Сегодня:  
Мы в соцсетях
СелНовости
Архив статейЭкономика Закон о торговле

Закон о торговле

Торговали — веселились, Закон прочитали – прослезились

В ноябре Госдума должна рассмотреть во втором чтении закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности". Вокруг этого закона страсти кипят уже лет семь, последние два года производители и торговля активно выясняли отношения и с Федеральной антимонопольной службой, и друг с другом, и так же активно "назначали" виновных в росте цен, торговом дефиците и прочих неурядицах.

Но это все были подковерные схватки, их отголоски выплескивались лишь на совещаниях в правительстве и в интервью средствам массовой информации. И только сейчас схватка вступила в решающую стадию. Из уст в уста передается слух о грядущем повышении цен и ожидающемся дефиците товаров на полках магазинов. Этого и следовало ожидать: торговцы идут ва-банк и во что бы то ни стало хотят привлечь на свою сторону обычных покупателей. Авось, депутаты, озабоченные своим рейтингом, не пойдут наперекор народным чаяниям и не допустят, чтобы справедливость наступила на горло интересам крупных торговых сетей.

Новый закон, который еще только готовятся принять депутаты, уже вызвал волну слухов и способствовал накалу страстей. И это при том, что обычно обывателю глубоко безразлично, какой очередной закон готовятся выдать на-гора наши избранники.

Так что ж это за закон такой и как он скажется на простом покупателе, которому нет дела до межотраслевых разборок. Для него главное — цена товара и возможность его купить.

Зачем он нужен?

Последнее время о засилии крупных торговых сетей не говорит только ленивый. Правда, касается это только крупных городов, где сети контролируют от 50 до 80% товарооборота.

- Нам бы ваши заботы, — скажут жители деревень Борок, Чаща и Богдарня Владимирской области. — У нас на три деревни только автолавка раз в неделю да собственные огороды.

Да уж, в сотнях населенных пунктов магазинов нет вообще. Какие уж торговые сети, если даже магазинчик в три окна становится недостижимой мечтой не только для жителей, но и для тех, кто этот магазинчик готов открыть. Открыть-то готов, но надо же еще разрешение на это открытие получить! А в каждом муниципальном образовании, которых в России 24 тысячи, к организации торговли предъявляются свои, особые требования. Кто их изобретает? Местные власти.

Так вот готовящийся к принятию закон отменяет разрешительный порядок открытия и работы магазинов. Планируется, что разрешение потребуется оформлять только на нестационарные объекты торговли, к которым относятся лотки, палатки, киоски. Чтобы открыть их, придется предоставить расширенный список документов. И если местные власти сочтут, что торговая точка нужна населению, то ей будет дано разрешение на работу. Таким образом, считают в правительстве, города и поселки можно будет очистить от несанкционированной торговли.

Таким образом, по замыслу разработчиков законопроекта, в законе наконец-то будут сформулированы единые для всей страны требования к организации и осуществлению торговли. Кроме того, будут разработаны минимальные нормативы обеспеченности населения торговыми площадями. А чтобы держать под контролем ситуацию, складывающуюся на потребительском рынке в том или ином регионе, будут формироваться реестры всех местных торговых предприятий. Более того — на основании норм градостроительного законодательства и планов развития территорий будут установлены требования к размещению и оборудованию каждого вида магазинов. Во всяком случае, такие меры по регулированию "инициативы" местных властей предполагает законопроект, предложенный депутатам.

Конечно, новый закон не решит всех проблем в торговле, но хотя бы создаст основу для их решения. Многое будет зависеть и от самого правительства. По оценкам экспертов, после принятия закона потребуется принять еще полтора десятка нормативных актов, в том числе и на уровне правительства.

Принятие этого закона позволит пересмотреть 600 смежных нормативно-правовых актов, косвенно регулирующих вопросы торговли, к тому же зачастую не согласующихся друг с другом. Таким образом, количество документов, регулирующих нашу торговлю, может радикально сократиться, а административное давление на российскую розницу значительно уменьшится.

Ритейлеры опять против

На очередном совещании, посвященном данному закону, Премьер-министр Владимир Путин высказался в том духе, что регулирование торговой сферы может стать вкладом в дело стабилизации на розничном рынке, и назвал недопустимой ситуацию с ростом цен на продовольствие в условиях кризиса. При этом он намекнул на необходимость учитывать интересы всех сторон.

Да уж, розничные торговцы смогли-таки на всю страну заявить о своих интересах и донести эту информацию до самых верхов. Прежде всего они опасаются санкций Федеральной антимонопольной службы. Штрафы за нарушение антимонопольного законодательства могут достигать 15% от оборота нарушителя. Но, по их словам, "даже 4% штрафных выплат могут убить розничную сеть. Ведь средняя норма прибыли торговых сетей составляет 3-3,5%. В то время, как у обиженных на всю торговлю производителей она составляет от 4 до 17%. И если уж говорить о монополизме торговых сетей, то не следует сбрасывать со счетов и поставщиков сельхозпродукции и продуктов питания. К слову, в ряде российских городов доли крупнейших производителей молочных изделий "Вимм-Билль-Данн" и "Юнимилк" достигают 40-50%.

