Сегодня:  
Мы в соцсетях
СелНовости
Экономика Малый бизнес в России: малый – не значит маленький

Малый бизнес в России: малый – не значит маленький

Малый бизнес в России: малый – не значит маленькийНе на монополистов-миллиардеров, а на мелкий и средний бизнес опирается экономика в развитых странах, на которые так любит ссылаться наша власть. Благодаря ему там создается до 60 процентов ВВП. А у нас - лишь 10.

Безответственность чиновников - вот одна из главных преград для развития малого бизнеса в глубинке.

«Русские окна» - так называется малое предприятие в Кириллове, где я - в числе учредителей, а ведущий специалист - толковый парень Николай Громов. Прежде мы делали деревянные окна для коттеджей, бань и дач так: покупали брус аж в Москве, везли к себе в Кириллов, на Вологодчину, в лесные края. Один перевоз чего стоил! Но приехал в село Липин Бор предприниматель из Франции Жорж Гуссуб, организовал глубокую переработку древесины. И мы, чтобы снизить затраты, решили объединить его оборудование и нашу идею.
Ведь что получается: рынок наводнили зарубежные окна из металла и пластика. Они больше для офисов подходят, чем для жилья. А мы что же, в богатой лесом стране разучились делать окна из экологически чистого материала - дерева? Вот и решили доказать, что нет, не разучились. К тому же свое дело кормит не только мою семью. Благодаря ему в Кириллове и районе еще 80 рабочих мест появилось. Правда, ни разу власти не сказали за это спасибо. Зато люди благодарят и я доволен.

...Мой путь в малый бизнес начался с небольшого маслозавода в селе Чарозеро. Завод уже почти умирал, а если бы помер, куда крестьянину сбывать молоко? Я организовал дело, и оно пошло, но удержать его не смог. На то была не одна и не две причины. Маслозавод в Кириллове отказал в аренде молоковоза - на чем вывозить сырье из глубинки? Тогда я решил купить его у завода, но мне предложили заплатить за старый молоковоз как за новый.

Дальше - еще «интереснее». На рынке в Вологде торговали поддельным маслом, на ценнике стояло: «Масло из Чарозера». Пошел я к заместителю губернатора, попросил: пресеките произвол с подделкой масла. А он развел руками: мол, не мое дело. А чье? Ведь я обращался не к нему лично, а к представителю государства - чувствуете разницу?

Я бы, может, и не стал вспоминать эту историю, если бы весь мой дальнейший предпринимательский опыт не доказал мне и таким, как я: власть от поддержки малого бизнеса отстраняется. Нет у государственных мужей к нему влечения. Но почему?! Ведь это создание новых рабочих мест. И дополнительные налоги в казну.

Любое дело, если ему не помогать развиваться, глохнет. Тем более такое новое, необычное для нашего сельского человека. Энергичных, предприимчивых людей в глубинке не хватает - это видно, что называется, невооруженным глазом! Проблема даже не в стартовом капитале, проблема - в головах, то есть в сознании. Новую экономику представляют в основном люди среднего и старшего возраста, а молодежь их не подпирает - вот что тревожно. Поэтому сельский малый бизнес не просто надо поддерживать - его насаждать надо. Разумеется, не насильственными методами, как когда-то загоняли в колхозы, а путем создания привлекательных условий.

Море слов сказано о том, что малый и средний бизнес - кровеносная система экономики. А на деле? Положительных примеров совсем мало. Вот один такой: оживлению бизнеса в райцентрах и на селе способствовало введение налога на вмененный доход. Это разумный шаг. Что важно - налог программируем. Разница в годовых выплатах по нашему предприятию до введения налога и после составила сотни тысяч рублей.

А вот другой пример. В 2004 году в сельской местности Вологодской области в сфере потребительского рынка предприниматели жили почти что в безналоговом режиме. Согласно областным законам коэффициент был уменьшен в 100 раз. А с 1 января 2005 года он увеличен в 30 раз! Зачем такие колебания? Неразумно иметь очень низкий налог, но и очень высокий - также неразумно. Думаю, устанавливать ту или иную планку налогов надо бы с учетом того, в каком состоянии находится сельское предпринимательство. Но до такого общения малого бизнеса и власти - чтобы выясняли, учитывали, прогнозировали - далеко. Зато существует общение другого рода.

Прочитал в областной газете «Русский Север» письмо С. Урюпина, Л. Тесаловской (и еще 15 подписей) из Верховаж¬ского района - самого северного и самого бедного в области. Название характерное: «Бизнес с петлей на шее». Не письмо - крик души. «С 1 января 2005 года на нас свалилось много всяких неприятных нововведений со стороны налоговой службы и контролирующих органов», - пишут они. Далее перечисляют эти неприятности. Увеличили в 25 раз (!) единый налог на вмененный доход. Чистый доход небольшого сельского магазина в месяц - 6450 рублей. Причем он подвержен риску. Теперь посчитайте, что при новой налоговой ставке останется предпринимателю? Другая беда: решением федеральной налоговой службы приказано адаптировать кассовые аппараты к работе с ЭКЛЗ (электронные кассовые ленты) или покупать новые. К тому же аппараты ежегодно надо обновлять этими ЭКЛЗ, что будет стоить от 12 до 40 тысяч рублей.

Но главная преграда для развития малого бизнеса в глубинке - это отсутствие должностной, финансовой и правовой ответственности чиновников за их действия. Допустим, чиновник принял неразумное решение. Чтобы опровергнуть его, предпринимателю нужно практически оставить работу, обивать пороги прокуратуры и судов. И даже если он докажет правоту, чиновник не понесет наказания.

Возьмем уровень выше. Господин Греф и другие министры в правительстве России уверяют: инфляция не превысит в наступившем году 10-11 процентов. А региональная энергетическая комиссия Вологодской области установила такой тариф на тепло на 2005 год, что у нас в Кириллове его стоимость стала выше прошлогодней на 26,7 процента. А еще будут расти цены на бензин, электроэнергию, услуги. Невольно приходишь к выводу: в правительстве любят монополистов. А они фактически стали вторым после чиновника препятствием на пути развития малого и среднего бизнеса.

Известно, что происходит с проблемами, которые загоняются вглубь и не обсуждаются. О том, что происходит сегодня с малым и средним бизнесом, даже поговорить негде. Ни в районной газете, ни в областных - они подконтрольны властям. И вот два года назад кирилловские предприниматели объединились, организовали выпуск новой районной газеты «Окно» и стали публиковать в ней объективную информацию об экономической жизни района. Что тут началось! Как посмели говорить о бедах публично, не испросив разрешения чиновников!

Или другой пример. В районах, где избирали глав администрации, предприниматели, как правило, поддерживали «неправильных» кандидатов - то есть тех, кто не связан с действующей властью. И опять крик. А я так думаю: чем кричать, лучше бы спокойно подумали о том, что люди устали от некомпетентности и самоустранения действующей власти.

Автор: Николай Титов, сельский предприниматель г. Кириллов, Вологодская область

Поделиться

Отзывы

Комментариев к статье нет!

Другие публикации

Перспективы ипотечного кредитования на 2015 г.
Как выбрать типографию для печати газет
Самый простой способ обменять Яндекс.Деньги на Exmo
Утилизируем отходы
Кто на самом деле зарабатывает на покемонах?