Сегодня:  
Мы в соцсетях
СелНовости
Архив статейЭкономика Российских чиновников сократят

Российских чиновников сократят

Бюрократия, на выход.
Российские чиновники не хотят сокращаться

Министерство финансов затеяло очередную административную реформу. Не пугайтесь. Все министерства и ведомства останутся на своих местах. Их руководителям лишь предложат сократить число работающих в ведомстве сотрудников. Минфин уже и цифру сокращенных заранее озвучил — лишними окажутся 20%, то есть каждый пятый чиновник.

Дмитрий Медведев фактически с этим предложением согласился и признал, что эта жесткая мера отразится на судьбах людей, но дальше накачивать бюджетную сферу деньгами уже нет никакой возможности. Сократив численность чиновников на 20%, удастся за год сэкономить для государственной казны по одним оценкам 43,4 миллиарда рублей, по другим — 30.

Сокращение будет поэтапным. К 1 апреля 2011 года — аппарат федеральных чиновников уменьшится на 5%, к 1 апреля 2012 — на 10%, а к 1 апреля 2013 — на 20%. То есть самые большие сокращения пройдут после 1 апреля 2012 года.

Правда, возникает вопрос: сможет ли государство, сократив чиновников, решить экономические проблемы страны, и не получится ли так, что выгода от сокращений будет чисто сиюминутная? Может быть, лучше не сокращать чиновников, а повышать эффективность их работы?

Их много в каждом кабинете

Если посмотреть сводки Росстата, впору схватиться за голову. Чиновников в России почти 1,7 млн. человек, примерно столько же, как в советские времена. И это притом, что в Советском Союзе населения было 70 миллионов человек больше.

Кстати, сокращения чиновничьего аппарата проходили и в те времена. Без особого, впрочем, успеха. Не может похвастаться успехами на этой ниве и новая Россия. Что только с начала 90-х годов с чиновниками не проделывали: сливали и разъединяли ведомства, упраздняли комитеты и целые структуры, оптимизировали штаты и просто-напросто их сокращали. А бюрократ и ныне сидит на своем рабочем месте в своем кабинете и в ус не дует.

И что ему указ, который Владимир Путин подписал, будучи в должности президента в 2006 году? С 1 января 2007 года руководителям федеральных ведомств разрешили самостоятельно сокращать аппарат, не сокращая при этом фонд заработной платы. То есть фактически руководителям ведомств разрешили увеличивать зарплаты за счет сокращаемых сотрудников. Ан нет. Самосокращаться чиновники не пожелали.

Даже в самый разгар экономического кризиса, по данным Росстата, с октября 2008 года по октябрь 2009 года численность госслужащих увеличилась на 2,5%. Что происходило в то же самое время на предприятиях и в бизнес-структурах, думаю, напоминать не надо. Там как раз сокращали сотрудников нещадно. В результате только в госструктурах сегодня работают 868 тысяч чиновников, при этом каждый год их армия увеличивается на 120 тысяч человек, а за последние 10 лет их численность возросла вдвое.

Начавшийся весной 2009 года выход из кризиса помог многим аппаратчикам сохранить свои места, а в конце прошлого года начали расти и чиновничьи зарплаты. Сегодня работник столичной мэрии в среднем получает более 41 тысячи рублей в месяц. Служащий федеральных органов власти на региональном уровне к концу прошлого года в месяц получал в среднем 25,7 тысячи рублей. Его коллега из регионального органа власти в среднем получал зарплату в 34,4 тысячи рублей. В Московской же области средняя чиновничья зарплата составила 44,6 тысячи рублей, в Санкт-Петербурге 49,6 тысяч рублей, в Ленинградской области 39,7 тысяч рублей. При этом премия чиновника составляет от 50% до 100% его зарплаты. Прибавьте к этому поездки за границу в командировки за счет казны, медицинское обслуживание отнюдь не в муниципальных поликлиниках и другие привилегии, хотя бы те же санаторные путевки. Есть, честно говоря, за что держаться.

