Сегодня:  
Мы в соцсетях
СелНовости
Архив статейКультура Тоска по гармонии

Тоска по гармонии

Герой нашего рассказа Виктор Борисов-Мусатов однажды записал в своем дневнике:

«В жизни мы влюбляемся несколько раз, но любим только один... Мы не переставая ищем душу, которая вместе с нами составляет одну гармонию». Такую душу в лице Надежды Юрьевны Станюкович он нашел слишком поздно, когда их дни были уже сочтены

Гармония» - ключевое слово для Борисова-Мусатова. Всю жизнь он пытался обрести ее в своих полотнах, где среди дивных пейзажей излучают нездешний свет идеальные женщины. Мастер придумывал пространство, в котором ему хотелось бы жить. Но реальность была далека от вымысла.

Виктор Борисов-Мусатов родился 14 апреля 1870 года в Саратове в семье бухгалтера железной дороги. Еще вчера отец был крепостным у генерала Шахматова - и вот долгожданная свобода. Только бы жить и радоваться, но случилось горе. Когда мальчику исполнилось три года, он упал со скамейки. У малыша образовался горб, его мучили боли в позвоночнике.

В шесть лет Витоша (так его называли домашние) увлекся рисованием. Физическое увечье наложило отпечаток на характер мальчика. Его уделом стало одиночество. Он днями пропадал на Зеленом острове - месте его мечтательных уединений и первых робких набросков, а по вечерам любил смотреть, как мать плетет узоры из бисера. Эти первые впечатления станут основой его творчества.

А пока юноша мечется. Он еще не понимает уникальности своего дара, но чувствует, что ему тесны привычные рамки. В родном городе Виктор поступает в реальное училище, которое вскоре бросает. Позже уезжает в Москву в Училище живописи, ваяния и зодчества, но и здесь задерживается всего лишь на год. Вскоре Борисов-Мусатов отправляется в Петербургскую академию художеств. Юноша становится вольнослушателем, параллельно берет частные уроки мастерства у известного педагога Павла Чистякова. Однако и в Северной столице жизнь не заладилась. От влажного петербургского климата обострился костный туберкулез. Художник возвращается в Москву и вновь начинает заниматься в училище, где знакомится с Еленой Александровой.

В 1895 году Борисов-Мусатов предлагает девушке поехать вдвоем в Париж. Она вначале соглашается, но в по¬следнее мгновение передумывает, предпочитая Парижу Мюнхен. Виктор едет один. В Париже он занимается в мастерской исторического живописца Фернана Кормона, ходит в Лувр, восхищается Боттичелли и особенно Пьером Пюви де Шаванном. На его полотнах люди неотделимы от пейзажа, а быт становится частью бытия. Пройдет немного времени, и отзвуки подобных творческих идей отразятся в работах Борисова-Мусатова.

Художник возвращается в Саратов, где бросается в работу как в омут. Женщины не особенно благосклонны к Виктору, натурщицу найти нелегко, поэтому позирует ему только любимая сестра Елена. Так он создает свой первый шедевр - «Автопортрет с сестрой». Подобных картин - по композиции, исполнению, колориту - русская живопись еще не знала.

Лето Мусатовы проводят в старинном поместье князей Голицыных-Прозоровских в Зубриловке. Тихое течение жизни прерывает приезд Елены Александровой. Виктор счастлив, он делает ей предложение и получает согласие. Накануне свадьбы жених изображает любимых женщин - невесту и сестру - на картине «Гобелен», которая напоминает чудесный мираж в жанре гобелена. Это произведение получило первую премию на выставке Московского товарищества художников. Затем он пишет одну из лучших своих работ - «Водоем». Его творческая манера уже настолько виртуозна, что напоминает музыкальное произведение. Натурщицы все те же - невеста и сестра. Они, деревья, трава отражаются в зеркале воды, и эти белые пятна похожи на маленькие солнышки. Кажется, еще миг - и гармония, о которой грезил с детства, будет достигнута.

Весной 1902 года молодые сыграли свадьбу в Саратове. Супруги вели тихую, размеренную жизнь. Наконец к художнику приходит серьезное признание. Он все больше погружается в идиллический мир своих полотен, где правят бал совершенство и красота. Плавное течение дней прерывается приездом в Саратов друга детства Владимира Станюковича, сына известного писателя. Рядом с ним - пятилетний сын Коля и жена Надежда Юрьевна. Она не была красавицей, но что-то такое в ее тонком лице, хрупкой фигуре, во всем ее воздушном облике, как теперь говорят, зацепило Виктора. Нет, то не была любовь с первого взгляда. Он просто как-то сразу, шестым чувством понял: вот душа, которую он искал всю жизнь.

Станюкович привез из смолен¬ского имения старинный наряд прабабушки. Борисов-Мусатов, обожавший старину, пришел в восторг. Наряд оказался в самый раз Надежде Юрьевне. Художник начинает рисовать свое знаменитое полотно «Дама у гобелена», которое раскрывает его чувства к модели не менее полно, чем самый пространный лирический дневник. Эта женщина в золотом мерцании, с кротко склоненной головой пришла к нему из детских снов, из размышлений о совершенстве, из тоски по красавицам эпохи Возрождения. Между Надеждой и Виктором, скорее всего, не было романа в привычном смысле слова. Было нечто большее - та близость душ, что роднит навсегда.

Надежда Юрьевна не отличалась крепким здоровьем. Тем не менее, когда началась Русско-японская война и ее муж отправился в армию, она ринулась за ним в качестве сестры милосердия. Военный ад, бытовая неустроенность (жили в палатках под Харбином), холод и снег - все это сделало свое дело: Надежда Юрьевна заболела тяжелым психическим расстройством. Ее увозят в Москву в знаменитую клинику доктора Усольцева, где-то рядом в палате лежит безумный Врубель... Она бредит, отказывается от еды, ни с кем не желает общаться. Зовет только одного человека - Борисова-Мусатова. Он все время с ней. Она и умерла 21 августа 1905 года на его руках.

Борисов-Мусатов переезжает в Тарусу, живет на даче профессора Цветаева, отца великой Марины. Здесь же пишет последнее полотно - «Реквием», посвященное Надежде Станюкович, которое так и не успевает закончить. Он умер в 35 лет, пережив Надежду всего на несколько месяцев - его не стало 26 октября 1905 года.

На могиле художника в Тарусе в камне изображен спящий мальчик - тот самый, который некогда грезил на Зеленом острове о гармонии и совершенстве.

Автор: Мария Тарощина

Поделиться

Отзывы

Комментариев к статье нет!

Другие публикации

Как пережить изменение климата?
Букет для невесты
Что читает Павел Любимцев?
Родыгинские чудаки. Что за деревня без театра?
Злата Прага ждет гостей