Сегодня:  
Мы в соцсетях
СелНовости
Культура Свет несказанного счастья: о подмосковном музее-усадьбе "Абрамцево"

Свет несказанного счастья: о подмосковном музее-усадьбе "Абрамцево"

Свет несказанного счастья: о подмосковном музее-усадьбе АбрамцевоВы бывали когда-нибудь в подмосковном музее-усадьбе «Абрамцево»? Именно в этом сказочном уголке, где среднерусская природа с рощами, полянами, оврагами, перелесками, околицами деревень омыта родниковым воздухом, живописец и график Валентин Александрович Серов написал знаменитое полотно «Девочка с персиками»

В Абрамцево находилось имение крупного промышленника Саввы Ивановича МамонтоваИзвестнейший меценат был яркой личностью: знаток театрального и изобразительного искусства превратил свой дом во второй половине XIX века в центр художественной жизни России. Частыми гостями и ближайшими друзьями его были братья Васнецовы, Василий Поленов с сестрой Еленой, Михаил Врубель и, конечно, Илья Репин. В этот блистательный круг Илья Ефимович ввел своего любимого ученика, проявившего с раннего возраста талант к рисованию, Валентина Александровича Серова.

Солнечным летним днем 1887 года двадцатидвухлетний, красивый, русый, с небольшой бородкой и голубыми глазами, статный юноша вернулся из поездки по Италии, где наслаждался произведениями мастеров Возрождения. Он приехал в родные пенаты и неза медлительно отправился в Аб рам цево. В уютном доме, в окружении радушных хозяев Валентин Александрович всегда отдыхал душой. Однажды после обеда он остался наедине со старшей дочкой Мамонтовых, двенадцатилетней Верой. Молодой человек внимательно наблюдал за девочкой и вскоре попросил ее позировать для портрета. Предполагаемых десяти сеансов оказалось мало. Серов работал над картиной в течение месяца и завершил ее в сентябре того же года.

А вот как рассказывает историю создания картины сын самой Веры Саввишны Юрий Александрович Самарин.

Однажды Серов увидел, как Верушка, запыхавшись во время излюбленной игры в «казаки-разбойники», в розовой блузке с синим бантом вбежала в комнату, схватила персик и села за стол. Тогда художник и уговорил резвую девчушку позировать ему. Валентин Александрович проникся искренней симпатией к милой Верочке. Умиротворяющая атмосфера, царившая в Абрамцево, вдохновляла его на создание лирического портрета. В награду за терпеливое сидение натурщица могла с удовольствием лакомиться сочными и вкусными персиками, которые, кстати, выращивались в местной оранжерее. Ближе к вечеру «коллеги по работе» совершали прогулку верхом на лошадях. Серов, одетый в полосатый жокейский костюм, садился на небольшого шустрого иноходца по прозвищу Узелок, а Вера - на славного маленького пони.

Старшая дочка Мамонтова имела тонкие черты ли ца, красивые умные карие глаза с длинными ресницами и густые брови. Естественный румянец на щеках придавал ее внешности особое обаяние. Верочка очень привязалась к своему «мучителю»-художнику, она воспринимала его как друга, спутника игр. Любимой шалостью для девочки и ее младшей сестры Шуреньки было подкрасться к коротышке Серову, который, сидя на диване, не доставал до пола, схватить его за ноги - одна за правую, другая за левую - и опрокинуть на спину. Что ж, любую шутку и «издевательство» над собой можно простить, чтобы вновь услышать заливистый смех девчонок!

Позднее, когда Елизавета Григорьевна, жена Саввы Ивановича Мамонтова, уехала с дочерьми в Италию, Серов, с легкой печалью вспоминая веселые дни в Абрамцево, писал: «Как чувствуют себя мои подружки? Все так же бодра и неугомонна Верушка? Не хотелось ли ей дорогой опрокинуть за ноги какого-нибудь австрияка или англичанина?»

Когда читаешь нежные и трогательные письма Валентина Александровича к Елизавете Мамонтовой, может даже сложиться обманчивое впечатление, будто великий художник страстно любил Елизавету Григорьевну. Но нет, тут, скорее, другое. Серов от носился к ней... как к матери, потому что в детстве был лишен семейного тепла. В конце восьмидесятых годов, когда автор «Девочки с персиками» жил в Пе тербурге и уже был женат, он не пе реставал писать госпоже Ма мон товой и почти в каждой строчке рассказывал о том, как часто она ему снится...

О взаимоотношениях же Серова и Саввы Ивановича Мамонтова можно судить по огромному числу портретов и особенно альбомных зарисовок, сделанных рукой Валентина Александровича.

Верочка тем временем вы ро с ла, превратившись из озорной поедательницы персиков в прелестную девушку. 26 ян варя 1903 года он вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, племянника славяно фи ла Юрия Федоровича Сама рина. Обе незаурядные семьи - Мамонтовых и Самариных - пред ставляли не только разные сословия, что в те времена имело большое значение, но и разные общественно-политические устремления. Но это не помешало Вере Саввишне завоевать любовь и уважение родителей Александра Дмитриевича. Чудесный муж, любимые дети Юра, Лиза и Сережа, достаток, покой... Жизнь обещала много счастливых дней.

Но судьба распорядилась иначе. В ночь на 27 декабря 1907 года Вера умерла. Молодая, 32-летняя женщина, полная сил и обаяния, сгорела за несколько дней от воспаления легких. А через четыре года, 22 ноября 1911 года, внезапно, прямо на улице умер от сердечного приступа Серов. Ему было 46 лет.

У художника и его модели финал оказался одинаково неожиданным и потому особенно трагическим. Но остались навсегда персики на столе, чудесная, словно пронизанная розовым светом девочка и ощущение пронзительного счастья.

Автор: Мария Тарощина

Поделиться

Отзывы

Комментариев к статье нет!

Другие публикации

Новогоднее оформление фасадов домов
История воронежского Карузо
Колыванский музей — центр культурной жизни
Поговорим о книге Пелевина "Священная книга оборотня"
Открытие новых музеев до конца 2017 года