Сегодня:  
Мы в соцсетях
СелНовости
Архив статейЭкономика Откуда у тарифов ЖКХ ноги растут?

Откуда у тарифов ЖКХ ноги растут?

Откуда у тарифов ЖКХ ноги растут?

тарифы ЖКХСтранное все-таки дело получается. Когда мы в магазин идем и деньги за товары отдаем, то твердо знаем, сколько и за что именно мы заплатили. И, кстати, понимаем, какого качества товар купили. А когда получаем платежку за жилищно-коммунальные услуги, только недоуменно хмыкаем: «Ну кто бы мог подумать! Вода горячее или чище не стала, дом каким был, таким и остался, батареи тоже не очень-то греют, а денег с каждым годом на крышу над головой уходит все больше».

Разговоры о росте тарифов на жилищно-коммунальные услуги до того навязли в зубах, что даже руководство страны обратило на это внимание. Дошло до того, что ситуацию, сложившуюся в «коммуналке», под свой контроль берет генеральная прокуратура. Соответствующее поручение дал ей президент России Дмитрий Медведев. Повод – Контрольное управление доложило президенту, что за последние два года только в Центральном федеральном округе было выведено за рубеж из предприятий ЖКХ 25 млрд. рублей. И ведь проверили только один федеральный округ.
В других дела обстоят не лучше. Коммунальное хозяйство давно уже стало «черной дырой», куда безвозвратно утекают миллиарды рублей, собранных с простых граждан. Почему безвозвратно? Да потому что с ростом тарифов ровным счетом ничего не меняется. Качество услуг в большинстве случаев оставляет желать лучшего. И, кстати, проверить, на что именно потрачены наши деньги и государственные субсидии (деньги налогоплательщиков, то есть простых граждан) невозможно.

Давайте сравнивать

Вот вам интересные вычисления. В Москве за 10 лет с 2000 по 2010 год газ подорожал в 5,5 раз, мазут – в 6 раз. Тарифы же на услуги ЖКХ, которые рассчитываются на основе «топливных» цен, увеличились не в пример больше: отопление подорожало в 12,3 раза, горячее водоснабжение - в 15,8 раза, газ – в 10,4 раза, электричество – в 9,2 раза.
Чувствуете диспропорцию? Руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Марсель Салихов утверждает, что оплата коммунальных услуг составляет сейчас 11% расходов среднестатистического россиянина. Если не учитывать расходы на аренду жилья, в этом вопросе Россия переплюнула многие страны Европы.
- Среднегодовые темпы инфляции за 10 лет составили 12,4%, а средние темпы роста тарифов ЖКХ — 28,7%. Это означает, что цены на ЖКУ не просто индексировались, а существенно возрастали в реальном выражении, - говорит Марсель Салихов.

Правда, до 2008 года такими же быстрыми темпами росли и доходы россиян. И, скажем так, одно другое компенсировало. На фоне роста доходов рост тарифов был не так уж заметен. Но опять-таки парадокс: в кризис доходы россиян упали, а тарифы росли прежними темпами. И продолжают расти. В 2011 году они возросли на 15%, в 2010 – на все 20. Это средние показатели по всей стране. Что мы имеем в результате? В кризис у простых граждан доходы падают, предприятия и компании сокращают персонал, закрываются производства, а прибыль организаций, производящих и распределяющих электроэнергию, газ и воду в 2009 году, в самый разгар кризиса, по сравнению с 2008 годом выросла на 63,6%. Прибыль же организаций, занятых эксплуатацией и управлением жилым фондом, в том же кризисном 2009 выросла по сравнению с 2008 на треть.

Ну как тут не вспомнить слова Аркадия Райкина: «Привет, ребята! Вы неплохо устроились!»?

Премьер-министр молвил слово

тарифы ЖКХВпрочем, можно надеяться, что решение ограничить рост тарифов пересмотру не подлежит. Как-никак на носу выборы президента. Недовольство электората совершенно ни к чему. И вот уже на съезде «Единой России» Владимир Путин говорит о том, что цены на коммунальные услуги должны быть справедливыми. Коммунальщики не должны залезать людям в карман.

Правда, еще в июне Путин признавался, что у него «рука не поднялась» подписать постановление о сдерживании тарифов. А самый лучший министр финансов (теперь уже бывший) честно предупредил сограждан: рост тарифов может быть выше инфляции на 1-2%, если инфляция не превысит 7%, сдерживание же роста тарифов имеет смысл, если показатели инфляции будут выше.