Только все не впрок. Держатся-то за свое место чиновники крепко, но и набивать карман "левыми" доходами не брезгуют. В каких только преступлениях и злоупотреблениях не обвиняют российских чиновников: и бизнес они "кошмарят", и взятки берут направо и налево, и проверки ненужные проводят, и письма граждан "зажимают", месяцами не давая на них ответа, и вообще любое хорошее дело могут легко утопить в бумажной волоките. Потому электронный делооборот для них что нож в сердце острый, а общение с гражданами в интернете — мука мученическая.

Так что, отмечают эксперты, инициатива Минфина, поддержанная президентом, своевременна.

Кстати, как всегда, в числе первых одобрил президентско-минфиновскую инициативу лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Он даже предложил подвести под ту же меру аппарат Госдумы. А еще он считает чиновников саботажниками. Получая высокую зарплату, чиновник, по словам Жириновского, только мешает решению вопроса. Чтобы бюрократ зашевелился, ему надо дать взятку. Но в то же время Жириновский опасается, что сокращение станет чистой формальностью — просто из штатного расписания уберут вакансии и не будут нанимать новых сотрудников вместо ушедших на пенсию.

Кто попадет под сокращение?

Так что теперь самое время ответить на вопрос, кто же попадет под столь масштабное сокращение. Население отчего-то думает, что сокращать будут всех чиновников поголовно — и региональных, и муниципальных. Ничего подобного! "Под нож" пойдут лишь федералы, численность которых не дотягивает и до половины общего количества российской бюрократии.

Впрочем, кто сказал, что региональным руководителям запрещено проявлять инициативу в этом вопросе? В самой острой фазе кризиса сокращения среди муниципальных чиновников уже прошли. В правительстве Татарии штат уменьшили на 10%, столько же чиновников сократили и в Республике Алтай, губернатор Ульяновской области потребовал 20%-ного сокращения аппарата, пообещали сократить чиновников и в Нижнем Новгороде.

И вот, наконец, настала очередь федералов. Но сокращать их будут с чувством, толком и расстановкой. Выступив с инициативой сокращения федеральных чиновников, Дмитрий Медведев заодно внес в Госдуму проект закона об уменьшении предельного возраста нахождения на государственной гражданской службе. Чиновником, по этому законопроекту, можно будет считаться лишь до 60 лет. Напомним, что сейчас по действующему закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе установлен в 65 лет.

Впрочем, не все так печально. С теми, кто работает по контракту, заключенному на неопределенный срок, после 60 лет могут заключить срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет. В общем, особо ценные кадры смогут служить родному государству до тех же самых 65 лет. После чего с согласия гражданина сотрудник может продолжить работу в госоргане на условиях срочного трудового договора, но на должности, не относящейся к госслужбе. Вот так. Новшество, конечно, есть, но не сказать, что оно грозит чиновникам серьезными пертурбациями.

Между тем, сейчас средний возраст российского чиновника — 55 лет. Среди наших чиновников 17% тех, кому уже за шестьдесят, и 8% тех, кому больше 65 лет. Руководящие должности занимают, в основном, люди старшего поколения. Тех, кому от 35 до 50 лет, среди руководителей очень мало. А ведь именно в этом возрасте сотрудники уже и опыт приобретают, и интерес к повышению квалификации и обретению новых знаний еще не утрачивают. Эксперты надеются: когда новый законопроект станет законом, чиновники все-таки будут уходить на пенсию раньше, благодаря чему состав госслужащих все-таки омолодится.

Вот вам и резерв сокращений — уход на пенсию. Проводи человека с почетом на заслуженный отдых, изыми его должность из штатного расписания — и вся недолга. Кстати, это неплохой выход, существенно экономящий бюджетные деньги. Ведь пенсионеру в отличие от сокращенного сотрудника никаких компенсаций выплачивать не требуется.

