Сегодня:  
Мы в соцсетях
СелНовости
Архив статейКультура Как измерить интеллект?

Как измерить интеллект?

Сдались нам эти тесты!
Можно ли вычислить интеллект?


"Я ль на свете всех умнее?" — так можно на современный лад перефразировать вопрос злой мачехи из сказки Пушкина. И к чему только не прибегает человек, чтобы ответить на этот вопрос положительно! Тут вам и демонстрация разных дипломов, школьного аттестата, рассказ о карьерных успехах, и результаты всевозможных психологических тестов, а в последнее время стала популярной проверка коэффициента интеллектуального развития. К этому тесту довольно часто прибегают в кадровых агентствах. "Раз работодатель требует найти умного сотрудника, у кандидата должен быть высокий IQ", — рассуждают кадровики. И тем самым невольно ставят знак равенства между умом и интеллектом. Правы ли они? Что по этому поводу думают психологи? И вообще — что это за штука такая — интеллект и стоит ли с ним бороться?

Что такое IQ-тест?

Нас хлебом не корми, только дай все измерить. Додумались до того, что стали измерять и интеллект. Впервые с проблемой измерения умственных способностей столкнулось французское министерство образования. В 1904 году оно встало перед большой проблемой. Стоило ввести во Франции всеобщее начальное образование, как тут же выяснилось, что далеко не все дети усваивают знания, что называется, с лету. И как узнать — ученик вообще необучаемый или просто медленно все усваивает?

Вот французы и создали задачи, при решении которых дети должны были проявлять качества, необходимые для успешной учебы в школе: способность к суждению, запоминанию, воображение, способность комбинировать и составлять из слов предложения, выполнять простейшие количественные операции с предметами и т. п. Ученые экспериментально выяснили, какие именно задачи доступны детям определенного возраста, и возраст, которому соответствовали задачи, решенные ребенком, стали именовать "умственным возрастом". В 1912 году Уильям Штерн ввел понятие "коэффициент интеллекта" (Intelligence Quotient — IQ). Его вычисляли как отношение "умственного возраста" к хронологическому возрасту ребенка, выраженное в процентах.

Если умственный и хронологический возрасты совпадали, коэффициент интеллекта был равен 100. Другими словами, в этом случае ребенок решал ровно столько же задач, сколько и большинство его сверстников.

Перед подобной проблемой в начале первой мировой войны оказались и США. В армию призвали множество недавних иммигрантов, которые плохо знали или вообще не знали английский язык. И как определить, кто из них умственно отсталый, а у кого лишь одна проблема — незнание языка? Для этого придумали задания, требующие выполнения простых логических и арифметических операций, но выраженные не в словесной, а в графической форме. От испытуемого требовалось лишь выбрать из нескольких вариантов ответа правильный. Существовали и нормы, тоже статистические, — сколько именно задач должен решить новобранец, чтобы считаться нормальным. Если решал меньше — его считали умственно отсталым.

Современные тесты для измерения IQ, конечно, намного сложнее тех, что использовали почти век назад. Но основная задача у них та же: прогнозировать способность человека (главным образом, молодого) к обучению. Подобные тесты оценивают языковое восприятие текста и речи (а значит и способность понимать инструкции), словарный запас, математические и аналитические способности, образное мышление, пространственное восприятие и т.д.

Задачи расположены по нарастающей сложности. Чем больше в тесте вопросов на разные темы, тем точнее получаются результаты. Обычно от "подопытного" требуется дать как словесный ответ на поставленный вопрос, так и решить задачи на манипулирование — например, из разрозненных частей сложить целую фигуру или определить, из каких частей какая фигура складывается. За строго фиксированное время нужно решить арифметические задачи и примеры, ответить на ряд вопросов, определить значения некоторых терминов и слов. Ответы оцениваются по определённой, заранее установленной шкале. Итоговые баллы по специальным таблицам переводят в соответствующий показатель IQ. При этом учитывают возраст "подопытного кролика".

Кстати, 50 % людей имеют IQ между 90 и 110, по 25 % ниже 90 и выше 110. У выпускников американских вузов IQ = 115, у отличников 135-140. Человека, чей IQ менее 70, часто считают умственно отсталым.

Нет ничего проще, чем судить о способностях человека по результатам таких тестов. Но вряд ли такой подход будет правильным. Многие психологи считают, что на решение подобных тестов человека можно элементарно натаскать. То есть интеллект можно не повышать, но постоянно улучшать результаты. И еще одно "но": такие тесты определяют, какие знания уже есть у человека, но не учитывают его потенциальные возможности. Ведь чтобы успешно пройти психологический тест, нужно уметь сосредоточить внимание, выделить главное и отвлечься от второстепенного, в конце концов, владеть родным языком. И это что — называется интеллектом? Тесты измеряют только те качества, которые делают ученика удобным для учителей, но далеко не всегда отличники отличаются умом и сообразительностью. А вот те, кто шарахается от тройки к пятерке и обратно, часто проявляют просто чудеса сообразительности. Им не хватает усидчивости и терпения, но с умом-то у них полный порядок! Работодатели тоже хороши: зачастую они предпочитают не самых умных (вопреки своим же декларациям), а самых старательных, внимательных, усидчивых и точных. Вот их-то и находят при помощи тестов на определение IQ.

Да здравствует шаблон!

Как уже было сказано, умение показывать высокие результаты при тестировании еще не означает, что человек наделен выдающимися способностями и обладает высоким интеллектом. В каждом тесте много задач — и все они разного плана. Чтобы получить оценку от 100 до 120 совсем необязательно решить все задачи. Обычно довольно примерно половины. Причем неважно, какие задачи решены и в каком порядке. Поэтому нужно при первом же ознакомлении с тестом определить, что решать, а что — пропустить. К пропущенным задачам можно вернуться, если останется время. То же самое требуется, кстати, и при сдаче школьного ЕГЭ. Тот, кто выбрал "свои" задачи, имеет большое преимущество перед тем, кто попытается решать все задачи подряд.

