Сегодня:  
Мы в соцсетях
СелНовости
Культура Играем в классики

Играем в классики

Первые сериалы нового времени «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро» вышли на экраны всего десять лет назад. Ныне многосерийных фильмов, идущих на нашем ТВ, так много, что для удобства их можно разделить на четыре масти: бубны, черви, пики, трефы.

Бубны

Это, разумеется, мыльные оперы. Наши и латиноамериканские. Картонные выгородки. Искусственные лица. Деревянная пластика. Неуклюжие диалоги. Съемки в режиме реального времени. Практика показывает: похороны мыльной оперы, о которых поспешили объявить критики, откладываются на неопределенный срок. Их популярность неизменна и необъяснима. Примеры тому - «Клон», «Бедная Настя», «Грехи отцов».

Сто серий «Насти» снимались так: серия в день. Особую гордость продюсеров вызвало то обстоятельство, что «Настю» закупили в самой Латинской Америке. К мыльным операм можно причислить и все фильмы, снятые по романам Дарьи Донцовой, и «Мою прекрасную няню», и «Вовочку».

Критика презрительно называет мыльные оперы жвачкой, однако это скорее воплощение ярких, без нюансов человеческих чувств и отношений, не подпорченных реальностью. Может быть, поэтому они так популярны среди домохозяек.

Черви

Любовные драмы с авантюрно-криминальным оттенком. «Близнецы» и «Я тебя люблю», «Родственный обмен» и «Усадьба», «Ландыш серебристый» и «Дальнобойщики», знаменитый «Участок» и экранизации романов Татьяны Устиновой.

Создатели этих мелодрам стыдливо называют их не сериалами, а многосерийными художественными фильмами. Это вообще жанр стыдливый, сам себя не узнающий: уже не мыло, но еще не кино. Мелодрамы занимают треть, если не половину сериального экранного времени. Их целевая аудитория - работающие женщины средних лет.

Пики

Мужская продукция. Началось все с «Бандитского Петербурга». Тяжелый криминал с последующим отстрелом, военный десант с последующим обстрелом и милицейская операция с последующей облавой. Названия односложные, энергичные: «Спецназ», «Сармат», «Штрафбат», «Менты», «Бригада», здесь же «Агент национальной безопасности», «Камен-ская», «Парни из стали». Более ласковые и женские «Центральный округ» и «Сыщики».

За криминально-милицейской темой стоит государственный заказ. Гласный или негласный - все равно. Государство, у которого нет идеологии, заменяет ее положительным героем. В идеологию можно не верить, а как не поверишь честным глазам Лехи Николаева из «Агента национальной безопасности»? Выходит, что Леха Николаев и есть наша идеология, потому что именно он своим ежевечерним присутствием на экране укрепляет нашу веру в незыблемость государственных устоев.

Трефы

Самая серьезная и загадочная часть телепасьянса - экранизации. Все дело в «Идиоте». Снимали для избранных, а получилось - для всех. «Идиот» - это уже настоящее кино без скидок. Такой успех повторить трудно, однако Первый канал сделал два своих грандиозных проекта - «Московскую сагу» Аксенова и «Детей Арбата» Рыбакова. Аудитория экранизаций - от мала до велика.

Чем сердце успокоится

Сериальное движение набирает силу. Количество в большинстве случаев не переходит в качество, однако рейтинги по-прежнему растут. Можно лишь догадываться о том, что будет дальше. Скорее всего, кризис жанра. Студии уже сегодня переживают дефицит современных идей, тем и сюжетов. Все снято и все придумано.

Может быть, с этим, а может быть, и с успехом состоявшихся экранизаций связано повальное увлечение русской классикой. Экранизируется все: «Мертвые души», «Анна Каренина», «Мастер и Маргарита», «Золотой теленок», «Доктор Живаго», романы Акунина... В ближайшее время нас ждет фантастическая по масштабам «игра в классики». Но вот что удивительно: именно эта игра привела в сериалы серьезных кинорежиссеров и актеров. «Каренину» снимает Сергей Соловьев, «Мертвые души» - Павел Лунгин, «Мастера» - Владимир Бортко. Олег Меньшиков участвует одновременно в трех проектах. Великая русская актриса Инна Чурикова после «Идиота» появилась уже в трех фильмах.

Эта тенденция абсолютно не отвечает западной практике. Там кино отдельно, а сериалы отдельно. Кинозвезда редко когда мелькнет на телеэкране, а театральный актер - в кино. Мы, как всегда, идем другим путем. Причин этому две. Первая: только участие в сериалах позволяет режиссерам и актерам заработать деньги. Вторая: российский человек даже в унифицированном потоке пытается найти лазейку для творчества, превращая технические приемчики сериалов в акт искусства. Хочется верить в это.

Автор: Ольга Шумяцкая

Поделиться

Отзывы

Комментариев к статье нет!

Другие публикации

История воронежского Карузо
Немного о любви в советских фильмах
Свадебный торт как символ сладкой и счастливой жизни
Немного об истории фарфора
Колыванский музей — центр культурной жизни