Сегодня:  
Мы в соцсетях
СелНовости
Экономика Малый бизнес в России: малый – не значит маленький

Малый бизнес в России: малый – не значит маленький

Малый бизнес в России: малый – не значит маленькийНе на монополистов-миллиардеров, а на мелкий и средний бизнес опирается экономика в развитых странах, на которые так любит ссылаться наша власть. Благодаря ему там создается до 60 процентов ВВП. А у нас - лишь 10.

Безответственность чиновников - вот одна из главных преград для развития малого бизнеса в глубинке.

«Русские окна» - так называется малое предприятие в Кириллове, где я - в числе учредителей, а ведущий специалист - толковый парень Николай Громов. Прежде мы делали деревянные окна для коттеджей, бань и дач так: покупали брус аж в Москве, везли к себе в Кириллов, на Вологодчину, в лесные края. Один перевоз чего стоил! Но приехал в село Липин Бор предприниматель из Франции Жорж Гуссуб, организовал глубокую переработку древесины. И мы, чтобы снизить затраты, решили объединить его оборудование и нашу идею.
Ведь что получается: рынок наводнили зарубежные окна из металла и пластика. Они больше для офисов подходят, чем для жилья. А мы что же, в богатой лесом стране разучились делать окна из экологически чистого материала - дерева? Вот и решили доказать, что нет, не разучились. К тому же свое дело кормит не только мою семью. Благодаря ему в Кириллове и районе еще 80 рабочих мест появилось. Правда, ни разу власти не сказали за это спасибо. Зато люди благодарят и я доволен.

...Мой путь в малый бизнес начался с небольшого маслозавода в селе Чарозеро. Завод уже почти умирал, а если бы помер, куда крестьянину сбывать молоко? Я организовал дело, и оно пошло, но удержать его не смог. На то была не одна и не две причины. Маслозавод в Кириллове отказал в аренде молоковоза - на чем вывозить сырье из глубинки? Тогда я решил купить его у завода, но мне предложили заплатить за старый молоковоз как за новый.

Дальше - еще «интереснее». На рынке в Вологде торговали поддельным маслом, на ценнике стояло: «Масло из Чарозера». Пошел я к заместителю губернатора, попросил: пресеките произвол с подделкой масла. А он развел руками: мол, не мое дело. А чье? Ведь я обращался не к нему лично, а к представителю государства - чувствуете разницу?

Я бы, может, и не стал вспоминать эту историю, если бы весь мой дальнейший предпринимательский опыт не доказал мне и таким, как я: власть от поддержки малого бизнеса отстраняется. Нет у государственных мужей к нему влечения. Но почему?! Ведь это создание новых рабочих мест. И дополнительные налоги в казну.

Любое дело, если ему не помогать развиваться, глохнет. Тем более такое новое, необычное для нашего сельского человека. Энергичных, предприимчивых людей в глубинке не хватает - это видно, что называется, невооруженным глазом! Проблема даже не в стартовом капитале, проблема - в головах, то есть в сознании. Новую экономику представляют в основном люди среднего и старшего возраста, а молодежь их не подпирает - вот что тревожно. Поэтому сельский малый бизнес не просто надо поддерживать - его насаждать надо. Разумеется, не насильственными методами, как когда-то загоняли в колхозы, а путем создания привлекательных условий.

Море слов сказано о том, что малый и средний бизнес - кровеносная система экономики. А на деле? Положительных примеров совсем мало. Вот один такой: оживлению бизнеса в райцентрах и на селе способствовало введение налога на вмененный доход. Это разумный шаг. Что важно - налог программируем. Разница в годовых выплатах по нашему предприятию до введения налога и после составила сотни тысяч рублей.

А вот другой пример. В 2004 году в сельской местности Вологодской области в сфере потребительского рынка предприниматели жили почти что в безналоговом режиме. Согласно областным законам коэффициент был уменьшен в 100 раз. А с 1 января 2005 года он увеличен в 30 раз! Зачем такие колебания? Неразумно иметь очень низкий налог, но и очень высокий - также неразумно. Думаю, устанавливать ту или иную планку налогов надо бы с учетом того, в каком состоянии находится сельское предпринимательство. Но до такого общения малого бизнеса и власти - чтобы выясняли, учитывали, прогнозировали - далеко. Зато существует общение другого рода.

Прочитал в областной газете «Русский Север» письмо С. Урюпина, Л. Тесаловской (и еще 15 подписей) из Верховаж¬ского района - самого северного и самого бедного в области. Название характерное: «Бизнес с петлей на шее». Не письмо - крик души. «С 1 января 2005 года на нас свалилось много всяких неприятных нововведений со стороны налоговой службы и контролирующих органов», - пишут они. Далее перечисляют эти неприятности. Увеличили в 25 раз (!) единый налог на вмененный доход. Чистый доход небольшого сельского магазина в месяц - 6450 рублей. Причем он подвержен риску. Теперь посчитайте, что при новой налоговой ставке останется предпринимателю? Другая беда: решением федеральной налоговой службы приказано адаптировать кассовые аппараты к работе с ЭКЛЗ (электронные кассовые ленты) или покупать новые. К тому же аппараты ежегодно надо обновлять этими ЭКЛЗ, что будет стоить от 12 до 40 тысяч рублей.

Но главная преграда для развития малого бизнеса в глубинке - это отсутствие должностной, финансовой и правовой ответственности чиновников за их действия. Допустим, чиновник принял неразумное решение. Чтобы опровергнуть его, предпринимателю нужно практически оставить работу, обивать пороги прокуратуры и судов. И даже если он докажет правоту, чиновник не понесет наказания.

Возьмем уровень выше. Господин Греф и другие министры в правительстве России уверяют: инфляция не превысит в наступившем году 10-11 процентов. А региональная энергетическая комиссия Вологодской области установила такой тариф на тепло на 2005 год, что у нас в Кириллове его стоимость стала выше прошлогодней на 26,7 процента. А еще будут расти цены на бензин, электроэнергию, услуги. Невольно приходишь к выводу: в правительстве любят монополистов. А они фактически стали вторым после чиновника препятствием на пути развития малого и среднего бизнеса.

Известно, что происходит с проблемами, которые загоняются вглубь и не обсуждаются. О том, что происходит сегодня с малым и средним бизнесом, даже поговорить негде. Ни в районной газете, ни в областных - они подконтрольны властям. И вот два года назад кирилловские предприниматели объединились, организовали выпуск новой районной газеты «Окно» и стали публиковать в ней объективную информацию об экономической жизни района. Что тут началось! Как посмели говорить о бедах публично, не испросив разрешения чиновников!

Или другой пример. В районах, где избирали глав администрации, предприниматели, как правило, поддерживали «неправильных» кандидатов - то есть тех, кто не связан с действующей властью. И опять крик. А я так думаю: чем кричать, лучше бы спокойно подумали о том, что люди устали от некомпетентности и самоустранения действующей власти.

Автор: Николай Титов, сельский предприниматель г. Кириллов, Вологодская область

Поделиться

Отзывы

Комментариев к статье нет!

Другие публикации

ОтИголки – магазин, в котором вы всегда сможете найти самые качественные нитки в Москве
Покупка свежих белых грибов в Москве
Положительные и отрицательные моменты ипотеки
Почему создание сайтов компаний стало как никогда актуально
Уборка дач и загородных домов: неплохой вариант бизнеса