. Тогда уж точно семейный поход в кино не пересечется с деловой встречей и вы избежите накладок.

Общение с детьми тоже надо планировать. Старайтесь не нарушать своих планов. Например, по средам с 19 до 21 часа вы не отвечаете на телефонные звонки, не шлете факсы, а рисуете, читаете малышу книжку, обсуждаете с ним текущие проблемы. Мои коллеги, например, твердо знают: беспокоить меня по субботам — напрасный труд. Мобильный телефон отключен, муж на все деловые звонки уверенно заявляет: «Она не может подойти к телефону, занята с ребенком. У нашей мамы сегодня выходной!» Честное слово, такое поведение на моих отношениях с коллегами совершенно не сказалось. Ведь в воскресенье я всегда на связи, к телефону не подходит уже мой муж.

Следующий совет психологов — не брать работу на дом — для многих, к сожалению, так и останется только сотрясением воздуха. Для меня тоже. Всякое в нашей служебной жизни случается. Но работа в неурочное время (сюда относятся и случаи, когда работу берут на дом и копят над ней вечерами и ночами) должна стать исключением из правил, причем довольно редким. В любом случае ее можно сделать ближе к ночи, когда все спят. Вы, конечно, не выспитесь, но кто виноват, что вы не научились планировать свое рабочее время?

Активно участвуйте в жизни ребенка. Даже если вы не сможете пойти на детский праздник, проявите свою заинтересованность: разучите с малышом стишок, выберите вместе с ним подходящий наряд, после праздника подробно расспросите, как он выступил, кто что говорил, поинтересуйтесь, понравилось ли ему мероприятие и почему. Вашу заинтересованность ребенок обязательно оценит.

Придя с работы, не спешите сразу переделать тысячу домашних дел. Отложите их до поры до времени, сядьте рядом со своим ребенком и поинтересуйтесь, что происходило за время вашего отсутствия. Да просто поболтайте о том, о сем. Если семья поужинает на десять-пятнадцать минут позже, ничего страшного не произойдет.

Расставьте приоритеты. Определите первоочередность домашних и служебных дел. Спланируйте, когда вы займетесь первоочередными делами, остальное оставьте на потом.

Пусть вашим свободным временем полностью овладеет ребенок.

Научитесь отказывать тем, кто по поводу и без оного отвлекает вас от семьи. Когда коллега по работе попросит в очередной раз пораньше отпустить ее домой или подменить на дежурстве, не соглашайтесь, возьмите время на раздумье. А потом спросите себя: действительно ли вы хотите ей помочь, не лучше ли провести это время с семьей? Не выйдет ли ваша доброта боком вашей семье?

Под занавес позвольте привести некоторые статистические данные. Английские ученые выяснили, что работа положительно влияет на здоровье мамы. Хуже всего чувствуют себя домохозяйки, немногим лучше — бездетные женщины. Домохозяйки, кстати, быстрее набирают вес и в 38% случаев к 54 годам страдают ожирением. У работающих мам этот показатель значительно ниже.

Автор: Светлана Любошиц

Поделиться

Отзывы

euphoria | 15.04.2011, 17:12

Красиво, конечно, здорово написано, только вот в нашем городе сложилась такая ситуация: если работаешь на гос.предприятии-везде надо оставаться после работы, практически каждый день, и не на полчаса, и как умудряться забирать ребёнка из садика?
А частные конторы попросту не хотят оформлять официально, как тогда быть с больничными? Малая у меня действительно болеет часто, да и мужа нет, чтоб по дому помогал, а бабушки-дедушки тоже работают.

Другие публикации

Хоспис. "Дом покоя"
Частная или государственная школа?
Как убежать от депрессии
Как выжить в мегаполисе?
Модные тенденции 2010 года