Сегодня:  
Мы в соцсетях
СелНовости
Архив статейКультура Вячеслав Тихонов, из биографии

Вячеслав Тихонов, из биографии

Вячеслав Тихонов:
От Пенькова до Берлина

Начало актерского пути Вячеслава Тихонова чем-то похоже на сказку о Золушке, которой добрая фея помогла в главную минуту ее жизни. В случае с Тихоновым в роли Золушки выступил он сам, феей оказался его будущий учитель - знаменитый педагог Борис Владимирович Бибиков.
...Приемные экзамены во Всесоюзном государственном институте кинематографии закончились. На лестнице, уткнувшись лицом в стену, плакал высокий худенький юноша. Что-то в этой скорбной фигуре привлекло внимание Бибикова, набиравшего в том году актерскую мастерскую.
- Его тонкие плечи вздрагивали, - вспоминал потом Бибиков. - Он плакал от обиды, от горя, от какой-то безысходности. И я сказал ему: «Успокойся. Я возьму тебя. Приходи в сентябре учиться».

Родился Тихонов в небольшом подмосковном городке Павловском Посаде, известном своими великолепными «павловскими» платками. Отец работал на фабрике, мать - воспитателем в детском саду. Вячеслав Васильевич хорошо помнит годы войны, она началась, когда ему было тринадцать лет. Из школы он пошел в ремесленное училище - стране нужны были рабочие руки. Родители видели его дипломированным инженером и отправили в Москву подавать документы в Автомеханический институт. Он отнес их... в Институт кинематографии.
Тихонов учился на втором курсе, когда режиссер Сергей Герасимов начинал снимать фильм «Молодая гвардия» по роману Александра Фадеева. Кроме студентов из своей мастер¬ской Герасимов пригласил в картину несколько учеников Бибикова и Пыжовой: Нонну Мордюкову, Вячеслава Тихонова, Сергея Гурзо, Тамару Носову. Тихонов играл роль Володи Осьмухина, оставшегося несколько в тени рядом с главными героями. Тихонов на экране себе решительно не понравился: худой, нескладный парень с длинным носом! Таким жестким в самооценке он останется на всю жизнь.
Работа в «Молодой гвардии» стала не только важной вехой в актерской биографии Тихонова. Она сблизила его с сокурсницей - красавицей Нонной Мордюковой. Вскоре они сыграли свадьбу. Родился сын Володя. Позже семья получила маленькую комнату в коммунальной квартире.
Он окончил институт с отличием и был принят в труппу Театра-студии киноактера. Здесь Тихонов с успехом сыграл роль Мити в спектакле «Бедность не порок». Там его и приметил Эраст Гарин, задумавший поставить пьесу Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». «Он меня изумил своей неж¬ной лиричностью и волевым напором», - сказал о Тихонове Гарин. И отдал ему роль Юноши-Медведя, сложную и многогранную. Актеру надо было передать двойственность героя, его жажду любить и боязнь любви, зарождавшееся, гибельное для него чувство к Принцессе. Вся театральная Москва заговорила о появлении молодого, красивого и очень одаренного артиста. Публика «ходила на Тихонова»...
Но по-прежнему манил экран. Тем более что рядом была жена, Нонна, уже добившаяся за эти годы признания зрителей, Сталинской премии, новых ролей в кино. Семьи, где муж и жена - актеры, редко бывают счастливыми. Уже тогда в их браке появились первые трещины.

После смерти Сталина, в годы оттепели, советский кинематограф обрел новое дыхание. Росло число фильмов, выходящих на широкий экран, перестали быть запретными темы и сюжеты, к которым прежде режиссеры не решались обращаться.
Талантливый режиссер Станислав Ростоцкий, хорошо знавший Тихонова по институту, предложил ему роль Матвея Морозова в фильме «Дело было в Пенькове». Роль острохарактерную, каких актер до этого не играл. Но выбор режиссера не одобрил Сергей Антонов, автор повести, по которой снималась картина. Ростоцкий не сдавался - он отстоял актера. Так началось их многолетнее сотрудничество, принесшее обоим настоящий успех.
Ростоцкий рассказывал: «Я знаю, что и сам Тихонов считал роль Матвея переломной в своей биографии. Не скрою, мне приятно с этим согласиться, хотя я уверен, что рано или поздно, не в этом фильме, так в другом Тихонов неизбежно пережил бы второе рождение».