Но все изменилось, как только наверху вспомнили о выборах. И началось. Чиновники до сих пор ломают головы над тем, как бы так увеличить коммунальные тарифы, чтобы мы их рост почувствовали уже после президентских выборов. Заметьте: речь о том, что тарифы расти не будут не идет. Речь только о том, чтобы их рост отсрочить на более позднее время и сдерживать уровнем инфляции.

Что-то все-таки нашептывает о том, что вряд ли это получится. У нас рост тарифов всегда опережает инфляцию. Ограничить аппетиты естественных монополий – на это можно решиться только в выборном году. А что будет дальше? Вопрос, конечно, интересный. Чтобы на него ответить, давайте зададим себе еще один вопрос:
Почему так происходит?
Самое интересное, что ни один эксперт ответа на этот вопрос не знает. Зато стоит зайти на сайт какой-нибудь управляющей компании, как объяснение найдется. Наугад захожу на сайт одной из управляющих компаний г.Кирова. Вот они, причины, разложены по полочкам и разжеваны. Нам, потребителям, осталось только проглотить и сказать: «Спасибо за объяснение». Как вы уже догадались, перечисляются: рост цен на топливо и электроэнергию, необходимость учитывать расходы на ремонт и техническое обслуживание сетей, развитие производства, делать инвестиции в коммунальное хозяйство и его модернизировать. И, наконец, снижение объема потребления услуг. То есть мы с вами экономим на воде и электричестве, а у бедных коммунальщиков из-за этого денег нет на ремонт и внедрение новых технологий и оборудования.

На самом деле здесь все поставлено с ног на голову. Чем дальше, тем больше говорится о необходимости реформ в сфере ЖКХ. Государство постепенно передает полномочия по установлению цен на муниципальный уровень и уровень управления многоквартирными домами. За управление, ремонт и содержание дома должны отвечать собственники жилья. Вы к этому готовы? И где вы, братцы, были, когда выбирали управляющую вашим домом компанию? Лично я – на работе.

Потому как выборы были назначены на 18.00 в будний день. На небольшом объявлении, которое повесили на подъезде чуть ли не накануне назначенных непонятно кем выборов, еще предлагалось ознакомиться с документацией и даже указывался адрес, где эта документация находилась. Адрес точь-в-точь совпадал в адресом нашего ДЕЗа. Кто еще кроме ДЕЗа горел желанием управлять нашим домом, я так и не поняла. Кто захотел ознакомиться с документацией, тоже не знаю. Лично у меня на это не было времени. В общем, сейчас мы за ЖКХ платим туда же, куда и платили. Дом обслуживает некая организация под названием «Ресан». Но – чудеса! – инженеры, техники, электрики, дворники те же самые, что были до выборов управляющей компании. По-моему, просто сначала был ЖЭК, потом ДЕЗ, теперь «Ресан». От переназвания слагаемых ничего ровным счетом не изменилось. Тарифы меньше не стали. И есть ли вообще организации, которые будут обслуживать наш дом по меньшим тарифам, остается загадкой. Впрочем, окажись я на том собрании, что бы изменилось? Выбирать-то кого, если выбора по существу нет?

Вот вам и ответ на вопрос, почему тарифы на услуги ЖКХ растут опережающими инфляцию темпами. Да потому, что регулирует эти тарифы не спрос и не мы с вами, а добрый дядя, который сидит в министерстве или в Белом Доме (здании правительства России). А мы выбрать организацию, которая поставляла бы нам то же тепло и воду по другим ценам, не можем. И управляющие жилыми домами компании сплошь и рядом «свои», прикормленные чиновниками и властями. Нет в сфере ЖКХ конкуренции, и коммунальщики этим отлично пользуются.

Есть, конечно, Федеральная служба по тарифам. Она устанавливает, как должны расти тарифы в том или ином году. Но местные организации, регулирующие тарифы на местах, могут превысить эти показатели. Надо только согласовать все с центром. И убедить центр в том, что зарплата маленькая, ее надо бы увеличить, а народ платит за тепло и воду неохотно, растут долги, а трубы старые, надо сети ремонтировать и т.д. и т.п. Доказать это проще простого. И проверить их расчеты практически невозможно. Так что Если коммунальщики докажут, что им позарез нужно повышение цен, цены повысят обязательно.

Но это чисто моя, обывательская точка зрения. Эксперты указывают на то, что до сих пор тарифы у нас рассчитываются на основе нормативов потребления. Откуда эти пресловутые нормативы взялись, теперь уже никто не знает. Только, как бы это помягче выразиться, очень уж они преувеличены. На официальном языке это формулируется так: «Общие правила расчета нормативов на федеральном уровне не приняты до сих пор». Поэтому даже для двух одинаковых домов нормативы потребления могут отличаться в разы.