Еще одна проблема во взаимодействии поставщиков продуктов и торговцев связана с тем, что пищевой бизнес представлен множеством отраслевых организаций. Только на мясном рынке действует около 20 различных ассоциаций и организаций. Сетевая же розница работает в рамках единичных отраслевых объединений.

"Если меры будут односторонними, направленными только в сторону розницы, ритейлерам будет тяжело вести переговоры с поставщиками, ограничения должны быть взаимными. Розница тоже должна получать ответы по ценообразованию поставщиков", — заявляют представители крупных торговых сетей.

Поставщики продуктов питания и производители, в свою очередь, кивают на систему бонусов, которые взимаются с поставщика ритейлером за "место на полке", за объем продаж и другие формы продвижения товара в сети. Производители требуют, чтобы торговая наценка была прозрачной и отражала бы реальную разницу между закупочной ценой и ценой реализации.

Поэтому по закону правительство должна разработать типовой проект на поставку сельхозпродукции. Ведь сейчас, по наблюдениям ФАС, ритейлеры заранее закладывают в такие договоры дискриминационные условия. При этом размеры поставок, уровень бренда во внимание не принимаются. Абсолютно все сети вымогают у поставщиков скидки с закупочной цены за размещение товара на "выгодном" месте, премию за оборот товара, плату за маркетинговые услуги и разовый взнос за право присутствовать в сети и находиться в списке поставщиков. Кроме того, в договоре оговаривается возврат нереализованного товара и т.д.

Сами же сети не спешат вовремя расплачиваться с поставщиками. Отсрочки по платежам могут достигать 90 дней и более. Это тоже оговаривается в договоре. И о каком равноправии сторон может в таком случае идти речь?

Фас сделала вывод, что доля дополнительных выплат (бонусы, штрафы, маркетинговые услуги и пр.) поставщиков товаров торговым сетям составляет от 5% до 40% от стоимости товаров, поступающих в торговую сеть. И все это повышает конечную цену товара на 20-60%.

Поэтому закон предписывает сетям оплачивать продовольственные товары в срок до 30 дней, а социально значимые — в срок до 14 дней. Список социально значимых товаров будут утверждать региональные власти в соответствии с потребностями и нуждами своих жителей. Это означает, что на юге в социально значимые товары могут попасть мандарины, а на Чукотке — рыба и морепродукты.

Кроме того, предполагается, что новый закон будет способствовать развитию конкуренции в торговле. Так, например, в законе прописано выравнивание условий работы маленьких магазинов и торговых сетей. В частности, говорится о том, что по месту жительства должно насчитываться не менее четырех магазинов разных сетей.

О покупателе замолвите слово

Для покупателя главное — цены. Снижаются они — значит и закон хорош, повышаются — зачем, спрашивается, документ принимали? Но как ни странно, о том, как этот закон сможет повлиять на формирование цен на продукты, чиновники молчат. Сможет ли после принятия этого закона отечественная продукция и продукция фермерских хозяйств пробиться на прилавки торговых сетей или мы по-прежнему будем довольствоваться не ростовскими помидорами, а тепличной продукцией, завезенной из дальних заморских стран без вкуса и запаха? Вопрос остается без ответа. Потому что, судя по всему, наши власти заботятся лишь о том, чтобы продукты были безопасными. Торговые сети интересует прежде всего ритмичность поставок, размер партий (чем больше, чем лучше) и одинаковое качество продукции. Если будет иначе, под угрозой окажется само существование крупных торговых сетей.

Поэтому, наверное, нам, простым покупателям, рассчитывать в этой ситуации на многое не приходится. Закон ведь регулирует спорные моменты между бизнесменами. А утверждение чиновников, что новый закон даст покупателям возможность выбора товаров по приемлемым ценам, надо еще поделить если не на шестнадцать, то хотя бы на два.

Одно несомненно: производителям новый закон обеспечит гарантированный доступ в любой магазин страны. Разумеется, при наличии желания и расторопности. Предпринимателям, которые хотят открыть магазин, закон значительно упростит порядок открытия торговой точки. Тогда, может быть, и во Владимирской области, как, впрочем, и в других регионах России торговля развернется не только в городах, но и в поселках, и даже в деревнях.

Чиновники пророчат, что в ближайшие после принятия закона о торговле два-три года увеличится количество магазинов всех типов, что кардинально изменит облик наших городов и поселков. Пока же по обеспеченности торговыми площадями мы, можно сказать, позади Европы всей. НА сто тысяч жителей в России приходится 0,02 гипермаркета, а в Германии — целых три. Ведь там гипермаркеты есть не только в столице и больших городах, но даже в совсем невеликих населенных пунктах.

Автор: Светлана Любошиц

Поделиться

Отзывы

Комментариев к статье нет!

Другие публикации

Закон о банкротстве физических лиц
Компенсация советских вкладов
Качественные велозапчасти: комфорт и безопасность приятных путешествий
Как правильно купить страховку?
Засуха 2010: цены поднимутся?