Разница между интеллектом, который измеряет тест, и оригинальным мышлением наглядно видна на примере задач "исключение лишнего", когда из нескольких слов надо выбрать одно, отличающееся от них по одному признаку. Ответ предполагается один, причем без пояснений. То есть человек должен мыслить по шаблону. Но в том-то и дело, что ответов может быть несколько! Скажем, даны слова "пила, молоток, клещи, бревно". Шаблонно мыслящий человек исключит из этого ряда "бревно", так как оно не является инструментом. Человек, наделенный воображением, исключит "пилу", так как она плоская. Так что высокий балл получит шаблонно мыслящий человек. Ему будет легче вписаться в систему образования и общаться с людьми, так как большинство мыслит так же, как он. На деле же чем человек умнее, тем чаще его решение не совпадает с общепринятым ответом. Противоречие налицо.

Мужской ум и женский интеллект

Так кого же нам считать умным? Того, кто показывает высокие баллы IQ и легко находит общий язык со всем белым светом или "высоколобого" математика, которого кроме науки мало что интересует? Можно считать высокоинтеллектуальным отличного преподавателя, если его собственные научные достижения довольно скромны?

Чтобы ответить на эти вопросы, психологи измеряют несколько видов интеллекта: теоретический, практический, социальный и т.д. Увы, но результаты измерений широкую публику не интересуют. Ей подавай модный нынче IQ.

Да, совсем забыли: есть еще и чисто обиходное понятие "умный человек". И очень часто те, кого окружающие считают умными людьми, показывают далеко не блестящие результаты при тестировании. Что, кстати, не мешает им делать блестящую карьеру и вообще быть успешными во всех отношениях. Причем в разных странах умными будут считать совершенно разных людей. Скажем, того, кто слывет умным в Африке, европеец сочтет просто за покладистого человека.

Лет двадцать тому назад психологи провели большое международное исследование: в разных странах представителям разных народов задавали один и тот же вопрос: "Какие качества присущи умному человеку?" Выяснилось: умный человек в глазах представителей традиционных культур Африки заботится о семье, не конфликтует с соседями и т.д. Западные европейцы и северные американцы умным считают внимательного, наблюдательного человека, способного быстро усвоить новые знания, имеющего высокие оценки в вузе или школе. Он может адекватно оценить происходящее, контролировать его, принять в сложной ситуации правильное решение. Честность, ответственность, умение общаться, увы, для них уже не так важны.

В Северной же Европе представление об уме свелось к образованности и умению решать проблемы. Эти качества как раз и требуются при тестировании. Неудивительно, что и результаты IQ тестов в этих странах довольно высоки.

Для японцев умный человек — хороший оратор, он много читает, часто пишет письма домой, у него есть чувство юмора, он хорошо пишет. Кроме того, умник оригинально и эффективно действует: умело работает, не тратит время попусту, быстро принимает решения, заранее планирует, он точен и оригинален. Согласитесь, ни один тест на определение коэффициента IQ не выявит такие качества. А обладатель этих качеств вряд ли покажет при подобном тестировании очень высокий результат.

В России результаты опроса позволили выделить пять факторов интеллектуальности:

1. Социально-этический (скромный, порядочный, доброжелательный, добрый, честный, помогает другим). Этот фактор характерен только для России, только здесь, чтобы считаться умным, нужно быть добрым, злой — значит глупый!

2. Культура мышления (эрудированный, хорошо образован, много читает, гибкий ум, творческий).

3. Самоорганизация (не зависит от эмоций, практичный, не повторяет собственных ошибок, хорошо действует в сложной ситуации, стремится к поставленной цели, логичный).

4. Социальная компетентность (умеет понравиться, хорошо говорит, активный, общительный, с чувством юмора, интересный собеседник).

5. Опытность (много умеет, мужественный, работоспособный, мудрый, критичный).

Как видим, наш стереотип интеллектуальной личности ближе к японскому, чем к западноевропейскому. Но для нас понятие "ум" шире понятия интеллекта.

Выявилась и еще одна интересная закономерность. При проведении опроса психологи заодно выясняли, какого мужчину и женщину можно считать умными. Над результатом стоит задуматься: оказалось, что умная женщина должна обладать совершенно не теми качествами, что умный мужчина. Умная женщина должна быть добрее, мудрее и критичнее, чем умный представитель сильной половины человечества. А умный мужчина — успешнее, чем умная женщина, действует в сложной ситуации. В общем и целом обыватели склонны считать умными скорее мужчин, чем женщин.

Кстати, тесты IQ ориентированы, в основном, на мужской склад ума. Потому женщины хуже решают такие тесты. Вывод психологи сделали парадоксальный: женщины не глупее мужчин, просто они сложнее устроены.

Вот так, господа работодатели. Чтобы составить представление об интеллектуальных способностях, возможностях человека и его уме, надежнее пользоваться здравым смыслом, а не популярными нынче психологическими тестами и околонаучными брошюрами. Коэффициент интеллекта — вещь, возможно, нужная и хорошая, но абсолютно ничего не гарантирующая. И может, действительно, прежде чем судить о человеке, надо съесть с ним пуд соли? Времени для этого, кстати, потребуется не так много — всего год.

Автор: Светлана Любошиц

Поделиться

Отзывы

Максадой | 15.06.2012, 23:36

Как измерить интеллект

Другие публикации

Десятибалльные оценки в школе
Что такое раннее развитие ребенка?
Крещенское купание: как правильно?
Евгений Евстигнеев: трижды счастлив
Юбилей Сергея Довлатова