И опять-таки никто из нас, простых потребителей, ни разу не поинтересовался, исходя из чего нормативы рассчитаны. Впрочем, в этих расчетах может разобраться, наверное, только уж очень въедливый и терпеливый бухгалтер.
Непрозрачно все, потому правды, сколько ни ищи, не доищешься.

Все будет хорошо?

тарифы ЖКХВпрочем, неповоротливая телега ЖКХ все-таки с трудом, но сдвигается с места. Буквально с нового года мы наконец-то сможем понять, сколько и за что мы платим. В платежках появится новая графа «общедомовые нужды». Владельцам счетчиков за потребление воды, тепла и газа будут приходить квитанции, где будут показана плата за индивидуальное потребление воды и электричества и расходы на так называемые общедомовые нужды. В общедомовые нужды входят: освещение подъездов, технологическая промывка системы водоснабжения, сливы воды при ремонтах, работа насосов, лифтов. И, по расчетам специалистов, плата за общедомовые расходы не должна превышать 10-20% от общего коммунального платежа. Впрочем, максимум должны утвердить местные власти.

И кто бы сомневался: коммунальщики этим воспользуются. Нам счета выставлять будут по максимуму. Потому что кроме мытья подъездов есть и неучтенные траты. Скажем, в подвале нашего дома время от времени живут гастарбайтеры. Так было, когда во дворе укладывали новый асфальт и асфальтировали стоянку для машин. Так было и зимой, когда вдруг выяснилось, что от снега наш двор теперь очищает не дворник, а молодые ребята с ярко выраженной азиатской внешностью, практически не говорящие по-русски. И наш любимый ДЕЗ к общедомовым нуждам добавит и то электричество, и ту воду, которую эти «гости» израсходуют не на общедомовые, а на свои личные нужды. Причем деньги слупят и с нас, жильцов, и с «гостей». Двойная выгода получается. Причем мы опять-таки будем платить больше.

Впрочем, депутат Госдумы Галина Хованская видит в этом нововведении только плюсы: «Мы поймем, сколько тратим на содержание собственного жилища и сколько — на общие нужды». И если мы увидим, что расходы на общедомовые нужды что-то уж больно велики, есть повод поинтересоваться, почему так происходит. Между прочим, законодательство позволяет жильцам потребовать от управляющей компании отчет обо всех проделанных работах. Можно поинтересоваться и тем, каковы зарплаты у руководства этих компаний. И после всего потребовать снижения платы за содержание дома. Увы, своими правами пользуются единицы. Между тем, Институт экономики города считает, что реально управляющие компании тратят дай Бог половину от всех «освоенных» сумм (сюда входит и плата жильцов за ремонт и техническое содержание дома, и субсидии, полученные от государства, и прочие поступления). Остальная половина в виде прибыли оседает на счетах наших управляющих компаний.

Между прочим, жалобы на управляющих сейчас принимают и в муниципалитетах, и в жилищных инспекциях, и в прокуратуре. Так что защитить себя от необоснованного роста тарифов возможно, надо только не лениться и не бояться ходить по судам. В Саратове не поленились, и Саратовский областной суд признал незаконным постановление Саратовской областной Думы об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по газоснабжению. Иск был предъявлен руководителем общественного объединения «Щит потребителя». Он сравнил рост платы за газ в регионе за последние 15 лет. Суд признал, что повышение тарифа должно быть основано на изменении конструктивных, технических параметров, степени благоустройства жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителями изменяется более чем на 5 %. Суд посчитал неправильной и методику, которая использовалась для расчета нормативов газоснабжения. Так что в Саратовской области возобновилось действие старых тарифов. Решение суда ни одна из заинтересованных сторон так и не обжаловала. Это урок нам всем – ленивым и нелюбопытным.

И последнее. Сейчас Министерство регионального развития разрабатывает типовую форму квиточка за услуги ЖКХ. Она должна стать обязательной на всей территории России. По всей видимости, в ней будет четыре блока. Первый – дополнительные услуги, которые захотят ввести сами жильцы на собрании собственников. Второй – обычные коммунальные услуги. Третий – услуги для мест общего пользования. Четвертый - кабели, антенны и др. Одним словом, все идет к тому, что возможностей «баловаться» с ценами у недобросовестных коммунальщиков станет еще меньше. Сбудутся ли эти надежды, мы увидим совсем скоро.

Автор: Светлана Любошиц.

Поделиться

Отзывы

Комментариев к статье нет!

Другие публикации

Плюсы и минусы удаленного труда
Остановка стиральной машины: причины, диагностика, ремонт
Прессы для вторичного сырья в промышленности и производстве
Хочешь работать — езжай в Сибирь
Печать на футболках как бизнес: инвестиции и рентабельность