...В музее крупной китайской киностудии в городе Чаннджунге на одном из стендов я увидела портрет Вяче¬слава Тихонова в роли Виктора Рай¬ского из фильма «Чрезвычайное происшествие» («ЧП»). Генеральный директор студии сказал: «Мы до сих пор любим этот ваш фильм и вашего прекрасного актера Тихонова». Замечу, что с момента создания картины прошло уже полвека!
Райский - одессит. Тихонов находит точные краски, чтобы передать облик уроженца этого славного города, его юмор, общительность, непринужденность. Сюжет картины основан на подлинных фактах. У Виктора Райского был реальный прототип - моряк Виктор Ляховский. Тихонов встретился с ним. Актер вспоминал: «Виктор вначале показался мне слишком спокойным, даже немного застенчивым. Но потом, когда я попросил его рассказать обо всем, что ему пришлось пережить, он разговорился так живо, так образно и остроумно, что я почувствовал в нем своего героя».
Эта роль дала Тихонову возможность сыграть героя, живущего как бы в маске: только так, на грани смертельного риска, он может вести борьбу с врагами, не вызывая их подозрений. Может быть, эта работа в фильме «ЧП» помогла Тихонову много лет спустя блестяще воплотить на экране образ Штирлица-Исаева.
В ряду образов людей храбрых и самоотверженных стоит и роль, которую Тихонов сыграл в фильме «Мичман Панин», снятом Михаилом Швейцером, который тоже хорошо знал актера по их общим студенческим годам. Режиссер говорил: «Я был покорен Тихоновым. Не мог забыть того невероятного набора актерских приемов - ярких и разнообразных, которые он показал в «Мичмане Панине». Тогда же, помню, подумал о том, что хорошо было бы нам еще вместе поработать».
Это намерение Швейцер реализовал в фильме «Карусель», снятом по рассказам Чехова. За 15 минут - столько длился фильм - Тихонов сумел рассказать сложную историю о пробуждении в циничном, холодном человеке стыда, жалости к униженной им нищей гувернантке. И сделал это актер поистине в чеховской манере, проникая в самые глубины человеческой души.
К тому времени окончательно распался его брак с Нонной Мордюковой. Сын остался с матерью. С тех пор каждый шел своей звездной дорогой. За все последующие годы и по сей день Вячеслав Васильевич ни разу не позволил себе ни одного высказывания в адрес бывшей жены. В ответ на назойливые вопросы журналистов или тактично их пресекал, или просто отмалчивался, давая понять, что не склонен обсуждать эту тему. Благородство его героев, конечно же, производное от личности самого актера.

В творческой биографии Тихонова просматривается любопытная закономерность: особенно охотно он работал с теми режиссерами, с кем судьба свела его еще в студенческие годы. В том числе и с Сергеем Бондарчуком, сотоварищем по съемкам «Молодой гвардии». Приступая к экранизации романа Льва Толстого «Война и мир», Бондарчук предложил Тихонову роль Андрея Болконского. Актер не мог не знать, что до этого претендентами на эту роль были Иннокентий Смоктуновский и Олег Стриженов. Смоктунов¬ский отказался, по¬тому что хотел играть Пьера Безухова. Стри¬женов тоже отклонил предложение режиссера. Разумеется, это не могло не повлиять на настроение Тихонова, для которого всегда был особо труден момент «вхождения» в роль.
Актер признавался: «Для меня еще одно существенно - ощущение некой невесомости. Страх перед вступлением в новую жизнь, жизнь моего героя. Как у писателя - перед листом чистой бумаги, у художника - наедине с еще не тронутым краской холстом. Состояние полной прострации. И всегда первый импульс - отказаться, бежать от неведомой тебе жизни... А потом начинается привычная и родная тебе работа. И просто уже не помнишь, когда, в какой момент и каким именно способом роль становится частицей тебя, тобой».
Забегая вперед, скажем: сам Вячеслав Васильевич своей работой в «Войне и мире» остался недоволен. Оценка критиков тоже была неоднозначной. Кто-то укорял его в монотонности игры, кто-то - в излишней холодности. Хотя у Толстого есть такие строки о князе Андрее: «...он остановился у стола... и принял свое всегдашнее, спокойное и непроницаемое выражение».
Тихонову было нелегко на съемках картины. Бондарчук - постановщик фильма и исполнитель роли Пьера Безухова - оставил судьбу Андрея Болконского как бы на втором плане. Между тем именно драматический спор Андрея и Пьера относительно смысла жизни, назначения человека поставлен в романе во главу угла. Тихонов был во многом лишен этой опоры. К тому же у Толстого Пьер значительно моложе князя Андрея, не случайно Болконский говорит Пьеру «ты», а Пьер ему - «вы». Бондарчук, которому в это время было за сорок, никак не выглядел моложе Тихонова, который по жизни был младше его на восемь лет. Своим внешним обликом такой Пьер как бы лишал Андрея Болконского права старшинства, определявшего их отношения.
Тихонов тяжело переживал результат этой работы. Возникло желание вообще уйти из кино. Но снова помог старый друг Станислав Ростоцкий, который заговорил с актером о роли учителя Ильи Семеновича Мельникова в картине «Доживем до понедельника». Однако, прочитав сценарий, Тихонов отказался: «Нет. Не мое...» Режиссер не отступал: «Прочти еще раз». Выполнив желание режиссера, Тихонов опять вернул ему сценарий с теми же словами: «Это не моя роль». Тогда Ростоцкий решил использовать их давнюю дружбу, попросил: «Если ты мне друг, то должен сыграть Мельникова». И Тихонов вышел на съемочную площадку нового фильма.

Автор: Эльга Лындина

Поделиться

Отзывы

Комментариев к статье нет!

Другие публикации

Старинный праздник - новоселье
Подарок на 8 марта
В России сократят часовые пояса
Елена Воробей: “Говорить о любви мне немножко грустно”
Погадаем на рождество