Снятие санкций с Ирана делает южное направление для РЖД весьма перспективным, в плане наращения торговли со странами, на территории которых проживает более двух миллиардов жителей.
Международный проект РЖД «Север – Юг», анонсированный компанией еще в 2000 году, переживает второе рождение. Этот транспортный коридор связывает российские порты на Балтике с иранским портом в Персидском заливе. Однако, до недавнего времени доставка груза из индийских портов с использованием железнодорожного коридора стоила почти вдвое дороже, чем морским транспортом.
Ситуация стала меняться с момента, когда вероятность отмены санкций в отношении Ирана стала достаточно высокой.
Сначала в 2014 году Иран и Индия подписали соглашение на 8 млрд долларов, согласно которому будет построена железная дорога от иранского порта Чахбехар до афганистанских железорудных месторождений, разрабатываемые индийскими компаниями.
В прошлом году РЖД договорились о сотрудничестве с Азербайджаном и строительстве ветки до иранского города Решт, а в этом году страны заключили соглашение о сквозном тарифе в отношении коридора «Север – Юг». Кроме того азербайджанские власти заключили договор с Ираном о строительстве еще одной железной дороги, которая свяжет обе страны.
Все предпринятые усилия позволили существенно сократить расходы на доставку грузов по линии «Север – Юг», сделав ее почти на четверть дешевле только морской перевозки. Выгодный тариф обусловлен использованием автомобильного, морского и железнодорожного транспорта и ускорением времени доставки почти вдвое по сравнению с традиционным способом.