В Минфине считать не умеют

Казалось бы, такой поворот событий можно только приветствовать. Но почему-то среди всеобщего одобрения слышны и голоса скептиков. Так, например, ряд экономистов считают, что Минфин, мягко говоря, поторопился. Прежде чем проводить масштабные сокращения, надо все как следует просчитать. И первым делом тщательно проанализировать функции каждого ведомства. Это может занять 1,5-2 года. И только после этого решать, сколько человек и в каком ведомстве сокращать. Между прочим, не исключено, что после проведения анализа во многих случаях придется не сокращать штаты, а увеличивать.

Да, представьте себе. Минфин в данном случае выступает как обычный бухгалтер. Экономить деньги надо? А как добиться экономии проще всего? Правильно, сократить количество тех, кто живет за счет казны, то есть чиновников. Если же во главу угла поставить не численность чиновников, а эффективность их работы, картина получится совершенно другая. Правда, в этом случае придется думать, как измерить эффективность работы аппаратчика. В тоннах выданных на-гора документов? В количестве принятых граждан и рассмотренных жалоб? Увы, ответа на этот вопрос нет. Так что по отношению к такой непростой проблеме, как сокращение численности госаппарата, пока торжествует чисто формальный подход.

В то же время, как показывают социологические опросы, простых россиян заботит не столько количество чиновников, сколько коррупция в их рядах, чиновничья волокита, медлительность и низкая эффективность их работы. Чиновников в России хоть и много, но их все-таки меньше, чем во Франции, Швеции и США. В скандинавских странах бюрократов гораздо больше. И если у нас слово "бюрократ" является ругательством, то в европейских странах к бюрократам относятся с должным уважением. Да что в Европе! Чиновников уважают и в Турции. Потому что в этой стране бюрократия отняла власть у военных.

У нас же в силу уже перечисленных причин любая попытка сократить численность бюрократов однозначно вызывает всеобщий энтузиазм. Экономисты же утверждают: значение имеет не численность чиновников, а эффективность их работы. Главное — как работает аппарат, а не количество наличествующих в нем голов или "штыков". Сократив управленцев в одном месте, мы можем "оголить" участок работы и упустить из виду важнейшие вопросы жизни простых граждан. В общем, модернизация — это прежде всего повышение квалификации кадров. Эксперты давно уже предлагают проводить не формальные, а открытые конкурсы на замещение должностей госслужбы и увеличивать зарплату чиновников, чтобы выпускники вузов стремились работать в области госслужбы и держались за свое место.

Таким образом имеем две проблемы: раздутый бюрократический аппарат, чиновники зачастую дублируют функции друг друга — раз, а два — отсутствие четкого понимания, зачем мы сокращаем аппарат и кто придет на место, освобождаемое чиновником.

Что касается первой проблемы, то структура аппарата зависит от задач, которые он решает. Поэтому сначала надо понять, какие задачи должен выполнять аппарат определенного ведомства, потом эти задачи четко сформулировать. Только в этом случае можно понять, где кадров не хватает, а где — переизбыток, и сокращать, соединять, сливать и разъединять. Пока же, судя по всему, есть просто установка на переизбыток чиновников, которых надо извести и изничтожить.

Минфин можно понять: сокращение — самая эффектная мера и провести ее намного легче и быстрее, чем внедрить систему, при которой оплата труда чиновника напрямую будет зависеть от результатов его работы. И кому есть дело до того, что реформа, затеянная Минфином, может иметь самые неожиданные последствия?

Автор: Светлана Любошиц

Поделиться

Отзывы

валентина | 23.04.2012, 14:34

чиновников как паразитов, надо лютой ненавистью уничтожать, в тюрьмы за незаконное обогащение, это сволочи, их надо просто растреливать, они никому житья не дают , ни простому народу, ни мелкому бизнесу, закошмарили. задолбали..Какая может быть премия. когда везде, во всех регионах социальная и экономическая разруха.

Другие публикации

Как выбирать автомобиль
Почему снижается инфляция?
Проблемы российского водоканала
Товары для детского творчества для лепки
Рейтинг специальностей в кризис